Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2007


МОЗАИКА

БОЛЬШИЕ ЛЮДИ

Уже давно установлена статистическая закономерность – люди высокого роста в целом зарабатывают больше, чем их низкорослые ровесники. И оказывается, дело тут не в дискриминации. Новое исследование показало, что высокие люди также умнее, чем низкие. Даже в три года, еще до того, как ребенок идет в школу, высокие дети показывают лучшие результаты в тестах на общее развитие, чем дети низкого роста. Британские ученые следили за детьми, родившимися в 1958 и 1970 годах, на протяжении их жизни. Похожее исследование было проведено в США, где ученые сравнили рост человека и выбор профессии. Выяснилось, что более высокие люди выбирают высокооплачиваемые профессии. И для мужчин, и для женщин в Соединенных Штатах и Великобритании преимущество высоты в четыре дюйма приравнивалось в среднем к 10-процентному увеличению заработной платы. Связь между ростом и интеллектом, возможно, объясняется тем, что до трех лет, когда формируется будущая способность к обучению, дети, которые лучше питаются и получают больше внимания от родителей, не только развиваются, но и растут быстрее.

По материалам www.sciencedaily.com

ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ...

Порядочным человеком можно считать того, кто не только на людях, но и вдали от людских глаз ведет себя безупречно. Но люди, увы, несовершенны — большинство из нас с легкостью совершают мелкие грешки (а порой совсем даже и не мелкие), если уверены, что никем не будут замечены. Например, во многих офисах существует практика свободного доступа сотрудников к нехитрому угощению вроде чая или кофе с конфетами и выпечкой. Угощение не бесплатное — за каждую чашку или булочку полагается опустить в копилку их стоимость. Правда, если этого не сделать, никто может этого и не заметить, так что слегка погрешив против совести можно угоститься и бесплатно. Многие так и поступают — повсеместно собранные деньги не покрывают стоимости потребленных напитков и продуктов.

Английский психолог Мелисса Бейтсон провела простой эксперимент. В течение недели она скрупулезно подсчитывала содержимое копилок в комнатах отдыха нескольких фирм. Результаты оказались неутешительные — примерно четверть сотрудников «забывали» расплатиться за напитки и закуски. Тогда во всех этих комнатах были вывешены крупные плакаты с изображением мужчины средних лет со спокойным выражением лица, устремившего свой взгляд на присутствующих (художники хорошо знают, как достигается этот эффект, — если на портрете зрачки помещены посередине глазного яблока, создается впечатление, что взгляд с портрета устремлен прямо на тебя, где бы ты ни находился). В течение следующей недели наблюдений наполняемость копилок значительно возросла! Не так-то легко оказалось пойти на сделку с совестью под пристальным взглядом.

Открытием Бейтсон сразу же заинтересовались полицейские. Было предложено развесить подобные плакаты в людным местах для профилактики карманных краж и воровства в магазинах. Не очень верится, что это мера сможет подействовать на профессиональных воров, но кое-кого она наверняка удержит от импульсивного проступка.

Опыт английского психолога наводит еще на одну мысль. С давних времен бытовала традиция (сегодня почти утраченная) развешивать дома портреты уважаемых предков. Вероятно, под их взглядом человек невольно сверял свое поведение с их гипотетической оценкой, старался не уронить фамильного достоинства. Похоже, в этой традиции есть немалый психологический смысл, и к ней совсем нелишне было бы вернуться!

По материалам www.royalsoc.ac.uk

Подготовил Сергей СТЕПАНОВ