Практикум
по социальной психологии
|
Социальная психология
Практикум
|
|
Учебное пособие
О.А. Ахвердова,
К.С. Гюлушанян,
В.В. Коленкина
М.: ТЦ Сфера, 2006
|
|
|
Учебное пособие
Г.М.Андреева,
Е.А.Аксенова,
Т.Ю.Базаров и др.
Под ред. Т.В. Фоломеевой
М.: Аспект Пресс, 2006
|
|
Перед нами две
книги с одинаковым названием, да к тому же обе
заявлены как учебные издания, поэтому логично
предположить, что они мало отличаются друг от
друга по содержанию и назначению. Вследствие
этого читатель оказывается в неопределенной
ситуации и по вcем законам жанра выбора должен
мучиться вопросом: какой книге отдать
предпочтение и почему. Однако достаточно
перелистать учебные пособия, чтобы получить
простой и весьма неожиданный ответ: о выборе в
данном случае речи не идет, так как единственное,
что объединяет пособия, — общность
социально-психологической тематики. Обе книги
представляют интерес для профессиональных
психологов, и знакомиться имеет смысл с той или
другой в зависимости от стоящей перед читателем
задачи.
Пособие О.А. Ахвердовой и др. принадлежит к
категории изданий, которые предназначены для
достаточно узкого круга читателей. В данном
случае — это студенты педагогических и
психологических специальностей. Вынесенное в
заглавие слово «практикум» может привлечь
внимание практикующих психологов,
заинтересованных в получении информации по
вопросам организации и проведения
социально-психологической диагностики и
тренинговых занятий. Однако это издание иного
рода. Его специфика в том, что оно предназначено
для самостоятельной работы студентов при
изучении курса социальной психологии. Оно
состоит из методических рекомендаций по
подготовке к семинарским занятиям, по выполнению
практических заданий и написанию курсовых и
контрольных работ и рефератов.
Например, в разделе, посвященном семинарским
занятиям, представлена тема «Межличностные
отношения». Диагностика и коррекция
внутригрупповых отношений в классе — одно из
приоритетных направлений работы школьного
психолога, но те сведения, которые содержатся в
пособии — основные понятия и вопросы темы,
задания для самостоятельной работы, темы
рефератов, — вряд ли ему потребуются. А тема
«Социометрический метод исследования группы»
включена в раздел рекомендаций по выполнению
практических заданий. Информация о
социометрической процедуре, составлении
социоматрицы и социограммы, безусловно,
необходима, но явно недостаточна для проведения
соответствующего исследования в классном
коллективе.
Сказанное, конечно, не означает, что практическим
психологам не стоит брать в руки эту книгу, но
следует иметь в виду те содержательные
ограничения, которые не позволяют ее
рассматривать как практико-ориентированное
издание. Хочется подчеркнуть, что книга может
быть использована психологами, осознающими
недостаточность профессиональной подготовки и
потому настроенными на получение дополнительных
сведений, в данном случае по социальной
психологии.
Не исключено также, что кто-то из практических
психологов воспользуется материалами данного
учебного издания при проведении бесед со
старшеклассниками или педагогами. Правда, при
этом следует учесть, что оперирование научными
терминами и именами великих психологов может
произвести впечатление лишь на
коллег-профессионалов, и потому выбранный
авторами способ подачи материала (адекватный
учебному пособию для высшей школы) нуждается в
переводе на язык, доступный неспециалистам. Эта
работа, кстати говоря, может принести плоды и
самим психологам в силу того, что предполагает
рефлексию собственного знания.
Практикум по социальной психологии под
редакцией Т.В. Фоломеевой подготовлен
сотрудниками кафедры социальной психологии
Московского университета и призван вооружить
студентов специальными практическими приемами.
При этом, правда, следует сделать два уточнения.
Во-первых, граница между общими и специальными
навыками достаточно условна и автор «Введения»
Г.М. Андреева подчеркивает, что никаких
специальных методов практической работы
социального психолога не существует. Во-вторых,
используемые в нашей науке методы пригодны как
для исследовательской, так и для практической
работы; в данном случае речь идет о
социально-психологических методах, владение
которыми составляет необходимый компонент
профессиональной деятельности практического
психолога, а отсюда следует однозначный вывод о
возможности (и даже более того —
целесообразности) обращения школьных психологов
к материалам издания.
В учебном пособии три части, каждая из которых
посвящена описанию одной из групп методов. Это —
методы исследования (наблюдение, эксперимент,
опрос, семантический дифференциал,
социометрический тест, контент-анализ,
фокус-группа), методы воздействия (групповая
дискуссия, групповое решение, публичное
выступление, бизнес-тренинг, технологии
командообразования) и методы практической
работы в организациях. Третья часть представляет
собой конкретизацию материала первых двух
частей в определенной области практической
работы.
К числу несомненных достоинств издания
относится тщательно продуманная форма
преподнесения информации (как и подобает
добротным учебным пособиям), что, безусловно,
заметят взявшие в руки книгу практические
психологи. Например, глава «Опрос» содержит в
себе общие сведения об опросе как методе сбора
первичной вербальной информации, его структуре,
принципах формулирования вопросов и видах
анкетирования и интервью. Таким образом, учебное
пособие не только вооружает конкретными
сведениями, но и способствует появлению
критического отношения к многочисленным,
повсеместно публикуемым опросникам, которые
имеют весьма отдаленное отношение к методам,
составляющим арсенал практической работы
психолога.
На основании всего сказанного можно сделать
вывод о целесообразности использования первого
издания студентами психологических вузов, а
второго — не только будущими, но и нынешними
психологами. Хотя при этом следует иметь в виду,
что ценность изданий не ограничивается наличием
в них сведений прикладного характера.
Марина СТЕПАНОВА
Статья опубликована при поддержке детского медицинского центра "Медицентр". Отделение педиатрии для детей - гастроэнтеролог, аллерголог, иммунолог, ортопед-травматолог, дерматолог, невролог, эндокринолог, ревматолог, отоларинголог, детский психотерапевт в Санкт-Петербурге и др. врачи, а также массаж, вакцинация и прививки, вызов врача на дом, травмпункт 24 часа и отделение для взрослых. Узнать всю подробную информацию о центре Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://kids.medi-center.ru/.
|