|
НОМИНАЦИЯ:
«Работа со школьниками: игры, тренинги,
индивидуальные и групповые занятия» |
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС
Задачи игры: выявление особенностей
взаимодействия детей; создание условий,
способствующих формированию навыка
сотрудничества; выявление особенностей развития
познавательной сферы (внимания, мышления);
повышение уровня сплоченности класса, развитие
способности дружить, общаться в паре и группе.
Время: 1 час 10 минут на игру, 10–15 минут на
обсуждение.
Возраст участников: 7–8 лет,
Условия игры: размер группы — 10–16 человек
(четное число); один ведущий; предусмотрено
участие классного руководителя в качестве
наблюдателя.
Описание сюжетной канвы
Данная игра представляет собой игровую
оболочку, на фоне которой решаются развивающие
психологические задачи. По сюжету дети попадают
в заколдованный лес, где Лесная фея просит
расколдовать ее друзей. Для этого надо выполнить
ряд заданий — разгадать загадки Злого
волшебника.
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
№ этапа |
Время на проведение |
Содержание |
Материалы |
1 |
5 |
Начало игры. «Ребята, сегодня нам
предстоит совершить путешествие в необычный лес
— заколдованный. Но не просто так, у нас просит
помощи его хранительница — Лесная фея». Далее
ведущий сообщает, что Злой волшебник заколдовал
ее друзей — обитателей леса — и помочь ей могут
только очень дружные, храбрые и сообразительные
дети. Чтобы расколдовать и вернуть в лес
животных, нужно разгадать загадки Злого
волшебника. За правильно выполненные задания
каждый получает волшебные звездочки, которые
помогут развеять злые чары |
На доске крепятся картинки с
изображением леса и Лесной феи. Награда за
выполнение задания — звездочки, вырезанные из
бумаги |
2 |
7 |
«Чтобы нам попасть в лес, нужно пройти
через запутанный лабиринт». Детям предлагается
разгадать первую загадку «Лабиринт». Каждой паре
участников дается на листе бумаги рисунок
лабиринта. После правильного прохождения дети
получают звездочку |
Листы с заданием «Лабиринт» на каждую
пару детей. Звездочки даются каждому участнику |
3 |
5 |
«В этом заколдованном лесу очень тихо,
даже птицы не поют. Чтобы узнать, кто его
обитатели, нужно выполнить задание «Собери
картинку». Каждой паре детей дается разрезанное
изображение животного (пазл) и предлагается
собрать картинку |
Разрезанные на небольшие квадраты
(можно сделать более сложные формы) изображения
животных: белки, зайца, лисы, волка, медведя, ежа,
оленя, кабана и др. Звездочки даются каждому
участнику |
4 |
10 |
«Злой волшебник перепутал в лесу все
растения. Давайте поможем Лесной фее навести
порядок. Следующая загадка — «Анаграммы». Детям
предлагается разгадать названия цветов и
деревьев. «Только вы, ребята, помните, что в лесу
кричать нельзя, поэтому поднимайте руку, если
знаете правильный ответ» |
На доске крепятся листы с анаграммами
(перепутанными буквами) — названиями цветов,
деревьев, грибов, ягод. Звездочки даются за
каждый правильный ответ |
5 |
20 |
«Вы, ребята, славно потрудились, много
волшебных звездочек заработали. Но еще не все
испытания нами пройдены. И следующее задание —
«Нарисуй картину». На этом большом листе вы
должны нарисовать лес, в котором есть животные,
птицы. Но только рисовать вы должны все вместе,
дружно». Сначала дети договариваются, кто что
будет рисовать, потом приступают |
Большой лист бумаги, например ватман
или обои (обратная сторона). Фломастеры или
карандаши. Парты сдвигаются так, чтобы весь лист
на нем уместился. Звездочки даются каждому
участнику |
6 |
15 |
«Молодцы, ребята! Наш лес ожил. Злой волшебник
потерял свою силу. А теперь давайте вернем зверей
и птиц в лес». Задание «Пантомима». Дети встают в
круг. Ведущий подходит по очереди к каждому
участнику и показывает карточку с изображением
какого-нибудь животного. Участник должен выйти в
середину круга и показать это животное,
остальные дети угадывают |
Карточки с изображением лесных животных.
Ведущий незаметно включает магнитофон с записью
«Звуки леса». Звездочки даются каждому участнику |
7 |
5 |
«Ребята, вы сегодня очень постарались, и с
вашей помощью мы расколдовали лес, прогнали
Злого волшебника и вернули всех животных. Лесная
фея вам очень благодарна. А сейчас давайте
посмотрим, сколько звездочек мы собрали». Дети
пересчитывают звездочки. «Мы собирали их не
просто так. Дело в том, что Злой волшебник погасил
на небе все звезды, а ведь некоторые животные
ведут ночной образ жизни. Эти звездочки будут им
светить. Мы отдадим их Лесной фее, но и себе
оставим по одной, чтобы запомнить наше
сегодняшнее путешествие в заколдованный лес» |
|
8 |
10–15 |
Обсуждение |
|
Формы обсуждения игры
Дети делятся своими впечатлениями,
рассказывают, кому что больше понравилось, какие
задания показались легкими, какие — сложными.
Легко ли им было работать в парах, или лучше всем
вместе, или лучше по одному. Каждый участник, в
том числе ведущий и классный руководитель,
высказывает свое мнение об игре.
Юлия АНДРОСОВА,
педагог-психолог школы № 384,
г. Москва
|