Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Homo Legens

Сборник статей:
Памяти Алексея Алексеевича Леонтьева
М.: Школьная библиотека, 2006

Латинское название этой книги настраивает на высокий лад — на миг возникает смутное ощущение, будто держишь в руках не книжицу в мягкой обложке, а драгоценный фолиант, полный мудрых мыслей. Увы, классическое образование давно вышло из моды, и большинство из нас в латыни не сильны — даже перевод названия («Человек читающий»), не вынеси его издатели на титульный лист, пришлось бы отыскивать в словаре. Откуда нашим современникам, которые «гимназиев не кончали», знать хотя бы начатки латыни? Ведь герои «иронических детективов» — самого популярного чтива современности — изъясняются совсем другим языком.
Впрочем, проблема эта — не только российская. Во всем мире подрастает поколение, умеющее читать только SMS-ки. А ведь «человек, который умеет читать, но не читает, ничем не лучше неграмотного». Понятно, почему эта проблема волнует школьных библиотекарей, — в их профессиональном издательстве книга и вышла. Но и психологи не могут ее не замечать. О каком личностном росте можно говорить на фоне массовой функциональной неграмотности?!
На психолога, воспитанного на брошюрах «Весь Карнеги за 100 минут», сам жанр «сборник статей» может навеять скуку. Но хочется верить, что таких нет среди наших читателей, поэтому книгу «Человек читающий» можно смело рекомендовать школьным психологам. Разумеется, как всякий сборник, книга разнородна по содержанию, и не все статьи привлекут равное внимание. Но многие наверняка окажутся очень интересны и полезны. «Детское чтение в переходный период», «Детское чтение глазами родителей», «Психологическая готовность ребенка к обучению чтению», «О мотивах чтения подростков» — вот названия лишь некоторых статей. Или вот еще: «Контент-анализ текстов массовой культуры», «Непрофессиональное писательство в Интернете», «О чем умолчал Джон Дьюи». Вы заинтересовались, не правда ли? В таком случае непременно разыщите эту книгу. Ибо она поистине из тех, что раскрывают глаза и расширяют горизонты.
Сборник посвящен памяти выдающегося психолога и лингвиста А.А. Леонтьева. Его большинство психологов, более знакомых с трудами его знаменитого отца, знают явно недостаточно. Хотя бы отчасти книга позволяет этот пробел восполнить.
На обложке сборника помещена фотография интеллигентного мальчика, который с книгой в руках сидит в старинном кресле возле книжной полки. Правда, этот умилительный портрет в интерьере кое-кого может и покоробить — на полке среди книжных корешков красуется икона, которой на самом деле там совсем не место, не для украшения книжной полки она существует. Родителям мальчика это, вероятно, невдомек. Зато библиотеку они, похоже, собрали неплохую. И за личностный рост их сына можно не беспокоиться. Любому ассертивному тренеру, навязывающему ему свои наставления, он сможет ответить: «Извините, я об этом уже читал у Монтеня». Не потому ли мы так падки на мыльные пузыри поп-психологии, что у нас нет такого ответа? Прочитать, что ли, наконец Монтеня? Или хотя бы «Homo Legens» для начала.

Сергей СТЕПАНОВ