Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2007


ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

Письма из будущего

С тем, что давать прогнозы — дело неблагодарное, можно поспорить. А если прогноз сбудется? Тогда в ваших руках явное преимущество — путеводная нить Ариадны! Кто-то эту нить захочет отдать в руки начинающему жить человеку. И тогда роль прогноза возрастает в разы...

А все-таки, можно ли в самом деле заглянуть в будущее ребенка? Да, поскольку его неясные очертания уже формируются пока в виде представлений и фантазий. Эти представления пластичны и изменяемы, моделируемы родителями или иными людьми и даже просто потоками информации. Но их уже можно рассмотреть.

И в этом нам помогут сами дети, если мы попросим их представить себя шестидесятилетними людьми, умудренными опытом, и написать свою автобиографию, в которой рассказать о пройденном жизненном пути и цели своей жизни. Эту процедуру может проводить учитель русского языка и литературы на своих уроках. При этом будут преследоваться несколько целей.

Во-первых, дети будут учиться работе над стилями речи: художественным и официально-деловым. Оформление деловых бумаг — насущная проблема времени. И составление автобиографии — первый шаг в этом направлении, который позволяет учащимся овладеть теоретическими знаниями о сфере применения официально-делового стиля, его функциональных и языковых особенностях. Дети учатся придерживаться признаков официально-делового стиля, не смешивая его с признаками художественного и разговорного стилей.

Во-вторых, работа над автобиографией помогает в анализе образа литературного героя, позволяет понять жизнь героя в произведении через собственные переживания и собственный опыт. В автобиографии ребенок описывает свои черты характера. Это помогает ему анализировать характер героя литературного произведения. Верно и обратное утверждение. Именно поэтому после знакомства детей с произведениями А.С. Пушкина («Дубровский», «Капитанская дочка»), И.С. Тургенева («Муму», «Ася», «Бежин луг»), Л.Н. Толстого («Детство», «Отрочество») ребята уже способны обсуждать такие острые проблемы, как проблемы долга, чести, ответственности, совести, разговор о которых продолжается во внеурочное время, например на диспуте «Береги честь смолоду», классном часе «Чтобы не было неправды и зла на земле».

А это и есть третья цель. Работа над сочинениями позволяет выйти на личность ребенка, определить его жизненную позицию и активно влиять на ее формирование.

Личность ребенка может быть раскрыта при анализе сочинений. Остановимся на нем более подробно. Он схож с контент-анализом текстовых документов. Ранее в газете «Школьный психолог» были публикации на эту тему, например, статья З. Гришановой и Е. Левченко »К вопросу о диагностике психического здоровья» (№ 43, 2001). Авторы описывали опыт контент-анализа детских сочинений в рамках воззрений Маслоу, Роджерса с использованием заданных 5 категорий для контент-анализа.

Наш опыт иной, заданных категорий мы не используем. Исследователю предоставлена творческая свобода. Но при этом анализ сочинения проводится по определенному алгоритму, включающему в себя два этапа. Первый этап — смысловой анализ текста. Второй — структурный анализ текста.

Затем можно заняться «правкой» жизненного пути, пусть даже вымышленного, придуманного. А еще позже — проверить эффективность коррекции с помощью написания новой «автобиографии»... Представляете, как интересно ребенку испытать себя в новой роли и проследить свою «вторую» жизнь в другом формате! А как интересно классному руководителю, педагогу и психологу через детские сочинения постичь особенности детской души!

Итак, приступим к анализу сочинения. Например, этого, написанного учеником 6-го класса, имеющим проблемы в школе, связанные с нарушенным поведением. Сохраняем построчную структуру сочинения в авторском варианте для последующего анализа.

Таблица 1

Таблица 2

Результаты смыслового
и структурного анализа детского сочинения

Направленность
личности
Объем
(в строках)

Представленность
в общей структуре
(в %)

Стремление к получению удовольствий, к развлечениям 11,7 26
Стремление к созданию семьи, рождению детей 8,3 19
Интерес к вопросам пола, стремление к смене сексуального партнера 7,6 17
Склонность к девиациям: 6,5 из них: 15 из них:
   — нарушения поведения 2,5 6
   — склонность к алкоголизации 2,3 5
Стремление к обучению: 6,2 из них: 14
   — обучение как получение профессиональных навыков 2,7 6
   — обучение как общение 1,5 3
Озабоченность здоровьем, мысли о смерти 2,5 6
Озабоченность материальным благосостоянием 1,3 3
Всего

44,1

100

Исходя из предположения, что ребенок проецирует себя в данном сочинении, можем представить структуру направленности личности автора текста.

Для данного ребенка характерно стремление к эмоционально насыщенному общению, развлечениям. Высок риск девиантного поведения (нарушение принятых социальных норм, риск алкоголизации как выхода из стрессового состояния). Риск увеличивается из-за малой озабоченности вопросами здоровья и материального благосостояния. Можно прогнозировать волевую неустойчивость, поскольку автор описывает в своем сочинении частую смену сексуальных партнеров. Пубертатный возраст отражается в фиксации на вопросах пола, семьи. Подобная фиксация может свидетельствовать и о семейном неблагополучии. Имеет место личностная незрелость, проявляющаяся в завышенной самооценке, недостаточно развитом чувстве долга (не будет служить в армии), недооценке жизненных трудностей, гедонизме. Проявляются черты демонстративности (я страдал, а дети мне сочувствовали) и признаки невротизации (грыз ногти). Ребенка интересует учеба и как средство для получения профессии, и как возможность общения со сверстниками.

По объему написанного (при отсутствии нарушений почерка) можно сделать и дополнительные выводы. Например, если проанализировать объем детских сочинений, то окажется, что за время урока дети шестого класса в среднем пишут сочинение из 36 строк (при среднеквадратичном отклонении равном 10). Следовательно, анализируемое сочинение по своему объему входит в зону верхней границы средних значений. То есть, психическая активность ребенка высока. Ученик склонен к фантазированию, имеет богатое воображение.

У нас получился психологический портрет автора сочинения. А теперь почитаем «Духовный портрет» автора, который дает классный руководитель:

«Семенов Коля — очень подвижный, веселый мальчик. Он — душа нашего класса. Очень находчивый и сообразительный, любит свой класс и красивых, добрых девчонок. Коля — походник. В походе он незаменимый человек: найдет нужный путь, разведет костер, сварит обед и всех накормит.

Коля — любитель животных, он их даже умеет лечить. Все учителя хвалят Колю за умение учиться, желание отвечать на уроке. Но, не получая должного внимания со стороны родителей, Коля все чаще становится нарушителем дисциплины в классе, плохо влияет на ребят, которые слабее его умственно и физически, бесцельно проводит свободное время. У учителей возникают опасения за его поведение».

Итак, классный руководитель выделяет у ребенка такие черты:

— открытость, общительность, веселый нрав, активность, стремление к лидированию (гипертимность);

— способность к эмпатии, сочувствию (эмоциональная лабильность, сензитивность);

— фиксация на вопросах пола (волевая неустойчивость);

— нарушения поведения (эмоционально-волевая неустойчивость).

Простое сравнение показывает, что самоописание и учительская характеристика ребенка совпадают.

При изучении индивидуально-психологических особенностей личности ребенка с помощью «Индивидуально-типологического опросника» (Л.Н. Собчик) отмечаются следующие черты: откровенность, экстравертированность, эмоциональная лабильность, сензитивность, что согласуется с вышеприведенными результатами исследования личностных особенностей ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что анализ детских сочинений на тему «Автобиография» дает возможность диагностировать индивидуально-психологические особенности авторов сочинений и определять основную направленность личности ребенка. При таком исследовании дети не будут отвлекаться на проведение дополнительных психологических тестов.

Александр БАДАК,
педагог-психолог
Татьяна БАЛЫКОВА,
учитель русского языка и литературы
МОУ СШ № 1,
пос. Пограничный,
Приморский край