Дети процессора
Как Интернет и видеоигры
формируют завтрашних взрослых
|
К. Керделлан,
Г. Грезийон
Екатеринбург:
У-Фактория, 2006
|
В ходе реализации
национального проекта «Образование»
планируется уже в нынешнем году завершить полную
компьютеризацию российских школ на всем
пространстве от Калининграда до Камчатки. Этот
шаг провозглашается крупным достижением,
которое выдвинет российскую школу на новые
рубежи, неизмеримо расширит познавательные
возможности учащихся. В то же время
общественность давно бьет тревогу в связи с
настораживающими веяниями новой эпохи. Стоит
какому-нибудь новоявленному бомбисту очередной
раз поднять на ноги милицию и МЧС, как всезнающие
газеты спешат сообщить, что свою адскую машину он
соорудил, руководствуясь инструкциями из
Интернета. Не говоря уже про ту чудовищную свалку
пошлости, кретинизма и откровенной порнографии,
которой на 99% и является Всемирная сеть. А уж
компьютерные игры почти единодушно признаны
инструментом оболванивания юного поколения.
В этой ситуации взрослым (которые к тому же, в
отличие от своих детей, и в играх, и в Сети
разбираются неважно) остается только
недоумевать: что принес компьютер в жизнь нового
поколения — благо или проклятие? Следует ли
способствовать приобщению детей к новым
технологиям и средствам коммуникации или,
напротив, ограждать неокрепшие умы от
компьютерной напасти?
Несмотря на то что проблема эта сравнительно
недавняя, опубликовано уже немало научных и
публицистических работ, ей посвященных. К
сожалению, большинство из них страдают
односторонностью — либо превозносят новые
невиданные возможности, либо вопиют об очевидных
безобразиях. Новая книга французских авторов
выгодно отличается от этих «трудов» — лишенная
митингового пафоса, она представляет достаточно
объективную картину внедрения цифровых
технологий в нашу жизнь и является, пожалуй,
самым полным и полезным трудом, исследующим
проблемы влияния этих технологий на становление
молодого поколения.
Представляют ли видеоигры, Интернет и мобильный
телефон опасность для наших детей? Чем будут
отличаться от нас, сегодняшних взрослых, «дети
процессора», получившие знания о компьютере
вместе с молоком матери? Повлияет ли на их
психику тот факт, что теперь они открывают любовь
и секс через Интернет? Смогут ли они пользоваться
правильным литературным языком, если постоянно
общаются по электронной почте и шлют SMS? Будут ли
они и впредь подчиняться авторитету родителей и
учителей, которым сами способны дать урок
компьютерной грамотности? Авторы пытаются
ответить на эти вопросы, привлекая объективные
научные данные и реальные свидетельства, анализ
которых в целом позволяет заключить: многие
проблемы, которые приписываются влиянию
компьютера, им на самом деле не порождаются, а
лишь выявляются и акцентируются. Компьютер
действительно изменил мироощущение и поведение
нового поколения в сравнении с предшествующими,
но эти изменения многообразны и не могут быть
оценены однозначно. Их просто необходимо
учитывать, чтобы не утратить взаимопонимания с
«детьми процессора», которые вообще-то в первую
очередь наши дети. Обстоятельная и объективная
книга такому взаимопониманию призвана
поспособствовать.
Сергей СТЕПАНОВ
|