Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2007


ГИЛЬДИЯ

Акция «ПОДЕЛИСЬ УСПЕХОМ!»

«У меня не получится...»

В детский дом поступают дети из неблагополучных семей. Как правило, у этих ребят очень много проблем. Дети, пережившие травму, имеют особенности в эмоционально-личностной сфере, в межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками. Помимо этого, есть множество хронических заболеваний. Такие воспитанники прежде всего нуждаются в опеке взрослых.

Поскольку только семейная жизнь позволяет получить представление о распределении ролей в семье, о семейных обязанностях и проблемах, в детском доме условно созданы три группы — семьи, в которых проживают по девять человек разного возраста, мальчики и девочки. В каждой семье есть три воспитателя: две «мамы» и один «папа». Это штатные педагоги, которые работают посменно.

В работе с детьми воспитателям помогает педагог-психолог.

Однажды ко мне на консультацию пришел воспитатель. Педагог описал поведение мальчика 7 лет, который часто, берясь за какое-то дело, говорил: «У меня ничего не получится, я не умею этого делать, я не смогу, пусть это сделает кто-нибудь другой». Никакие уговоры воспитателя не помогали.

Я решила пригласить всех воспитателей, которые работают с этим ребенком, на консультацию. При встрече мы говорили о том, как важно понять и признать волнение и неуверенность ребенка. Было принято решение, что на семейном совете (который проводится в детском доме по воскресеньям) будут обговорены обязанности каждого ребенка в семье. Нашему мальчику поручается следить за тем, чтобы на полке с игрушками всегда был порядок. Воспитатель должен замечать его работу и хвалить за это ребенка вслух. Если порядка нет, то наводить его вместе с ним и опять отмечать то, что воспитанник сделал сам. Далее предлагалось хвалить ребенка не просто так, а за конкретно выполненное поручение, работу: уборку кровати, игрушек, хорошую поделку, рисунок и пр.

Через некоторое время воспитатели рассказали, что мальчик стал увереннее. Выражения типа «У меня ничего не получится» почти исчезли. Ребенок сам начал предлагать свою помощь.

Так совместная работа воспитателя и педагога-психолога за одну встречу может помочь ребенку справиться со своей неуверенностью.

Снежана ЮДИНА,
педагог-психолог
краевого государственного образовательного учреждения
«Крутихинский специальный (коррекционный) детский дом
для детей с отклонениями в развитии»