КЛЕЙМО ИЛИ ОРЕОЛ?
Человеку не следует
стремиться искоренять свои комплексы,
а следует прийти с ними в согласие:
они законно являются тем,
что направляет поведение человека в мире.
Зигмунд Фрейд
КОМПЛЕКС — одно из самых популярных
психологических понятий, прочно укоренившихся в
обыденном языке. Согласно житейской трактовке,
якобы опирающейся на научное знание, но на самом
деле весьма от него далекой, психологические
комплексы представляют собой глубоко
укоренившиеся в сознании и подсознании
ограничения и предрассудки, препятствующие
полнокровной жизни. |
Кого мы имеем в виду,
говоря о человеке закомплексованном? Того, кто не
уверен в себе, робок, застенчив, находится во
власти предрассудков и в силу этого не умеет
добиваться своего. А вот человек без комплексов
— это тот, кто уверенно шагает по жизни, не скован
условностями, умеет и себя подать, и с другими
поладить. Правда, «человек без комплексов» —
оценка скорее неодобрительная, ибо слишком часто
уверенность в себе обращается в самоуверенность,
а раскованность легко перетекает в развязность,
которая никого не красит. Тем не менее все мы
стремимся от комплексов избавляться, считая их
тяжелым бременем, едва ли не позорным клеймом. А
как же иначе в наш динамичный век?
Над этим житейским представлением любой
психолог только посмеется, ибо оно хоть в
принципе и верное, но слишком примитивное и
поверхностное. Специалисты, которые много лет
назад ввели это слово в научный обиход,
обозначали им отнюдь не только скованность и
робость, а явление гораздо более глубокое и
серьезное. В то же время в представлении
психологов комплексы — это не недостаток, не
болезнь, а качество, всем нам в той или иной мере
присущее. И призывы бороться с комплексами надо
воспринимать осторожно — полностью от них
избавиться вряд ли возможно в принципе. С ними
надо просто научиться жить. А для этого,
разумеется, сначала понять, что же это такое.
Представление о комплексах как особых
психических образованиях зародилось в
психоанализе и было подробно развито в работах З.
Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга. По мнению Фрейда и его
последователей, в основе любого комплекса лежит
противоречие между социально неприемлемыми
импульсами либидо и жесткими нормами
общественной морали.
Ключевым понятием психоанализа выступает
эдипов комплекс, поверхностное знакомство с
которым заставило миллионы мужчин во всем мире
стесняться свой сыновней любви к матерям. Помимо
него, психоаналитиками выделено еще несколько
комплексов, знакомство с которыми тоже способно
взбудоражить воображение. Например, комплекс
Каина — совокупность враждебных эмоций,
основанных на зависти брата к брату. Согласно
Библии, Каин, старший сын Адама и Евы, из зависти
убил своего брата. В психоанализе данный
комплекс рассматривается как результат
обделенности одного из детей родительской
любовью. Интерпретируется как возможная причина
возникновения неврозов. Или комплекс Медеи —
безотчетное патологическое стремление матери
убить собственных детей, чтобы отомстить мужу.
Согласно древнегреческой мифологии, Медея,
колхидская царевна, помогла Язону с аргонавтами
завладеть золотым руном. Страшась гнева отца, она
бежала с Язоном в Грецию, но Язон обманул ее и
взял в жены другую. Не ограничившись отравлением
соперницы, Медея убила и своих детей от Язона.
Впрочем, психоаналитическое толкование подобных
явлений и даже само их существование на
протяжении вот уже более века составляет предмет
острой дискуссии — далеко не все психологи в
объяснении человеческой натуры готовы следовать
за полетом фрейдистской фантазии.
Большинство психологов, вне зависимости от их
отношения к психоаналитической доктрине,
называют комплексами совокупность
бессознательных представлений, эмоционально
окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые
возникают у человека в самом начале его
жизненного пути и впоследствии влияют на его
мироощущение и поведение. Тут особенно важно
подчеркнуть, что в истоках своих комплексов
человек, как правило, не отдает себе отчета и
продиктованное ими поведение считает частью
своей натуры. В обыденной речи мы привыкли
называть комплексами те наши особенности,
которые мешают нам полноценно жить, общаться,
работать. О том, что не доставляет нам неудобства,
мы даже не задумываемся. Ведь многое из того, что
когда-то было нами глубоко и безотчетно
прочувствовано, усвоено, нам жить не мешает, даже
наоборот — составляет тот набор внутренних
«тормозов», без которых в жизни не обойтись.
Проблемы начинаются тогда, когда в сложном
внутреннем механизме побуждений и ограничений
происходит перекос. Из-за него мы на своем
жизненном пути сворачиваем в тупики, безрассудно
лихачим на виражах либо беспомощно застываем на
обочине. И тут не обойтись без наладчика этого
механизма — психотерапевта, который поможет
предотвратить серьезную аварию.
Главной составляющей комплексов в негативном
смысле этого слова выступает страх, который
когда-то давно впитался в нашу душу перед лицом
реальной или кажущейся угрозы. Из-за него мы —
казалось бы, разумные взрослые люди — порой
безотчетно боимся противоположного пола,
начальства, публичных выступлений. Боимся
повести себя неправильно, недостойно и этим
заслужить осуждение, наказание. Так что, по
большому счету, «житейские психологи» не так уж и
неправы, считая скованность, «зажатость» главным
проявлением наших комплексов. Впрочем, не
единственным…
Кто более других склонен испытывать страх? Тот,
кто безотчетно чувствует свою уязвимость,
слабость, иными словами — неполноценность.
Вообще-то именно комплекс неполноценности чаще
всего имеют в виду, говоря о комплексах вообще.
Тем более что в жизни он может принимать самые
разные формы. Это и комплекс неудачника, мешающий
смелым творческим начинаниям. И комплекс
бедняка, заставляющий выискивать оправдания
своей непрактичности. И комплекс страдальца,
побуждающий упиваться набитыми шишками. И
комплекс «гадкого утенка», не позволяющий
проявиться красоте, присущей каждому независимо
от формы носа и длины ног…
Само по себе чувство неполноценности не
является болезнью или недостатком. Человек, в
отличие от животных, рождается слабым,
беззащитным и беспомощным, то есть с момента
рождения постоянно испытывает недостаточность
своих сил и ограниченность возможностей.
Тяготясь своим несовершенством, он делает все
для того, чтобы стать более совершенным. В этом
плане чувство неполноценности является не
тормозом, а стимулом.
Из истории известны примеры, когда стремление
преодолеть свою неполноценность приводило к
выдающимся результатам. Так, Демосфен, с рождения
страдавший дефектами речи, благодаря своему
стремлению справиться с недугом стал величайшим
оратором. Или, к примеру, легендарный полководец
Суворов в детстве был крайне слабым и
болезненным, однако ценой самоотверженных
упражнений сумел добиться исключительной
физической стойкости и выносливости.
Вместе с тем вполне очевидно, что болезненное
переживание собственной неполноценности может
породить у человека неуверенность в своих силах,
что создает ему многочисленные проблемы. Если
переживания неполноценности начинают
доминировать в душевной жизни человека,
окрашивая ее в негативные эмоциональные тона,
человек утрачивает способность к позитивному
развитию своих творческих сил и дарований. Не
чувствуя в себе сил для подлинной компенсации
недостаточности, он избирает извращенные пути.
Оборотной стороной комплекса неполноценности
часто выступает так называемый комплекс
превосходства — человек всеми способами
стремится возвыситься над другими людьми, чтобы
тем самым компенсировать свою ущербность; верх в
нем берут надменность, высокомерие и
самодовольство. Средствами достижения
превосходства обычно выступают всевозможные
социальные символы — материальные и статусные.
Для компенсации своего комплекса человек может
стремиться к обогащению, всячески подчеркивая
значение денег как мерила жизненного успеха,
либо к обретению всевозможных званий и высоких
должностей, позволяющих ему вопреки скромным
способностям утвердить свое превосходство над
другими. Так что безудержный карьеризм, погоня за
инструментами и символами власти (одним из
которых, совершенно очевидно, в человеческом
обществе выступают деньги) во многих случаях
являются не столько проявлением силы, сколько
симптомом слабости. Характерно, что всевозможные
руководства по обогащению и достижению
жизненного успеха, инструкции по
манипулированию людьми — любимое чтиво
неудачников. Так что и надменный нувориш,
считающий нищими всех, кто не так богат, как он, и
начальник-самодур, и титулованный нарцисс, чья
визитная карточка убористо испещрена его
громкими званиями, и домашний тиран, изводящий
близких своими придирками, — все они чаще всего
жертвы комплексов.
Другим проявлением закомплексованности может
быть стремление к собственной исключительности
за счет противопоставления себя другим, ухода из
полноценной социальной жизни — «в себя» либо в
замкнутую касту таких же закомплексованных особ.
Для психолога очевидно, что большинство
приверженцев всевозможных экзотических учений и
бредовых теорий — слабые, беспомощные люди, не
умеющие самоутвердиться принятыми в обществе
способами. Противопоставление себя
«непосвященным» помогает им проникнуться
иллюзорным ощущением своего превосходства и тем
самым преодолеть гнетущее чувство своей
никчемности.
Закомплексованность может выражаться и в
преувеличении, акцентировании своей немощи,
вплоть до «бегства в болезнь». Отчаявшись
добиться признания со стороны окружающих, не
имея возможности подкрепить свою самооценку
реальными успехами и достижениями, человек порой
начинает, сколь это ни парадоксально, упиваться
своими неудачами, поражениями и даже болезнями.
Более того, он может безотчетно провоцировать
возникновение разных болезненных симптомов,
чтобы хоть таким способом привлечь к себе
внимание и вызвать сострадание близких.
Заметив в себе склонность к такому поведению,
впору в самом деле задуматься об избавлении от
комплексов. А для этого надо отказаться от
извращенных путей самоутверждения, постараться
заслужить поощрение своих реальных достоинств и
достижений. Пускай люди скажут: «Ты — не
ничтожество! Ты кое-чего стоишь!» А для этого,
понятно, надо быть хоть чем-то людям интересным и
полезным. Так позаботимся об этом!
Сергей СТЕПАНОВ
|