Я работаю с проблемой агрессивности в
подростковом возрасте уже несколько лет и буду
рада поделиться опытом. Предлагаю вниманию
психологов и педагогов два занятия.
ДОБРОЕ СЛОВО
ЗАНЯТИЕ 1. Позитивное общение
Количество участников: 8–10 человек. Возраст:
10–12 лет.
Материалы и оборудование: изображения
грустного и веселого лица, лепестки с
написанными фразами негативного общения, чистые
лепестки, ручки на каждого участника, цветные
мелки для надписей на доске.
1. Приветствие
В кругу. Каждый, обращаясь к стоящему справа,
называет его по имени и произносит фразу: «Я
приветствую тебя и рад с тобой общаться».
2. Упражнение-разминка «Аргентинский дождь»
В кругу. Поочередно участники повторяют за
ведущим действия (потирание ладошек, щелчки
пальцами, похлопывание по коленкам, легкое
постукивание ногами об пол), при этом нельзя
произносить ни слова. В итоге неодинаковые
действия всех участников группы приводят к
необычному звуку «аргентинского дождя».
3. Упражнение-активатор «Слон, пальма,
крокодил»
В кругу. Ведущий называет одно из слов (слон,
пальма, крокодил) и при этом называет имя
кого-либо из ребят. Тот, кого назвали, с помощью
соседей изображает то, что назвали. (Слон — участник
левой рукой берет себя за нос, а правую руку
просовывает через левую; соседи изображают уши. Пальма
— руками делает корни, а соседи изображают
ветви. Крокодил — руками изображает пасть,
соседи — ветви.) Затем ведущий называет
следующего участника и дает ему задание.
Дети усаживаются за парты.
4. Задание: найти объединяющее слово
На доске слова: дружелюбие, отзывчивость,
сердечность (дети называют слово «доброта»);
воздействие, взаимодействие, понимание друг
друга («общение»).
Ведущий. Что получилось? (Доброе
общение.)
5. Информирование
Ведущий. Вы все слышали такие выражения:
«позитивное мышление», «позитивные чувства»,
«позитивный настрой». Сегодня мы будем говорить
о позитивном общении. Какой смысл несет слово
«позитив», что оно обозначает? (Ответы детей.)
Есть ли слово, противоположное по значению? В
какой трудовой области оно часто звучит? Что оно
обозначает? (Ответы детей. Эти понятия
записываются на доске.)
Что обозначает выражение «позитивное
общение»? (Ответы детей.)
Доброжелательное общение — это общение, при
котором мы принимаем своего собеседника.
Давайте сравним. Вот я произношу фразы: «Ты
опять не выполнил домашнее задание!» и «Ты опять
не выполнил домашнее задание, почему?» Какое
общение было сначала, какое потом? (Ответы
детей: негативное и позитивное. Эти понятия
записываются на доске, образуя два столбика.)
Какие чувства мы испытываем, когда слышим
первую фразу и когда слышим вторую фразу?
(Ответы детей: при негативном — оскорбление,
унижение, злость, тревога и др., при позитивном —
приятно, спокойствие, удовлетворение и др. Под
понятиями записываются названные детьми
чувства.)
Чем отличается позитивное общение от
негативного? (Ответы детей: чувствами, мимикой,
жестами, интонацией. Записываю на доске.)
6. Индивидуальная работа
Ведущий. Сейчас мы будем тренироваться
переделывать негативные сообщения в позитивные.
Эй ты, иди сюда! (Нег.)
Денис, подойди, пожалуйста, ко мне. (Поз.)
Быстро начинай мыть пол, ты дежуришь! (Нег.)
Олег, сегодня твое дежурство (Поз.) И т.д.
Какое общение идет легче: позитивное или
негативное? Почему? (Ответы детей.)
7. Работа со словами
На доске — плакат с позитивными качествами:
приветливость, тактичность, умение понимать,
дружелюбие, умение слушать, отзывчивость,
мудрость, терпимость.
Ведущий. Обратите внимание на доску.
Прочитайте и назовите качество, которое кажется
вам необходимым для позитивного общения. (Дети
называют, объясняют свой выбор.) Обладаете ли вы
такими качествами? Можно ли назвать позитивное
общение «чистым», как родник, а негативное
«грязным», как болото?
8. Групповая работа
Обращаю внимание детей на доску (изображение
грустного лица, вокруг которого негативные фразы
на лепестках). Надо ответить, какие чувства
отражаются на этом лице, и сделать так, чтоб
негативное общение стало позитивным.
Детям на «лепестках» предлагаются негативные
фразы, они их переделывают и записывают на чистых
«лепестках», которые прикрепляются на доску
вокруг веселого лица.
Ведущий. Ребята, вы негативное общение
поменяли на позитивное, и одновременно с этим
поменялись чувства (изображение веселого лица,
вокруг которого позитивные фразы). Какой вывод мы
можем сделать, исходя из всего сказанного на
занятии? (Ответы детей.)
Обобщение:
– Прежде чем что-то сказать, нужно подумать, как
ты это будешь делать.
9. Завершение занятия. Рефлексия
В кругу. Обсуждается, что понравилось, что было
наиболее интересным, какое настроение, что
узнали нового.
ЗАНЯТИЕ 2. В царстве доброты
Количество участников: 10–12 человек. Возраст:
11–13 лет.
Материалы и оборудование: письмо в
конверте, чистые листочки и ручки по количеству
участников, аудиокассета с записями детских
песен, напечатанные пословицы о доброте,
ситуации и вопросы к заданиям, вырезанные
сердечки, альбомные листы и цветные карандаши.
Оформление кабинета: на стенах развешаны
пословицы о доброте, изображения добрых героев
из мультфильмов, на отдельном стенде слова: вежливость,
сочувствие, доброта, комплимент.
На доске: тема, эпиграф. (Занятие в рамках недели
психологии.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий. Добрый день! Мы желаем добра и
радости тем, с кем общаемся. Наше сердце
открывается для искренних и добрых людей.
Дорогие ребята! Сегодня постарайтесь постичь
истину «добру откроется сердце». Сейчас вы
докажете, что на самом деле вы добрые дети! На
протяжении всего путешествия за правильные
ответы вы будете получать жетоны, а в конце мы
подсчитаем, у кого сколько. Итак, мы отправляемся
в путешествие по царству доброты.
1. У меня в руках письмо девочки. Оно пришло
издалека. Послушайте внимательно и постарайтесь
дать ей совет.
Читаю письмо, обсуждение, ответы детей.
«Здравствуйте, ребята! Я давно хотела вам
написать, но боялась. Ведь вы мальчики, а я
девочка, но ведь вы такие же дети, как и я. Вас в
школе учат быть добрыми, чуткими, понимать других
людей. А я совсем одна. Иногда я думаю, что в этом
жестоком мире мне нет места. Я хочу быть
счастливой и жить хорошо. А для этого необходимо
быть нахальной и злой со всеми. И я становлюсь
агрессивной и жестокой, но это всего лишь
маска...»
Наташа, 12 лет
Ведущий. Что можно посоветовать этой
девочке? Напишите. (Дети пишут свои письма
Наташе.)
2. А теперь представьте себя в ситуации и
ответьте на вопросы.
Допустим, вас без всяких оснований начали
ругать.
— Как вы поступите в этом случае? (Ответы
детей.)
— Каким образом можно справиться с
негативными эмоциями по отношению к другим
людям? (Ответы детей.)
(Психолог сам подбирает различные ситуации.)
3. А кто из вас знает, что такое комплимент?
(Ответы детей.)
Представьте, что вы встретили девочку. Кто
больше может сказать ей комплиментов? (Ответы
детей.)
4. А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Добрые
люди творят добрые дела — на эту тему написано
много добрых детских песен.
Задание: вы должны угадать мелодию и
самостоятельно пропеть один куплет, можно с
припевом.
Звучат фрагменты разных детских песен.
Как тепло и уютно стало в нашем царстве от
сказанных слов и спетых песен! Что помогает нам
почувствовать доброту, как можно усилить красоту
слов? (Ответы детей. Обобщаю: с помощью улыбки и
доброжелательного взгляда.)
5. Доброта — это самое ценное нравственное
качество. Сколько пословиц о доброте создал
русский народ!. Давайте вспомним некоторые из
них. (Зачитывают те, что развешены по стенам.)
Может, кто-то еще назовет? (Ответы детей.)
6. Добрый человек — это еще и вежливый человек.
Сейчас вам предстоит еще одно испытание —
ответить на вопросы:
— Может ли юноша, здороваясь с девушкой,
держать руки в карманах? (Не может, он обязан
вынуть руки из кармана.)
— Можно ли не принять руку, протянутую для
рукопожатия? (Нельзя.)
— Если незнакомый человек на улице,
обознавшись, поздоровался с вами, как нужно
поступить? (Ответить приветствием.)
— Вы обгоняете идущую впереди вас знакомую.
Кто из вас должен поздороваться первым? (Тот,
кто обгоняет.)
— В помещении, где находятся двое юношей,
входит девушка. Кто в этом случае здоровается
первым? (Девушка.)
— Вы нечаянно обидели кого-то. Промолчали и
ушли. Какими словами, вы бы могли загладить свою
вину? (Извините, пожалуйста.)
7. Ребята, доброму человеку хорошо знакомо
слово «сострадание». Что оно означает? (Ответы
детей.) Послушайте, что произошло с одной
девочкой.
На день рождения Кате подарили щенка. Сбылась
ее мечта. Девочка давно уговаривала маму купить
ей щенка или котенка. И вот теперь у нее появился
новый друг — щенок по кличке Верный. Катя первое
время играла с ним, гуляла. А потом у нее
появилась новая говорящая кукла. О щенке Катя
вспоминала редко, а когда он заболел, сказала
маме: «Больной собаке не место у нас, пусть живет
на улице».
Правильно ли поступила девочка? Как можно
расценить ее поступок?
Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на
эту девочку, никогда не предадите своего друга —
будь это человек или животное. Не забывайте: мы
всегда в ответе за тех, кого приручили!
Дети рисуют щенка, переживая вместе с ним его
чувства. Оформляется плакат с рисунками детей
под названием «В царстве доброты».
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: где
же находится это волшебное царство доброты? Правильно,
в сердце человека!
8. Дети на «сердечках» пишут пожелания
работникам школы. Занятие завершается песней
В.Шаинского «Улыбка».
Алевтина БАЛОБИНА,
Иркутское государственное специальное
учебно-воспитательное учреждение для детей
и подростков с девиантным поведением,
г. Иркутск
|