Ирина
ТУЗОВСКАЯ,
педагог-психолог,
МОУ «Крапивинская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»,
Кемеровская область
Подходящий метод
Дети с умственной отсталостью —
особая категория. Не все формы и методы
психологической работы, используемые с обычными
детьми, дают здесь положительный эффект. Мне
успешно помогают решать проблемы детей с особыми
нуждами некоторые упражнения, которые я
предлагаю вашему вниманию.
Интерес к игровой деятельности как чрезвычайно
важной стороне жизни ребенка в настоящее время
представляется естественным, о чем
свидетельствует развитие методов игровой
терапии. Психология игровой деятельности стала
предметом научного осмысления сравнительно
недавно. В течение длительного времени игра
рассматривалась в основном как способ занять
ребенка и дать выход его энергии. Сейчас же игра
становится важным средством в коррекционной и
психопрофилактической работе.
Использование методов игровой терапии в работе
с умственно отсталыми детьми позволяет
корректировать эмоциональные и поведенческие
нарушения, способствует снижению эмоционального
напряжения и степени социальной депривации.
Игровые методы являются наиболее подходящими,
так как во многих случаях дети данной категории
затрудняются в словесных описаниях своих
переживаний. Кроме того, они более спонтанны и
менее способны к рефлексии своих чувств и
действий. Их переживания проявляются в игровой
деятельности непосредственно и неосознанно.
Упражнение «Цветок»
Я
полагаю, что метод направленной фантазии
является мощным инструментом, способным помочь
детям безопасным образом выразить подавленные
чувства, потребности, мысли.
Дети, с которыми мне приходится работать в
условиях интерната, в большинстве своем — из
сложных, асоциальных семей, которым не хватает
тепла, внимания, поддержки взрослых. Так как
ребенок гораздо легче реагирует на
метафорическое отображение его жизни, нежели на
грубые реалистические образы, фантазии являются
мостиком к детскому внутреннему миру.
Я предлагаю ребенку ряд цветных картинок с
изображением разных цветов. Затем прошу его
закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов
и выдохов и представить, будто он превращается в
один из понравившихся цветков. Я говорю ему: «Ты
можешь стать любым цветком». Затем спрашиваю: «В
какой цветок ты превратился? Большой или
маленький? Слабый или сильный? Как он выглядит?
Где растет? Кто за ним ухаживает?» и пр.
Вопросы помогают мне стимулировать детское
воображение. Я заметила, что скованные дети,
отличающиеся сильными защитными тенденциями,
особенно нуждаются в помощи. Затем я прошу
ребенка открыть глаза и нарисовать свой цветок
на фоне окружающего пейзажа. Обычно используются
краски, но часто мелки и другие материалы. Когда
ребенок начинает комментировать изображение, я
записываю его слова. Это помогает мне при
повторении более точно отобразить то, что
происходит с ребенком в реальной жизни.
Я успешно пользуюсь этим упражнением как в
индивидуальной, так и в групповой работе с детьми
(группы не более 3–4 человек). Подростки
откликаются особо живо. Для них это упражнение
является эффективным средством самоопределения.
Данное упражнение дает возможность не только
быстро и эффективно установить контакт с
ребенком, но и увидеть реальную картину его
внутреннего эмоционального состояния. Рисование
и обсуждение внутреннего мира позволяют снять
эмоциональное напряжение, расслабиться и даже
изменить рисунок (например, после беседы и
спокойной релаксирующей музыки), сделать его
более привлекательным, ярким, более счастливым.
Как правило, это упражнение, используемое в
работе с умственно отсталыми детьми, имеющими
эмоциональные проблемы, дает незамедлительный
положительный эффект. У ребенка меняется в
лучшую сторону настроение, он охотнее идет на
контакт, свободнее говорит о своих проблемах,
повышается значимость его внутреннего мира и
желание изменить себя и свою жизнь в лучшую
сторону.
Упражнение «Два рисунка»
В нашем интернате проживает значительное
количество детей из детского дома, социального
приюта, детей опекаемых, у которых есть только
одна мама или отец, то есть таких, которых
напрямую коснулась ситуация утраты.
Я использую технику «Два рисунка» главным
образом в работе с детьми, пережившими утрату,
связанную с родительским разводом, потерей
близких людей. Это упражнение заключается в
использовании художественных или вербальных
метафор, помогающих реализовать свои
познавательные, эмоциональные и творческие
возможности и выразить переживания, связанные с
утратой или разводом родителей. Ребенку
предлагается обсудить и то, как он жил после этих
событий.
С помощью метафор дети быстрее начинают
осознавать различия в своей жизни до и после
переломных событий. Такого рода работа дает
психотерапевтический эффект, поскольку
заставляет детей разобраться в своих
переживаниях и, используя рисунок, выразить и
осознать свои чувства, а затем обсудить
произошедшее. Нередко я прошу детей нарисовать,
как они жили до родительского развода и как живут
сейчас. Я полагаю, если психолог научит ребенка
выражать и понимать свои чувства, он сможет в
дальнейшей жизни воспользоваться полученным
навыком независимо от своего возраста и
характера ситуации.
Я прошу ребенка рассказать, как он жил и как
себя чувствовал до произошедших в его семье
событий. Он должен вспомнить, а затем описать
свою жизнь и свои чувства, создавая краткую
историю и рисунок. Затем предлагаю рассказать о
том, что изменилось в его жизни и как он чувствует
себя в настоящее время. Здесь очень важно, чтобы
ребенок сочинил о себе небольшую историю. Это
даст ему возможность лучше передать свои
переживания. Я, повторяя вслух те или иные
высказывания ребенка, акцентирую внимание на
определенных сторонах его внутреннего мира.
Иногда я прошу ребенка подумать о каком-либо
природном явлении или событии жизни, которое он
хотел бы отразить на своем рисунке, чтобы лучше
передать свой взгляд на собственную жизнь до и
после случившегося.
Упражнение «Город»
Когда я работаю с умственно отсталыми ребятами,
многие из которых весьма агрессивны, не умеют
работать в группе, конфликтны, приходится искать
методики, которые позволили бы сплотить
участников. Детям в условиях интерната часто
требуется давать специальное задание, чтобы они
могли установить друг с другом хороший контакт.
Данную методику я применяю в группе детей с
синдромом гиперактивного поведения и
нарушениями внимания, а также в группе и в паре
конфликтующих ребят.
Данная методика способствует быстрому
урегулированию группового конфликта,
способствует улаживанию межличностных
отношений и позволяет определить лидеров.
Группе предлагается большой деревянный ящик с
песком, набор мелких игрушек, кубики и дается
задание «построить город». Продолжительность
упражнения зависит от того, насколько группа
велика. Детям дается установка помогать друг
другу и построить один город. По окончании игры
можно сделать фотографию этого города. По ходу
упражнения целесообразно спрашивать детей, как
они себя чувствуют, как воспринимают свою роль в
группе, а в конце – как оценивают других
участников до и после совместной работы.
Я с большим удовольствием применяю в работе с
детьми упражнение «Город». Оно позволяет
сплотить детей уже в начале занятия, сгладить
конфликт. Благодаря этой методике дети начинают
лучше понимать, что такое совместная
деятельность, и устанавливают друг с другом
более тесный контакт.
Я уверена, что в копилке каждого практического
психолога достаточно игр и упражнений, которые
позволяют решать проблемы детей разных
категорий, помогают им в сложных жизненных
ситуациях.
Желаю педагогам и психологам, работающим с
данной категорией детей, большого терпения,
творчества, педагогических находок, умения
понимать и принимать их. |