Приводим отрывок из сборника методических
материалов, вышедших под эгидой Министерства
образования Московской области и Педагогической
академии последипломного образования. Надеемся,
что этот документ поможет нашим читателям в
организации своей работы.
Редакция
Л.Я. ОЛИФЕРЕНКО, Т.И. ШУЛЬГА
Нормативно-правовое обеспечение
деятельности
социального педагога и педагога-психолога
в образовательных учреждениях
2.2. Должностная инструкция педагога-психолога
Педагог-психолог в своей работе должен
руководствоваться: Конвенцией о правах ребенка,
Декларацией прав и свобод человека, Конституцией
РФ, Законом «Об образовании» и другими законами
РФ, решениями Правительства РФ и Правительства
Московской области, подзаконными актами,
регулирующими вопросы охраны труда, охраны
здоровья, профориентации, организации учебы и
жизнедеятельности, социальной защиты
обучающихся, организационными и методическими
документами Минобрнауки РФ, Министерства
образования Московской области, уставом и
положением образовательного учреждения,
документами об аттестации.
Педагог-психолог должен знать:
Конституцию РФ, Всеобщую декларацию прав
человека, Конвенцию о правах ребенка, Закон РФ
«Об образовании», Закон об образовании
Московской области, нормативные документы по
вопросам обучения и воспитания детей и
подростков, основы законодательства в области
охраны труда, здравоохранения, профориентации и
социальной защиты детей и подростков.
Педагог-психолог должен:
1. Рассматривать вопросы и принимать решения в
пределах своей профессиональной компетенции.
2. Не брать на себя решение вопросов,
невыполнимых с точки зрения современного
состояния, а также находящихся в компетенции
представителей других специальностей.
3. Постоянно повышать свою профессиональную
компетенцию.
4. Применять современные научно обоснованные
методы диагностической, развивающей,
психокоррекционной и психопрофилактической
работы.
5. Знать и постоянно использовать в работе
специальную литературу по возрастной
психологии, психологии развития, современные
психодиагностические методики, способы
обработки исследовательских материалов, порядок
оформления документов психологической службы.
6. Препятствовать проведению диагностической и
психокоррекционной работы некомпетентными
лицами, не обладающими соответствующими
полномочиями. В решении всех вопросов исходить
из интересов ребенка, задач его полноценного
развития.
7. Проводить работу по основным направлениям
деятельности психолога с родителями и детьми.
8. Проводить психологическое консультирование
с родителями, учителями и учащимися.
9. Изучать интеллектуальные, эмоциональные,
волевые, личностные особенности ребенка.
10. Участвовать в приеме детей в 1-е классы,
выявлять уровень психологической готовности к
школе.
11. Проводить психологическое обследование
детей при переходе к очередному этапу обучения.
12. Выявлять психологические причины
неуспеваемости, дезадаптации, нарушений
межличностного общения со сверстниками,
учителями, родителями. Выявлять причины
отклонения в поведении.
13. Разрабатывать программы и проводить
развивающую и психокоррекционную работу с
детьми.
14. Оказывать необходимую помощь администрации
и педагогическому коллективу в решении проблем
обеспечением полноценного психического
развития и индивидуального подхода к ребенку.
15. Вести постоянную работу по психологическому
просвещению педагогов, родителей, населения.
16. Готовить необходимую информацию для
педагогического совета,
психолого-педагогического консилиума.
17. Проводить психологическую экспертизу форм и
методов работы с детьми.
18. Совместно с педагогическими работниками
разрабатывать и осуществлять программы
психокоррекционной и развивающей работы.
19. Вести записи и регистрацию всех видов работы.
20. Иметь план работы, согласованный и
утвержденный администрацией, журнал учета
консультаций и специально оформленные материалы
(папка с рекомендациями, журнал запросов, отчеты
о работе).
21. Хранить профессиональную тайну, нести
ответственность за сохранность, использование
результатов и специальной документации.
22. Не давать профессиональные тесты, анкеты,
методики некомпетентным лицам.
23. Принимать участие в разработке годового и
текущих планов учреждения, согласовывать свои
мероприятия и виды планирования с деятельностью
педагогического коллектива.
24. Соблюдать нормы и правила охраны труда,
техники безопасности, противопожарной защиты.
Права педагога-психолога
1. Самостоятельно формулировать конкретные
задачи работы с детьми и взрослыми. Выбирать
формы и методы работы, очередность проведения
видов работы, выделять приоритетные направления,
участвовать в работе методического объединения
и профессиональных советов.
2. Требовать от администрации условий,
необходимых для успешного выполнения всех
направлений деятельности:
— кабинет, телефон, компьютер, канцелярские
товары и т.д.
3. Отказываться от выполнения распоряжения
администрации, если эти распоряжения
противоречат профессиональным и этическим
принципам его работы, которые определены
положением о психологической службе системы
образования и статусом практического психолога.
4. Запрашивать необходимые для работы документы
внутри учреждения и вне его.
5. Участвовать с правом решающего голоса в
работе психолого-медико-педагогического
консилиума и психолого-медико-педагогической
комиссии, педагогических советов, где решается
судьба детей и подростков.
6. Участвовать в разработке новых методов
диагностики при наличии специалистов,
выполняющих эту работу.
7. Проводить индивидуальные и групповые
психологические исследования для своих
исследовательских целей.
8. Выступать с обобщением своей работы в
изданиях и средствах массовых коммуникаций.
9. Ставить вопрос перед вышестоящим
руководством о профессиональном несоответствии
деятельности педагога, если его деятельность
наносит ущерб ребенку.
10. Иметь дополнительную учебную нагрузку в
соответствии с образованием и квалификацией,
вести работу на договорных началах, если
количество детей превышает норму и работа
превышает норму.
11. Использовать один день, методический, для
самообразования, участия в семинарах,
конференциях и т.д.
Публикация статьи произведена при поддержке завода металлоконструкций "КВАНТ", специализирующемся на производстве противопожарных дверей. О преимуществах металлических противопожарных дверей от производителя вы можете узнать на сайте http://cvant.ru/protivopozharnye-dveri/. Если говорить вкратце, «Квант» производит не просто качественные противопожарные двери, но и изготавливает их с учетом устойчивости к взлому и проникновению, тем самым решая одновременно две проблемы в отличие от других производителей. |