Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Культура образования

Дж. Брунер
М.: Просвещение,
2006

В книге, вышедшей в серии «Образование: мировой бестселлер», можно ожидать, содержатся положения, которые позволяют понять назначение образования в современных условиях, причины и следствия происходящих в нем изменений. Практическим результатом этого могли бы выступить выводы относительно специфики психологического сопровождения образования в наше время, в отличие от того, как организовывался этот процесс еще 20 лет назад. Действительно, автор книги, известный как один из влиятельных специалистов в области когнитивных процессов, а впоследствии занявшийся изучением воздействия культуры на социализацию ребенка, поднимает проблемы современного образования. Это, однако, совсем не означает, что общие положения находят воплощение в тщательно разработанных рекомендациях практического характера.
Брунер исходит из междисциплинарного характера проблем образования, что само по себе возражений не вызывает, но указание на связь психологии с социологией, лингвистикой, антропологией и др. носит лишь декларативный характер. Все последующее изложение посвящено описанию собственно психологического, а именно культурно-исторического подхода к образованию. Главная мысль книги состоит в том, что образование следует анализировать не изолированно, а в контексте общей культуры, и начать следует с выяснения того, какую общественную функцию выполняет образование и как оно встраивается в культуру. От общих положений автор переходит к представлению базовых принципов — культурной относительности, внешних и внутренних ограничений, конструктивизма, взаимодействия и пр. Обобщая принципы, сам автор отмечает, что все они указывают на важность диалога и учета разных точек зрения в ходе обучения, необходимость выработки у нового поколения способности мыслить, чувствовать и действовать. Поэтому нельзя рассматривать образование как хорошо налаженную машину передачи знаний.
Сказанное, безусловно, задает некоторые ориентиры, причем методологического характера. Но также нельзя не заметить, какая предстоит работа по их адаптации к конкретным историческим условиям, так как обучать детей нужно «здесь и сейчас». Трудно не согласиться со следующим утверждением Брунера: мало разработать методику обучения и систему дидактических тестов, направленных на оценку качества усвоения знаний; задача стоит гораздо шире — приспособить культуру к потребностям людей и подготовить людей к выполнению полезных социальных функций. Но как это сделать на практике? Как подготовить к жизни современных подростков, каким должно быть при этом содержание образования?.. Апелляция к авторитетам в области философии и психологии, стройная собственная теоретическая система необходимы, но недостаточны. Образование — та область человеческой практики, которая наглядно показывает: непроработанность общих принципов, с одной стороны, и экспериментирование в практике без достаточных на то оснований, с другой — две крайности. Они в равной степени мало продуктивны и не приближают к пониманию самого главного: как сделать образование, и школьное обучение в частности, эффективным и развивающим.

Марина СТЕПАНОВА