Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2007


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Ирина ТУЗОВСКАЯ,
педагог-психолог,
МОУ «Крапивинская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»,
Кемеровская область

Подходящий метод

Дети с умственной отсталостью — особая категория. Не все формы и методы психологической работы, используемые с обычными детьми, дают здесь положительный эффект. Мне успешно помогают решать проблемы детей с особыми нуждами некоторые упражнения, которые я предлагаю вашему вниманию.

Интерес к игровой деятельности как чрезвычайно важной стороне жизни ребенка в настоящее время представляется естественным, о чем свидетельствует развитие методов игровой терапии. Психология игровой деятельности стала предметом научного осмысления сравнительно недавно. В течение длительного времени игра рассматривалась в основном как способ занять ребенка и дать выход его энергии. Сейчас же игра становится важным средством в коррекционной и психопрофилактической работе.

Использование методов игровой терапии в работе с умственно отсталыми детьми позволяет корректировать эмоциональные и поведенческие нарушения, способствует снижению эмоционального напряжения и степени социальной депривации. Игровые методы являются наиболее подходящими, так как во многих случаях дети данной категории затрудняются в словесных описаниях своих переживаний. Кроме того, они более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и действий. Их переживания проявляются в игровой деятельности непосредственно и неосознанно.

Упражнение «Цветок»

Я полагаю, что метод направленной фантазии является мощным инструментом, способным помочь детям безопасным образом выразить подавленные чувства, потребности, мысли.

Дети, с которыми мне приходится работать в условиях интерната, в большинстве своем — из сложных, асоциальных семей, которым не хватает тепла, внимания, поддержки взрослых. Так как ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистические образы, фантазии являются мостиком к детскому внутреннему миру.

Я предлагаю ребенку ряд цветных картинок с изображением разных цветов. Затем прошу его закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить, будто он превращается в один из понравившихся цветков. Я говорю ему: «Ты можешь стать любым цветком». Затем спрашиваю: «В какой цветок ты превратился? Большой или маленький? Слабый или сильный? Как он выглядит? Где растет? Кто за ним ухаживает?» и пр.

Вопросы помогают мне стимулировать детское воображение. Я заметила, что скованные дети, отличающиеся сильными защитными тенденциями, особенно нуждаются в помощи. Затем я прошу ребенка открыть глаза и нарисовать свой цветок на фоне окружающего пейзажа. Обычно используются краски, но часто мелки и другие материалы. Когда ребенок начинает комментировать изображение, я записываю его слова. Это помогает мне при повторении более точно отобразить то, что происходит с ребенком в реальной жизни.

Я успешно пользуюсь этим упражнением как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми (группы не более 3–4 человек). Подростки откликаются особо живо. Для них это упражнение является эффективным средством самоопределения.

Данное упражнение дает возможность не только быстро и эффективно установить контакт с ребенком, но и увидеть реальную картину его внутреннего эмоционального состояния. Рисование и обсуждение внутреннего мира позволяют снять эмоциональное напряжение, расслабиться и даже изменить рисунок (например, после беседы и спокойной релаксирующей музыки), сделать его более привлекательным, ярким, более счастливым. Как правило, это упражнение, используемое в работе с умственно отсталыми детьми, имеющими эмоциональные проблемы, дает незамедлительный положительный эффект. У ребенка меняется в лучшую сторону настроение, он охотнее идет на контакт, свободнее говорит о своих проблемах, повышается значимость его внутреннего мира и желание изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону.

Упражнение «Два рисунка»

В нашем интернате проживает значительное количество детей из детского дома, социального приюта, детей опекаемых, у которых есть только одна мама или отец, то есть таких, которых напрямую коснулась ситуация утраты.

Я использую технику «Два рисунка» главным образом в работе с детьми, пережившими утрату, связанную с родительским разводом, потерей близких людей. Это упражнение заключается в использовании художественных или вербальных метафор, помогающих реализовать свои познавательные, эмоциональные и творческие возможности и выразить переживания, связанные с утратой или разводом родителей. Ребенку предлагается обсудить и то, как он жил после этих событий.

С помощью метафор дети быстрее начинают осознавать различия в своей жизни до и после переломных событий. Такого рода работа дает психотерапевтический эффект, поскольку заставляет детей разобраться в своих переживаниях и, используя рисунок, выразить и осознать свои чувства, а затем обсудить произошедшее. Нередко я прошу детей нарисовать, как они жили до родительского развода и как живут сейчас. Я полагаю, если психолог научит ребенка выражать и понимать свои чувства, он сможет в дальнейшей жизни воспользоваться полученным навыком независимо от своего возраста и характера ситуации.

Я прошу ребенка рассказать, как он жил и как себя чувствовал до произошедших в его семье событий. Он должен вспомнить, а затем описать свою жизнь и свои чувства, создавая краткую историю и рисунок. Затем предлагаю рассказать о том, что изменилось в его жизни и как он чувствует себя в настоящее время. Здесь очень важно, чтобы ребенок сочинил о себе небольшую историю. Это даст ему возможность лучше передать свои переживания. Я, повторяя вслух те или иные высказывания ребенка, акцентирую внимание на определенных сторонах его внутреннего мира. Иногда я прошу ребенка подумать о каком-либо природном явлении или событии жизни, которое он хотел бы отразить на своем рисунке, чтобы лучше передать свой взгляд на собственную жизнь до и после случившегося.

Упражнение «Город»

Когда я работаю с умственно отсталыми ребятами, многие из которых весьма агрессивны, не умеют работать в группе, конфликтны, приходится искать методики, которые позволили бы сплотить участников. Детям в условиях интерната часто требуется давать специальное задание, чтобы они могли установить друг с другом хороший контакт. Данную методику я применяю в группе детей с синдромом гиперактивного поведения и нарушениями внимания, а также в группе и в паре конфликтующих ребят.

Данная методика способствует быстрому урегулированию группового конфликта, способствует улаживанию межличностных отношений и позволяет определить лидеров.

Группе предлагается большой деревянный ящик с песком, набор мелких игрушек, кубики и дается задание «построить город». Продолжительность упражнения зависит от того, насколько группа велика. Детям дается установка помогать друг другу и построить один город. По окончании игры можно сделать фотографию этого города. По ходу упражнения целесообразно спрашивать детей, как они себя чувствуют, как воспринимают свою роль в группе, а в конце – как оценивают других участников до и после совместной работы.

Я с большим удовольствием применяю в работе с детьми упражнение «Город». Оно позволяет сплотить детей уже в начале занятия, сгладить конфликт. Благодаря этой методике дети начинают лучше понимать, что такое совместная деятельность, и устанавливают друг с другом более тесный контакт.

Я уверена, что в копилке каждого практического психолога достаточно игр и упражнений, которые позволяют решать проблемы детей разных категорий, помогают им в сложных жизненных ситуациях.

Желаю педагогам и психологам, работающим с данной категорией детей, большого терпения, творчества, педагогических находок, умения понимать и принимать их.