Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

О становлении профессионала:
Приближение к идеалам культуры
и сотворение их (психологический взгляд)

Е.А. Климов
М.: МПСИ, 2006

Трудно однозначно определить жанр этой книги — и не научная монография, и не учебное пособие, хотя к разряду таковых и относит ее автор. Учебники, как правило, пишутся в соответствии с читаемыми курсами — о каком курсе в данном случае идет речь? В работе отсутствуют принятые в учебных пособиях задания и вопросы, списки рекомендуемой литературы и т.п. Если судить по тем проблемам, которые обсуждаются на страницах данного издания, — а это проблемы места различных видов труда в обществе и культуре, профессиональных идеалов и составляющих профессионализма, — то оно скорее всего является образцом научной публицистики. Если же за точку отсчета взять выбранную автором манеру изложения, напоминающую, с одной стороны, доверительную беседу умного взрослого с несмышленым ребенком, а с другой — внутренний диалог с самим собой, то книга становится чем-то вроде практического пособия «по умению жить».
Еще более сложная задача — назвать потенциального читателя, на которого она рассчитана. Из аннотации следует, что пособие предназначено для широкого круга читателей, как знакомых, так и пока еще нет с азами психологической науки.
Следует сказать несколько слов об ее авторе. Е.А.Климов наверняка известен читателям нашей газеты как автор дифференциально-диагностического опросника (ДДО) интересов и профессиональных склонностей старшеклассников. В силу этого она, по-видимому, рассчитана на психологов, тем более что ее основная проблематика может быть обозначена как анализ психологических составляющих профессиональной культуры. Другое дело, что психологам все это хорошо знакомо, так как подготовка психологов как раз и предполагает знакомство с психологическими (а не какими-либо иными) аспектами социальной практики, в том числе трудовой деятельности человека. Что же касается непсихологов, то рассуждения автора, содержащие изрядную долю психологизма, могут показаться им надуманными и эклектичными, так как в книге соседствуют обращения к философским, психологическим, педагогическим и другим научным источникам, а также к случаям из обыденной жизни.
Несмотря на всё сказанное хочется обратить внимание на данное издание прежде всего практических психологов образования. Сейчас едва ли найдется школа, в которой и педагоги, и психологи не были бы озабочены вопросами профильного обучения и профессионального самоопределения старшеклассников. К сожалению, в последнее время в качестве первостепенной выдвигается задача активизации не профессионального выбора, а его как можно более раннего осуществления. В то же время не секрет, что трудности, испытываемые подростками при выборе профиля обучения и будущей специальности, в немалой степени проистекают от их недостаточного знакомства с миром профессий. Книга Климова в данном случае может оказаться очень полезной, так как большая ее часть посвящена описанию психологической специфики профессий, связанных с природой, техникой, другими людьми, знаками и художественными образами (в соответствии с методикой ДДО). Эти материалы могут быть использованы психологом в беседах со старшеклассниками о мире профессий, каждая из которых имеет свое «психологическое лицо».

Марина СТЕПАНОВА