Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2007


ГИЛЬДИЯ

Акция «ПОДЕЛИСЬ УСПЕХОМ!»

Сладок плод терпения

Я работаю школьным психологом уже несколько лет, и мне частенько приходится сталкиваться с неготовностью первоклашек к школьному обучению. У нас нет обязательного обследования детей психологом перед первым классом, и, хотя я стараюсь охватить своими исследованиями всех будущих первоклассников нашей школы, порой приходят ребята, которые до 1 сентября не попадают в поле моего зрения.

Так случилось и с этим мальчиком. Вначале он ничем не отличался от остальных первоклашек и по результатам диагностико-прогностического скрининга был готов к школе. Этот ребенок действительно неплохо размышляет, хорошо рисует, любит собирать различные конструкторы, и у него здорово получается. Но с каждой неделей все заметнее становилось, что ребенку трудно: трудно высидеть целый урок, трудно быть внимательным, трудно успевать за классом. Выяснилось, что он не посещал подготовительную группу в детском саду, воспитывается бабушкой и у него нет друзей в силу «вредного характера». Поэтому, когда обозначились проблемы с этим мальчиком, после небольшого подготовительного этапа я стала с ним заниматься индивидуально. Работать с ним в группе, даже малой, оказалось невозможно, потому что непостижимым образом даже незнакомых ребят он умудрился настроить против себя, дети так и норовили чем-нибудь досадить ему, а он им. Получался замкнутый круг.

Стоит отметить, что на уроках мальчик постоянно ходил по классу, задевал одноклассников, трогал их вещи. Запомнить буквы он не мог, потому что во время объяснения либо рисовал, либо играл с какой-нибудь игрушкой. А постоянные драки и истерический плач на уроках и переменах сделали атмосферу в классе невыносимой. Итак, этот ребенок стал приходить ко мне на занятия два-три раза в неделю. Сначала мы просто рисовали и собирали пазлы, так как, несмотря на быстрое установление контакта, поговорить мне с ним на «нужные» темы не удавалось, он отвлекался и будто не слышал моих вопросов.

Мне было тревожно за судьбу этого ребенка. Стало понятно, что кроме неготовности к школе, в первую очередь личностной, у него проблемы дома. Там его воспитанием занимаются несколько взрослых, но не родители, которые в разводе и живут далеко. Когда мальчик научился меня слышать, я стала с ним проводить небольшие беседы, целью которых было осознание ребенком своих действий. Это удалось, что меня еще больше воодушевило, и я предприняла следующий шаг, на который меня подтолкнуло решение его бабушки оставить мальчика на второй год, раз он так отстал от программы первого класса. Мы начали с ним играть в... «школу». Нашими учениками и учителем были мягкие игрушки. Мы вместе (а позже и сам ребенок) распределяли роли, выбирали, кто кем будет.

Мальчик настолько увлекся этой игрой, что, видя меня на переменах или даже на развивающих занятиях в своем классе, просил поиграть с ним в школу. Через пару занятий классный руководитель стала отмечать, что ребенок стал поспокойней, перестал ходить по классу во время урока, еще через некоторое время он перестал задевать одноклассников, трогать их вещи. Вскоре даже учитель физкультуры отметил позитивные изменения в его поведении. К сожалению, с учебой дела обстояли не так гладко, поэтому мальчика решено было перевести в класс ККО, где у учителя будет возможность уделять ему больше внимания.

Что помогало мне в работе? Наверно, вера в маленького человечка, на которого уже все махнули рукой.

Конечно, это лишь эпизод в работе школьного психолога, есть и более глобальные проекты, но мне кажется, что именно такие маленькие успехи вселяют самую большую надежду и радость оттого, что труд психолога в школе не напрасен и что мы очень нужны современной школе, даже если она не всегда это понимает и принимает.

Елена БОЛДЫРЕВА,
педагог-психолог,
г. Правдинск,
Калининградская область