Культура образования
|
Дж. Брунер
М.: Просвещение,
2006
|
В книге, вышедшей в
серии «Образование: мировой бестселлер», можно
ожидать, содержатся положения, которые позволяют
понять назначение образования в современных
условиях, причины и следствия происходящих в нем
изменений. Практическим результатом этого могли
бы выступить выводы относительно специфики
психологического сопровождения образования в
наше время, в отличие от того, как
организовывался этот процесс еще 20 лет назад.
Действительно, автор книги, известный как один из
влиятельных специалистов в области когнитивных
процессов, а впоследствии занявшийся изучением
воздействия культуры на социализацию ребенка,
поднимает проблемы современного образования.
Это, однако, совсем не означает, что общие
положения находят воплощение в тщательно
разработанных рекомендациях практического
характера.
Брунер исходит из междисциплинарного характера
проблем образования, что само по себе возражений
не вызывает, но указание на связь психологии с
социологией, лингвистикой, антропологией и др.
носит лишь декларативный характер. Все
последующее изложение посвящено описанию
собственно психологического, а именно культурно-исторического
подхода к образованию. Главная мысль книги
состоит в том, что образование следует
анализировать не изолированно, а в контексте
общей культуры, и начать следует с выяснения того,
какую общественную функцию выполняет
образование и как оно встраивается в культуру. От
общих положений автор переходит к представлению
базовых принципов — культурной относительности,
внешних и внутренних ограничений,
конструктивизма, взаимодействия и пр. Обобщая
принципы, сам автор отмечает, что все они
указывают на важность диалога и учета разных
точек зрения в ходе обучения, необходимость
выработки у нового поколения способности
мыслить, чувствовать и действовать. Поэтому
нельзя рассматривать образование как хорошо
налаженную машину передачи знаний.
Сказанное, безусловно, задает некоторые
ориентиры, причем методологического характера.
Но также нельзя не заметить, какая предстоит
работа по их адаптации к конкретным историческим
условиям, так как обучать детей нужно «здесь и
сейчас». Трудно не согласиться со следующим
утверждением Брунера: мало разработать методику
обучения и систему дидактических тестов,
направленных на оценку качества усвоения знаний;
задача стоит гораздо шире — приспособить
культуру к потребностям людей и подготовить
людей к выполнению полезных социальных функций.
Но как это сделать на практике? Как подготовить к
жизни современных подростков, каким должно быть
при этом содержание образования?.. Апелляция к
авторитетам в области философии и психологии,
стройная собственная теоретическая система
необходимы, но недостаточны. Образование — та
область человеческой практики, которая наглядно
показывает: непроработанность общих принципов, с
одной стороны, и экспериментирование в практике
без достаточных на то оснований, с другой — две
крайности. Они в равной степени мало продуктивны
и не приближают к пониманию самого главного: как
сделать образование, и школьное обучение в
частности, эффективным и развивающим.
Марина СТЕПАНОВА
|