Методика диагностики типа
школьной мотивации у старшеклассников
Проблема школьной мотивации — один из
краеугольных камней в современном образовании.
Особенность работы с ней заключается еще и в том,
что это область, в которой необходимы совместные
усилия специалистов — педагогов, психологов,
администрации, а также родителей школьников.
Методик, диагностирующих школьную мотивацию,
крайне мало, и практически все они предназначены
для учащихся начальной школы. Однако вопрос
мотивации при переходе в среднее и старшее звено
не теряет своей актуальности. Даже наоборот,
учитывая возрастное снижение учебной мотивации
в подростковом возрасте, крайне важным
становится определить, а что же все-таки способно
мотивировать учащихся, как могут воздействовать
на них учителя и как строить программу обучения,
чтобы преодолеть традиционное снижение
успеваемости в 6–8-х классах.
Школьная мотивация дифференцирована на
множество разных типов, и суть данной методики в
том, чтобы выявить преобладающий тип мотивации
учащегося — то есть тот мотивационный механизм,
который является доминирующим именно для него в
его учебной деятельности. Эти типы представлены
шкалами опросника. Кроме индивидуального
результата, очень важным является подсчет
среднего результата в классе, параллели,
сравнение итогов одного класса и параллели с
другими. Исходя из преобладающего у детей типа
мотивации можно видоизменять методы и структуру
обучения, чтобы воздействовать на необходимые
активные механизмы.
Опросник предназначен преимущественно для
учащихся 6–9-х классов, однако можно использовать
его и в 10–11-х классах.
Из опыта использования
Проведенное нами в рамках гимназии
исследование показало, что ведущим мотивом для
наших семиклассников (в отличие от
восьмиклассников) является одобрение родителей.
То есть, иначе говоря, большинство школьников
начинает учиться лучше, когда получает за это
«положительное подкрепление» именно от
родителей, а не от учителей и одноклассников.
Среди одноклассников престижность хорошей учебы
оказалась невысокой, это не тот критерий, по
которому они оценивают друг друга. Таким образом,
мы понимаем, что для повышения успеваемости этих
детей мы прежде всего должны выходить на
родителей, прояснять для них их роль в
образовании детей. Также высокий балл среди
типов мотивации по всем параллелям оказался у
мотивации «осознание социальной необходимости».
Это говорит о том, что учащиеся начинают лучше
учиться, когда четко осознают, как это конкретное
знание может пригодиться в будущем — для
поступления в вуз, получения хорошей профессии,
работы и пр. Соответственно, на простраивание
таких «цепочек» для детей было обращено внимание
педагогов. Ну и, безусловно, прогнозируемым для
подростков оказался высокий балл по шкале
«общение» — это говорит о необходимости
включения как можно большего количества
интерактивных, коммуникативных методов обучения
(групповой работы, дискуссий и т.п.).
Результаты обследования были использованы при
проведении малого педсовета по работе с
неудовлетворительно успевающими учащимися, где
шел разговор с каждым из них индивидуально. Если
мы видели, что ведущим мотивом для ребенка
является получение одобрения, — вырабатывалась
одна тактика, если страх наказания — другая, если
мотивация достижения — третья.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
Уважаемый старшеклассник! Этот опросник
касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос
нужно ответить «да» или «нет» в специальном
бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои
ответы помогут сделать обучение в нашей школе
более эффективным.
1) Мне кажется, лидером в классе достоин стать
только ученик, который имеет хорошие результаты
в учебе.
2) Родители всегда поощряют меня за хорошие
отметки в школе.
3) Я очень люблю узнавать что-то новое.
4) Мне нравится брать сложные задания,
преодолевать трудности в их выполнении.
5) Я хочу, чтобы одноклассники считали меня
хорошим учеником.
6) Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил
меня, если я правильно выполнил задание.
7) Я всегда рассказываю об успехах в учебе своим
родителям.
8) Меня пугает возможность остаться на второй
год или быть отчисленным из школы за плохую
успеваемость.
9) Я часто скрываю свои плохие отметки от
родителей, чтобы избежать наказания.
10) Я учусь прежде всего потому, что знания
пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую
работу.
11) Школа для меня прежде всего место общения с
друзьями.
12) Мне нравится участвовать в различных
школьных мероприятиях, и было бы здорово не
тратить в школе столько времени на уроки.
13) Учеба для меня сейчас — одна из основных
сфер, где я могу проявить себя.
14) Ребята в нашем классе не будут хорошо
относиться к человеку, если он плохо учится,
несмотря на другие его заслуги.
15) Мое образование часто становится темой для
разговоров в нашей семье.
16) Мне нравится проводить самостоятельные
исследования, делать какие-то открытия.
17) Мне важно доказать самому себе, что я
способен хорошо учиться.
18) Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь,
чтобы об этом знали мои одноклассники.
19) Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и
вижу, что учитель никак не отметил мою работу.
20) Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что
родители как-то поощрят мои старания.
21) Я начинаю учиться старательнее, если знаю,
что мою успеваемость будут разбирать на
педсовете, на школьной линейке.
22) Я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю,
что дома буду наказан за плохую успеваемость.
23) Мне важно вырасти культурным, образованным
человеком.
24) Мне нравятся те уроки, где есть возможность
работать в группе, обсуждать с одноклассниками
учебный материал.
25) Можно сказать, что в школе я больше
заинтересован играми и другими интересными
делами, чем уроками.
26) Я люблю участвовать в различных олимпиадах и
викторинах в школе, потому что для меня это
способ заявить о себе.
27) Ребята в нашем классе всегда интересуются
результатами контрольных работ друг друга.
28) Для моих родителей очень важно, чтобы я был
успешен в учебе.
29) Мне нравится придумывать новые способы
решения задач.
30) Мне хотелось бы быть лучшим учеником в
классе.
31) Я хочу выглядеть в хорошем свете перед
одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо
учиться.
32) Мне нравится, когда учителя в конце урока
перечисляют учеников, чья работа на уроке была
самой лучшей.
33) Мне очень важно, чтоб родители считали меня
способным учеником.
34) Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому
что понимаю: это значит, что учителя теперь
считают меня неспособным учеником.
35) Я очень переживаю, если родители называют
меня неспособным, неуспешным учеником.
36) Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой вуз я
буду поступать и какие знания мне для этого
понадобятся.
37) Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и
можно пообщаться с одноклассниками.
38) Я бы хотел, чтобы в школе остались одни
перемены.
39) Я люблю высказывать на уроке свою точку
зрения и отстаивать ее.
БЛАНК ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
6) |
7) |
8) |
9) |
10) |
11) |
12) |
13) |
14) |
15) |
16) |
17) |
18) |
19) |
20) |
21) |
22) |
23) |
24) |
25) |
26) |
27) |
28) |
29) |
30) |
31) |
32) |
33) |
34) |
35) |
36) |
37) |
38) |
39) |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. При ответе «да» начисляется один балл, при
ответе «нет» — 0, то есть баллы не начисляются.
Подсчитывается сумма баллов в каждом столбце:
При этом каждый столбец соответствует
определенной шкале:
1-й столбец — шкала 1а
2-й столбец — шкала 1б
3-й столбец — шкала 2
4-й столбец — шкала 3
5-й столбец — шкала 4а
6-й столбец — шкала 4б
7-й столбец — шкала 4в
8-й столбец — шкала 5а
9-й столбец — шкала 5б
10-й столбец — шкала 6
11-й столбец — шкала 7
12-й столбец — шкала 8
13-й столбец — шкала 9
БЛАНК ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ШКАЛАМ
Номера
основных
шкал |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1а |
1б |
2 |
3 |
4а |
4б |
4в |
5а |
5б |
6 |
7 |
8 |
9 |
Ответы
учащегося |
1) |
2) |
3) |
4) |
5) |
6) |
7) |
8) |
9) |
10) |
11) |
12) |
13) |
14) |
15) |
16) |
17) |
18) |
19) |
20) |
21) |
22) |
23) |
24) |
25) |
26) |
27) |
28) |
29) |
30) |
31) |
32) |
33) |
34) |
35) |
36) |
37) |
38) |
39) |
Сумма
баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы,
набранные
по основным
шкалам
(средние
значения) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Подсчитывается балл по дополнительным
шкалам как среднее арифметическое
нескольких шкал:
Шкала 10 — среднее по шкалам 4а и 7.
Шкала 11 — среднее по шкалам 4в и 5б.
Шкала 12 — среднее по шкалам 4б и 5а.
3. Проводится анализ индивидуальных
результатов.
4. Составляется сводная таблица на класс,
подсчитывается средний балл по каждой из шкал на
класс.
5. Проводится анализ группового результата.
Примечание. Целесообразно обработку данных
проводить на компьютере в программе Microsoft Excel,
которая позволит быстро подсчитать все
дополнительные шкалы и средние баллы на класс.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛ
Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не
типы учебной мотивации, а показатели
престижности учебы в классе и в семье. По ним мы
можем судить о том, присутствует ли ценность
хорошего образования, ценность хорошей учебы в
классном коллективе и в семье подростка.
Шкала 1а — Престижность учебы в классе. Эта
шкала показывает, насколько значимым в классном
коллективе является такая характеристика, как
учебная успешность. При анализе индивидуального
результаты мы получаем субъективное
представление каждого учащегося, при анализе
группового результата — объективный показатель
престижности этой характеристики в группе.
Шкала 1б — Престижность учебы в семье. Эта
шкала показывает, насколько значимой в семье
подростка является такая его характеристика, как
учебная успешность.
Шкалы 2–9 представляют разные типы учебной
мотивации. При сравнении показателей по ним мы
можем судить о преобладании того или иного типа у
учащегося (при индивидуальном анализе
результатов) и у группы (при групповом анализе).
Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает
выраженность у учащегося интереса к собственно
новому знанию, новой информации. Учащиеся с
выраженным познавательным интересом получают
удовольствие от самого процесса открытия нового.
Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает
выраженность у учащегося мотивации достижения,
желания быть лучшим, осознавать себя как
способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной
мотивацией достижения учатся прежде всего из
желания доказать самому себе, что способны на
многое.
Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает
значимость для учащегося одобрения, признания
его успехов со стороны других людей. Учащиеся с
выраженной мотивацией одобрения учатся прежде
всего ради похвалы, признания, поощрения.
Шкала 4а. Мотив социального одобрения
(одноклассниками). Показывает значимость для
учащегося одобрения со стороны одноклассников.
Шкала 4б. Мотив социального одобрения
(педагогами). Показывает значимость для
учащегося одобрения, внимания к его учебных
успехам со стороны педагогов.
Шкала 4в. Мотив социального одобрения
(родителями). Показывает значимость для
учащегося одобрения, внимания к его учебных
успехам со стороны родителей.
Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает
значимость для учащегося наказания, порицания за
его учебные неудачи со стороны других людей.
Учащиеся с выраженной мотивацией страха
наказания учатся прежде всего потому, что боятся,
что иначе их будут ругать, наказывать.
Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает
значимость для учащегося порицания, наказания со
стороны педагогов, боязнь быть в их глазах
неуспешным, неспособным.
Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает
значимость для учащегося порицания, наказания со
стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей,
родственников неуспешным, неспособным.
Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает
выраженность у учащегося стремления быть
образованным человеком. Учащиеся с
преобладанием этого типа мотивации учатся
прежде всего потому, что осознают необходимость
хорошей учебы в школе для собственного успешного
будущего.
Шкала 7. Мотив общения. Показывает
выраженность у учащегося мотивации на общение со
сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом
общения заинтересованы прежде всего в тех видах
деятельности, где присутствует возможность
коммуникации.
Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация.
Показывает заинтересованность учащегося прежде
всего в различных внеучебных делах, проходящих в
школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в
непосредственно урочной деятельности. Учащиеся,
у которых преобладает этот тип мотивации, с
удовольствием ходят в школу, часто являются
активными участниками внеурочной деятельности,
однако учатся неохотно, по необходимости, как бы
отбывая повинность за интересные дела.
Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает
значимость для учащегося учебной деятельности
как ведущей сферы самореализации, места, где он
может заявить о себе, развивать себя и пр.
Шкалы 10–12 представляют собой
дополнительные шкалы, позволяющие получить
средние показатели по тому, влияние какой группы
на учащегося наиболее значительно в плане
мотивирования его хорошей учебы —
одноклассников, семьи или школы.
Шкала 10. Влияние одноклассников.
Шкала 11. Влияние семьи.
Шкала 12. Влияние школы.
Разработанный опросник, конечно, является
экспериментальным и, наверное, подлежит
дальнейшей доработке. Это может сделать каждый
специалист, например исходя из особенностей
своего учебного заведения. Однако он
представляет из себя некий каркас, некую
основную схему эффективной, как нам кажется,
диагностики мотивации — работающей диагностики,
а не той, что проводится и складывается на полку.
Я, в свою очередь, буду рада любым отзывам,
замечаниям, пожеланиям, описанию опыта
использования методики.
Евгения ЛЕПЕШОВА,
психолог гимназии № 42,
г. Кемерово
lep-s@yandex.ru
|