Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологическое литературоведение

Текст как отражение внутренних миров
автора и читателя

В.П. Белянин
М.: Генезис, 2006

Издательство «Генезис», хорошо известное нашим читателям, в очередной раз удивило и порадовало. Специализируясь на выпуске психологической литературы, оно могло, пожалуй, без всяких забот выпустить n-й тираж книжек Фопеля и подсчитывать прибыль (уверен: книги этого популярного в России немца все равно обязательно разойдутся). Но нет, «Генезис» постоянно ищет новых авторов и новые темы.
Пример тому — книга В.П. Белянина, которую трудно назвать ориентированной на психологов-практиков, поскольку она прямо презентируется как монография, то есть является научным трудом. Однако рискну утверждать, что и практическим психологам есть что оттуда почерпнуть. Особенно тем, кому интересна психологическая работа с текстом и кто увлекается завоевывающим популярность нарративным подходом или уже завоевавшей популярность сказкотерапией.
Автор книги работает на пересечении таких интереснейших научных областей, как психолингвистика, семантика, психопатология и психология личности. Приготовив сложный коктейль на основе этих ингредиентов, он в сухом остатке получает оригинальную операциональную типологию личности. В своей работе автор исходит из положения, что за разными текстами стоит разная по типу психология личности: разнообразие психологических типов людей рождает разнообразие текстов. Поначалу, откровенно говоря, вызывает некоторое недоумение выбор именно психиатрического подхода к личности авторов текста (в конце концов, ну не все же без исключения писатели психопаты или акцентуированные личности!). Впрочем, Белянин приводит огромное количество доказательств и примеров присутствия в текстах типичных для соответствующих акцентуаций признаков.
Читатель узнает, что существуют «активные» и «светлые» тексты (паранойяльная акцентуация), «веселые» тексты (гипоманиакальная акцентуация), «красивые» тексты (истероидная акцентуация) и т.д. А вы и не подозревали? Так-то вот.
А если еще и опереться на гипотезу Геннекена–Рубакина о сходстве читателя и писателя, то можно определить и психологические особенности читателя, предпочитающего тексты того или иного типа. Что и делается, благодаря разработанному автором «Проективному литературному тесту». Скажи, какую книгу ты читаешь...
Жаль только, что тест полностью не приведен в книге. В.П. Белянин информирует также о существовании специальной компьютерной психолингвистической программы ВААЛ, позволяющей мгновенно провести анализ текста или составить тексты выступлений или статей с заранее заданными характеристиками воздействия на потенциальную аудиторию. Уже сейчас очевидно, что такой инструмент, несомненно, будет востребован и в судебно-психиатрической экспертизе, и в политике, и в рекламе, и в практической психологии образования. Возможности современной психолингвистики оказываются весьма впечатляющими.
Таким образом, книга предназначена не только ученым.

Игорь ВАЧКОВ