Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2007


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Положительное подкрепление

Проблема агрессии в российской школе настолько серьезна, что не обращать на нее внимания уже нельзя. Только настоящий профессионализм педагога может предотвратить развитие опасной ситуации в подростковой группе. Об агрессии написано немало, но знаком ли педагог с причинами и механизмом возникновения агрессивного поведения подростков? Что такое агрессия?

«Агрессия — любая форма поведения, направленная к цели причинения ущерба или вреда другому лицу, не желающему такого с ним обращения» (Роберт Бэрон).

Жалоб на агрессивное поведение подростков с каждым годом все больше и больше. Причем такое поведение демонстрируют не только мальчишки, возрастает и девичья агрессивность. Что происходит с подростком в современном мире?

Исходя из того, что побудителями агрессивного поведения являются чувства, мы можем сказать, что оно биологически предопределено. Поразительное разнообразие событий может привести подростка к агрессивному поведению. Что же такое чувства? Почему они могут привести нас к насилию?

В энциклопедическом словаре дано определение чувства: «Особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Эмоции, реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную окраску». Таким образом, в основе агрессивного поведения личности лежат переживания, которые, как правило, носят неприятный характер. В обыденной жизни наше поведение вполне цивилизованно. Мы боимся наказания, неодобрения, возмездия, соблюдаем правила и нормы, установленные в обществе. У подростков неприятные переживания приводят к желанию бороться, к агрессии, которая имеет физическую природу.

Что же это за переживания? К сожалению, их список велик. Окружающая среда постоянно держит ребенка в состоянии стресса. Трудности в школе, проблемы в семье, гормональные изменения, проблемы социального характера. Запреты окружающих и внутренние барьеры на пути к ожидаемым целям порождают стремление к эмоциональной агрессии. Агрессивные тенденции может вызвать сильное и долгосрочное состояние неудовлетворенности. Можно сказать, что дети живут во враждебном окружении, их часто эмоционально провоцируют учителя, родители, сверстники. Общество (семья, школа) ставит перед ними цели, которых порой просто невозможно достичь в силу объективных и субъективных причин.

Все это порождает неуверенность в ценности собственной личности, что приводит к чувству неполноценности, ненужности. Снижается самооценка. Рано или поздно подросток не выдержит, и наступит неизбежное — он захочет доказать окружающим свою состоятельность, значимость, силу.

Мы говорили о силе эмоций. В таком состоянии подростком управляют чувства обиды, гнева, злости, зависти, мести. В его жизни появляется одна-единственная цель: доказать окружающим свою значимость любой ценой, повысить самооценку. Ресурсы для такого доказательства у ребенка отсутствуют (нет денег, нет социального статуса). Достичь своей цели можно одним путем: создать впечатление о себе как о «крутом» в группе сверстников. Все остальное отходит на задний план: родители, учеба, поведение. И чем сильнее давление, чем больше неприятных переживаний (упреков, сравнения с благополучными сверстниками, запугивания, лишений, применения силы), тем сильнее желание снять напряжение, найти разрядку.

Рис. 1. «Меледа»

Рис. 2. Агрессия

Рис. 1. «Меледа»
Рис. 2. Агрессия

Некоторые дети выражают свое неудовольствие косвенно — пример этому рисунки, иллюстрирующие статью. Но большинство детей в такой ситуации переходят к открытой агрессии — нападению. Они ищут жертву. Это могут быть более слабые сверстники, родители, учителя, прохожие. Они атакуют жертву, когда сами испытывают боль, стыд, страх, гнев, злость. И тут происходит вот что: если вдруг подростку удается достичь своей цели — нанести ущерб жертве и почувствовать, что жертва сдалась, испугалась, отступает, признавая преимущество атакующего, то происходит положительное подкрепление негативному поступку подростка. Модель поведения подростка в состоянии эмоциональной агрессии будет проходить теперь по этой схеме. Тебе плохо (больно, страшно, стыдно) — нападай получай удовольствие (жертва отступает). Разорвать эту связь силой невозможно, удовольствие сильнее страха. И если вдруг на пути к ожидаемой цели возникнут барьеры, то эмоциональная агрессивность будет только нарастать. Вывод: неприятности, страдания, угрозы, оскорбления приводят подростков к агрессивным действиям по отношению к окружающим (школе, семье, сверстникам, посторонним людям).

Ребенок, нападая на жертву, достигает определенных целей: может влиять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью, решать материальные проблемы, формировать идентичность с группой (сверстниками в школе, на улице), повышать чувство собственной ценности. Насилие дает возможность выработать положительное впечатление о себе как о бесстрашном человеке, получить социальное одобрение, добиться того, чего школа и родители дать не смогли. Так формируются группы подростков для травли одноклассников. Так формируются бандитские группировки. Закон для всех один. Увы, с природой ничего не поделаешь. Эмоциональная агрессия доставляет физиологическое удовольствие, а оно быстротечно, это состояние необходимо поддерживать постоянно.

А как в такой ситуации ведет себя жертва? Если агрессор нападает, жертва отступает. Жертва моделирует свое поведение в состоянии стресса точно по такой же схеме, что и нападающий. Ее отличает от агрессора то, что она слаба, у нее нет сил и смелости выразить свою агрессивность открыто и защититься. Испытывая в ситуации постоянного давления стресс, жертва может перейти к аутоагрессии. Дети-жертвы боятся признаться взрослым, что их в классе травят. Они испытывают боль, чувство стыда. Из-за этого начинают пропускать занятия, плохо учиться, думают решить свои проблемы с помощью суицида. Иногда, ища защиты у взрослых, они говорят об этом вслух. Опытный, чуткий педагог может вовремя помочь таким детям. Тогда они, пройдя через дистресс, остаются живыми.

Как вы знаете, опасность наказания не останавливает агрессию и не учит решать проблемы конструктивным способом. Из опыта наблюдений за агрессивными подростками могу предложить некоторые меры, ослабляющие агрессивное поведение.

Человека нельзя совсем лишить агрессивности, так как это детерминировано биологически. Природа дала нам этот дар специально, обдуманно. Агрессивность предоставила возможность человеку как биологическому виду взять реванш над другими видами, позволила доминировать в этом мире и создать современную мощную техногенную цивилизацию.

Думаю, что если человек подойдет к эмоциональной агрессивности с умом и поймет ее в себе, то она подарит много минут радости. Так стоит ли уничтожать то, что так тщательно отбирала для нас с вами мать-природа?

Необходимо знать природу своих чувств, знать, как рождаются эмоции, осознавать негативные последствия эмоций. Необходимо формировать правильное представление о стандартах поведения в обществе начиная с детского возраста. Для безопасности общества чрезвычайно важно нравственное воспитание личности ребенка. Ребенок должен научиться осознавать и контролировать свои эмоции, уметь выражать свои чувства, иметь возможность обучиться новой форме поведения в группе, социуме, что даст возможность задуматься о себе в стрессовой ситуации, о том, к каким последствиям может привести то или иное действие.

Есть еще одна важная тема, непосредственно связанная с темой агрессии. Современная цивилизация освободила человека от тяжелого физического труда, дала ему много свободного времени, тем самым значительно обеднив его эмоциональную жизнь. Она породила очень распространенное явление в обществе — социальную, физическую СКУКУ. Скука разъедает душу. Эмоциональная жизнь современного человека слишком бедна, и компенсировать этот недостаток, чтобы выжить как виду, приходится излишней эмоциональностью. Даль писал в своем словаре: «Скука — тягостное чувство, от косного, праздного, недеятельного состояния души; томленье бездействия... Скука смертная. Удавлюсь от скуки. От скуки одуреешь. От скуки пропадешь. Со скуки, хоть меледу1 в руки!»

Разве можно к этому еще что-то добавить?


1 Меледа — кружочки, нанизывающиеся на проволочку для препровождения времени.

Наталия ТИТОВА,
г. Херсон, Украина
labete@ukr.net

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «Medic Mart». Если вы решили приобрести качественное медицинское оборудование, то оптимальным решением станет обратиться в интернет магазин «MedicMart». Перейдя по ссылке "Medic Mart", вы сможете, не отходя от экрана монитора, приобрести оптом медицинские шапочки, перчатки и говорящие тонометры по выгодным ценам. Ассортимент интернет магазина «MedicMart» постоянно обновляется, а высококвалифицированные специалисты смогут ответить на любые интересующие вас вопросы по телефону, указанному на сайте.