Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2007


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Человек в этом мире не один, как ему может представляться, он совсем не похож на необитаемый остров в океане. Каждый человек вплетен во множество различных связей. Он приходит в этот мир посредством людей, которых называет своими родителями — папой и мамой. Проходит время… Человек развивается, взрослеет, находит свою пару и спустя определенный отрезок времени он становится и сам тем, через кого в этот мир приходит новая жизнь, и затем способствует ее становлению.

Семья является для человека первой и главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Все мы несем в себе послания своей семьи, свои семейные сценарии. Внутренний образ наших семейных систем, запечатленный на глубоком бессознательном уровне, является, по сути, нашим базовым языком. Языком, которым мы продолжаем пользоваться и в создаваемых новых семьях, новых отношениях. На глубоком бессознательном уровне все мы некоторым образом «вплетены» в свою родительскую семью, как в некое «роковое сообщество». Такую метафору по отношению к переплетениям в семье использует Берт Хеллингер. В этом «сообществе» действуют силы, которые возникают из наших отношений с родителями, братьями и сестрами, дядями и тетями, бабушками и дедушками,… мужьями и женами.

Владимир ИНЖИР,
психолог

Метод системной семейной расстановки
по Берту Хеллингеру

Метод семейной расстановки (это метод групповой терапии) был разработан немецким психологом Бертом Хеллингером, который проводит семинары по всему миру. Берт Хеллингер изучал философию, богословие, педагогику и психоанализ. Все, что накопила психология как наука, в той или иной мере аккумулировано в методе семейной расстановки.

Мы живем в непростое время. Резкие перемены происходят в нашей стране — то, что было ценно на протяжении более 70 лет, оказалось устаревшим, сейчас появились иные приоритеты, человеку прививаются другие ценности. Как сориентироваться, устоять, адаптироваться, найти свой путь? Где найти в себе силы и как поддержать себя и своих близких? Россия — страна с трагической и кровавой историей: революции, войны, репрессии. Последствия этих событий остались в наших морфогенетических полях, связывающих нас с предыдущими поколениями.

Краткосрочная семейная психотерапия Берта Хеллингера позволяет восстановить родовые энергетические потоки, как называет их Хеллингер — «первичные потоки любви».

Метод семейной расстановки еще совсем молод — ему чуть больше двадцати лет. При кажущейся внешней простоте и наглядности, обучиться ему не так просто. Он требует большой внимательности, осознанности, включенности в процесс, при минимальном вмешательстве психолога. На обучение уходит в среднем три-четыре года. Оптимальное количество участников — 15–20 человек. Желательно, чтобы в группе присутствовали как мужчины, так и женщины.

Обучение построено следующим образом: сначала формируется запрос. Психолог, в рамках заявленной проблемы, задает вопросы о семейной системе клиента. Совместными усилиями психолога и клиента формируется окончательный вариант запроса. Запрос должен быть коротким (три-четыре предложения), энергетически наполненным. Поскольку эта терапия ориентирована на решение, хорошо, если клиент скажет несколько слов о том, что было бы для него хорошим решением.

Затем клиент выбирает из группы людей на роли заместителей. Заместители — это те, кто будет представлять в расстановке самого клиента и значимые для него фигуры в зависимости от контекста запроса. Хорошо, когда на роль мужчины есть возможность выбрать мужчину, а на роль женщины — женщину. Но, как показывает практика, замена мужчины женщиной не искажает результата работы. Клиент расставляет заместителей в пространстве в соответствии со своим внутренним образом. После этого он садится на свое место и наблюдает за происходящим. В расстановке образуется некое энергетическое поле (Юнг называл это «коллективное бессознательное», а Б. Хеллингер — «большая душа»), в котором заместителям передаются ощущения и чувства тех людей, которых они замещают.

Расстановщик опрашивает заместителей об их ощущениях и предлагает внести изменения в зависимости от наметившейся динамики. Все это в итоге должно привести к образу решения. Но иногда более сильное целительное воздействие оказывает расстановка, прерванная в кульминационный момент. Это бывает, когда клиенту сложно принять обнаруживающуюся динамику. В этом случае должно пройти время, чтобы клиент с этим согласился.

Важную роль в расстановках играют «разрешающие» фразы. Они вытекают непосредственно из процесса расстановки. Предлагать их могут как психолог, так и «заместители», которые озвучивают свои ощущения. Функцией «разрешающих» фраз является прояснение ситуации и развязывание узлов. Если фразы правильно подобраны, энергия расстановки преображает ситуацию, приближая к ее разрешению. Фразы должны быть короткими, емкими, концентрированными. Чем короче и точнее фраза, тем она эффективнее.

Особое место в расстановках занимают ритуалы. Два наиболее часто используемых — это поклон и ритуал возврата. Поклон символизирует принятие своей судьбы, своих родителей такими, какие они есть, и признание того факта, что родители большие, а ребенок в сравнении с ними маленький. Поклон восстанавливает порядок в семейной системе и часто становится предпосылкой к возобновлению течения потока любви.

Следующий ритуал — это ритуал возврата. Б. Хеллингер разделил чувства на четыре категории:

— первичные,

— вторичные,

— перенятые,

— метачувства.

В ритуале возврата речь идет о перенятых чувствах. Это чувства, которые мы часто испытываем и которые не совсем соответствуют ситуации. Например, беспричинные чувства вины, тревоги, страха, одиночества могут быть перенятыми и достаться нам по наследству от наших родителей или более дальних родственников. Происходит это тогда, когда родители или родственники вытеснили эти чувства, не осознав их в полной мере. Смысл ритуала заключается в том, чтобы в символической форме передать их истинному владельцу. После этого ритуала облегчение испытывает как сам клиент, так и тот, кому вернулись принадлежащие ему по праву чувства.

Метод семейной расстановки не получил пока широкого применения в школах. Но, как показывает практика проведения семейных расстановок с участием детей и подростков, результаты бывают весьма позитивными. Необходимо учитывать, что дети и подростки более ранимы и впечатлительны, чем взрослые. Предлагая работу этим методом, надо быть крайне осторожным.

Школьные психологи сталкиваются с проблемами:

— адаптации детей в социальной сфере,

— агрессивного поведения,

— гиперактивности,

— низкой самооценки,

— страхов.

С этими проблемами можно работать продуктивно с помощью системного подхода и метода семейной расстановки. Девиантное поведение, например, часто связано с тем, что в семейной системе были исключенные родственники из предыдущих поколений, побывавшие в сталинских лагерях или отбывавшие наказание в местах лишения свободы. О них не принято открыто говорить, вспоминать их. Тогда ребенок в знак принадлежности к семейной системе замещает их, привлекая внимание родителей своим неадекватным поведением. Таким поведением он неосознанно пытается напомнить об исключенном человеке и ввести его в семейную систему.

Низкая успеваемость не всегда связана с пониженным интеллектом. Часто из-за страхов и низкой самооценки ребенок боится проявить свои знания. Это часто связано с нарушением порядка в семейной системе. Например, когда бабушка замещает роль матери и своей гиперопекой подавляет инициативу ребенка, роняя авторитет матери. Восстановление порядка в семейной системе дает положительные результаты.

Повышенная агрессивность часто имеет место в неполных семьях, где ребенка, как правило мальчика, воспитывают женщины. Агрессивным поведением ребенок «сохраняет себе отца», демонстрируя свою принадлежность мужскому роду. Все эти тенденции можно корректировать методом семейной расстановки. Восстановление порядка в семье: у каждого, кто принадлежит системе, есть свое «хорошее место». Сначала это родители: отец и мать, даже если они фактически в разводе, в сознании ребенка они всегда остаются парой. Только в этом случае ребенок может брать силу от обоих и нормально развиваться. Потом идут братья и сестры — преимуществом обладают старшие перед младшими. Этот порядок очень важен в воспитании ребенка, тогда у него формируются границы, в рамках которых он растет и развивается. Ребенок становится более структурированным и, как следствие, более защищенным.

В системном подходе и методе семейной расстановки звучит идея объединения, единого поля, в данном случае — семьи и школы. Это очень важно для школьника, чтобы он не чувствовал контраста: семья одно, а школа совсем другое. Школа — это та же семья, в ней действуют те же порядки, есть структура и свои границы. Способность объединяться с «большим» поможет ребенку быть более адаптированным в социальных процессах.

Преимущества метода:

— краткосрочность, заменяет приблизительно десять сеансов индивидуальной терапии;

— наглядность, происходящие во время расстановки процессы позволяют иначе увидеть и оценить прошлое семьи и то влияние, которое оно оказывает на нас в настоящем;

— клиент не участвует в расстановке, он наблюдает, как разворачивается процесс и оживает история его семьи; это помогает ему увидеть нынешнюю ситуацию под другим углом зрения;

— клиенту ничего не навязывается извне — он видит ровно столько, сколько готов увидеть и принять; иногда клиент не выдерживает и закрывается, психолог с этим тоже соглашается и останавливает расстановку;

— в результате распутывания переплетений наступает ясность в сознании клиента и появляется энергия для решения новых задач.

Слабые стороны метода:

— необходимо долго обучаться и вырабатывать особый феноменологический взгляд, чтобы видеть суть происходящего и не уходить в частности и интерпретации;

— это метод групповой терапии, и людям с повышенной сензитивностью бывает трудно решиться в нем участвовать;

— часто проникновение в глубь души связано с болью, ее надо суметь выдержать, но без этого нет духовного роста;

— с тем, что открывается в душе клиента, надо уметь обращаться с любовью и уважением; в школе лучше ограничиться ритуалами и динамикой принятия родителей такими, какие они есть.

В заключение хочется сказать, что метод семейной расстановки напоминает течение самой жизни. Фрагмент озаряется светом настоящего и уходит в прошлое. Перефразируя известного математика, можно сказать, что «расстановки уже затем следует делать, что они душу в порядок приводят». Но в то же время системная семейная расстановка – это своеобразная «хирургия души», вскрытие архетипов, дремлющих в коллективном бессознательном и оказывающих влияние на нашу психическую и физическую жизнь. Чтобы не причинить человеку вреда, метод могут использовать только психологи, прошедшие специальное обучение.

Нелли ФИЛОНЕНКО,
психолог,
Институт консультирования
и системных решений,
г. Москва