Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологическое консультирование
и диагностика

А.Л. Венгер
М.: Генезис, 2007

Если когда-нибудь наступит светлая полоса в жизни психологов, работающих в системе образования, и всех специалистов начнут централизованно обеспечивать качественной литературой и инструментарием, то это практическое руководство я бы посоветовала обязательно включить в такой перечень.
Удивительно, как в небольшом по объему издании на высоком научном уровне и одновременно доступно представлены все этапы и элементы психологической диагностики в процессе консультирования. Целостность материалу придает позиция автора, основанная на синдромном подходе к типологии нарушений развития ребенка, впервые предложенном Л.С. Выготским. Психологический синдром А.Л. Венгер рассматривает как комплекс взаимосвязанных проявлений (симптомов). При таком подходе учитываются как психологические особенности самого ребенка, так и система его отношений с окружающими.
Материал в пособии расположен таким образом, что в нем последовательно излагаются все этапы проведения психологического консультирования ребенка, начиная от первого обращения к психологу и заканчивая индивидуализированными рекомендациями по работе с ним.
Начинающие психологи могут смело использовать эту книгу как руководство по консультированию. В ней четко и доступно объясняется, как грамотно построить взаимодействие с обратившимися за помощью родителями, учителями и с самими детьми, преобразовав первичную жалобу на ребенка в конкретный запрос на оказание ему помощи.
В первой части пособия подробно рассмотрен процесс диагностики. Причем это не простой набор тестов, какой часто встречается на страницах изданий с похожими названиями, а анализ возможностей применения различных тестовых методик для оказания реальной помощи детям. Автор начинает с того, что знакомит читателей с системой понятий, используемых при описании индивидуальных психологических особенностей ребенка, необходимых для правильного подбора тестов и дальнейшей интерпретации результатов диагностики.
Этот подход позволяет предложить психологам стройную систему методик, направленных на выявление особенностей развития ребенка, и грамотно интерпретировать полученные результаты.
Дальнейшей консультативной работе посвящена вторая часть пособия. Материал, представленный в ней, позволит читателям получить четкие ориентиры по составлению рекомендаций для родителей и учителей по оказанию помощи детям. Этому крайне важному и наиболее сложному для психолога этапу консультирования автор уделяет особое внимание.
Читатели найдут здесь стройное изложение общевозрастных, педагогических и психологических рекомендаций, которые специалист может дать обратившимся за помощью взрослым. В зависимости от запроса и результатов диагностики они могут быть или «симптоматическими» (при наличии у ребенка локальных проблем), или системными (при наличии того или иного психологического синдрома).
Дополнительную ценность изданию придают приложения, в которых представлены сводные списки тестовых показателей, психологических синдромов, словарь используемых терминов, а также стимульные материалы и иллюстрации к тестам.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина компании "Найс". Модная бижутерия оптом в Новосибирске, в большом ассортименте - серьги, кольца, броши, браслеты, цепи и шнуры, подвески и бусы, аксессуары для пирсинга, наборы бижутерии и многое другое. Специальные условия для организаторов совместных покупок, а также товары со скидками. Посмотреть каталог товаров, прайс-лист и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.nais54.ru/.