Традиционное обучение
и педагогические новации
Окончание. Начало см. в № 10,
2007
Исходя из четырех инстинктов
По утверждению одного из самых
последовательных борцов за идеи педоцентризма —
американского философа, психолога и педагога
Джона Дьюи (1859–1952), чужие слова и книги могут дать
знания, но воспитывают не они, а опыт. Он пишет о
том, что призвание школы не изымать молодежь из
окружающей деятельной среды и заставлять
изучать «отчеты о том, как познавали мир другие
люди», а давать возможность для проявления
стремлений к освоению мира, для интеллектуальной
инициативы ребенка.
В процессе обучения, считал он, надо исходить из
четырех основных детских инстинктов: делания,
исследовательского, художественного,
социального. На основе этих инстинктов
развиваются интересы ребенка. Используя их,
школа может превратить обучение в продуктивный,
полезный и увлекательный процесс. Для этого
школьное обучение должно быть организовано так,
чтобы ребенок оказывался в позиции
исследователя.
Кратко этот механизм Дж. Дьюи характеризует
так: в ходе собственной практики, в «процессе
делания» у ребенка возникают познавательные
потребности и формируются познавательные
интересы; они пробуждают исследовательский
инстинкт, который способен сделать обучение
увлекательным. В трудовом процессе, на основе
сопряжения творчества и труда, у ребенка
рождаются потребности: к осмыслению задачи или
проблемы, построению гипотез, выбору путей их
решения, достижению желаемого результата.
Джон Дьюи одним из первых выразил собственное
возмущение тем, что в традиционной школе
предельно ограничиваются все проявления детской
активности. «Ограничения, налагавшиеся на
физическое перемещение в традиционной классной
комнате с ее фиксированными рядами парт и
воинской дисциплиной для учеников, которым
разрешалось двигаться только по определенным
установленным сигналам, — все это изрядно
сковывало интеллектуальную и нравственную
свободу», — пишет Дж. Дьюи в книге «Демократия
и образование» (М., 2000). Он справедливо
отмечает: «...если мы хотим создать условия для
нормального интеллектуального роста учеников,
необходимо покончить с методами кандалов и
смирительных рубашек». Без свободы, утверждает
Дьюи, нет гарантии развития. Навязываемая
ребенку физическая неподвижность мешает
осознанию учебных проблем, препятствует
необходимым наблюдениям и экспериментам,
проверяющим предложенные идеи.
Обучение, считал Дьюи, должно ориентироваться
на естественный рост и развитие природных,
врожденных свойств ребенка. А потому, образно
говоря, в центре разработки содержания
образования должен стоять не «всезнающий
взрослый», с какими-то заранее заготовленными
планами и программами обучения, а ребенок с его
собственными, индивидуальными желаниями,
интересами и потребностями.
Развивая идеи Ж.-Ж. Руссо, Дж. Дьюи настаивал на
том, что ребенок — центральная фигура в процессе
обучения, «он солнце, вокруг которого вращается
весь педагогический процесс». Его силы должны
быть выявлены, интересы удовлетворены,
способности должны упражняться. Учитель,
признавший исходным пунктом образования
инстинкты и интересы детей, поставивший целью
образования пробуждение собственной энергии
ребенка, стремящийся приблизить знание к опыту,
чувствам и эмоциям своих учеников, перестает
«находиться над ними». Он оказывается рядом с
ними.
По
сути, значимость этой переориентации в
педагогике можно сравнить со значимостью
открытия Николая Коперника для астрономии.
Однако отечественные специалисты в области
истории педагогики стараются не замечать этого
аспекта инновационной деятельности Дж. Дьюи и
при этом постоянно обвиняют его в жестком
прагматизме.
Конечно, немалое место занимали в его концепции
и идеи «прагматизма». Он утверждал, что
единственный путь к овладению социальным
наследием — приобщение ребенка к тем видам
деятельности, которые «позволили цивилизации
стать тем, чем она является». Поэтому основное
внимание в содержании образования должно быть
уделено не усвоению абстрактных знаний и даже не
развитию мышления, а занятиям конструктивного
характера и собственным исследованиям детей.
Во многом аналогичные подходы к решению
проблем образования предлагали многие
специалисты конца XIX века. Этим идеям в
значительной мере созвучны педагогические
воззрения представителей «теории свободного
воспитания»: это Э. Паркхерст (США),
К.Н. Вентцель (Россия), О. Декроли,
П. Кергомар (Франция), М. Монтессори (Италия),
европейских «новых школ» — С. Френе,
Э. Демолен (Франция), А. Ферьер (Швейцария),
«трудовой школы» — Г. Кершенштейнер (Германия),
«педагогики действия» — В.А. Лай (Германия),
П.Ф. Каптерев (Россия), «экспериментальной
педагогики» — Э. Мейман (Германия),
Э. Торндайк (США) и др.
Два названных выше весьма радикальных, а потому
мало симпатичных подхода и породили то, что
именуется «традиционным обучением». Очевидно,
что в фундаменте его по-прежнему гербартовская
модель, а все нововведения черпаются из менее
радикальных течений, берущих свое начало все в
том же педоцентризме. Современные
характеристики традиционного обучения зависят
от того, как настроен взгляд наблюдателя. Хотите
увидеть следы гербартовской модели —
пожалуйста, их в современной школе пруд пруди.
Если же вы радуетесь росткам демократии или
сетуете по поводу вседозволенности и
попустительства, стимулируемых идеями
педоцентризма, то также за примерами далеко идти
не придется.
Штрихи к портрету
В наше время, когда гербартовская модель
несколько пообтесалась временем, а повальное
увлечение лозунгами и призывами педоцентризма,
наблюдавшееся в 90-е годы, слегка поутихло, мы
можем и даже вынуждены признать, что
распространенное в нашем отечестве
«традиционное обучение» не так уж плохо, как
принято считать и писать. Оно является
неотъемлемой частью нашей культуры и, подобно
зеркалу, наиболее полно и до отвращения точно
отражает нашу ментальность. Если то, что мы в этом
зеркале видим, нам не нравится, то претензии,
конечно, кому-то предъявить надо, но следует ли
предъявлять их зеркалу? А попытки что-то изменить
в образовании, не меняя ничего в менталитете
народа, все равно что рисовать на зеркале,
корректируя свое изображение.
Поэтому всякому человеку, желающему изменить
традиционное обучение, следует подумать о
революционных преобразованиях в культуре.
Образование связано с ней тысячами невидимых
нитей, и обрывать их, вводя частные инновации,
небезопасно. Несмотря на это, устои
традиционного обучения веками размывают
новаторы и новации, причем новации сменяют одна
другую и как приходят, так и уходят, а
традиционное обучение остается, его вновь ругают
и опять пытаются реформировать,
усовершенствовать, модернизировать...
О некоторых поворотах
Сосуществование традиций и новаций в
образовании старо как мир. Разговор об их
взаимодействии предполагает множество подтем и
массу интересных поворотов. Остановимся на
некоторых.
Еще на заре нашей цивилизации один из первых
педагогов-новаторов Сократ боролся с
«традиционным» для своего времени обучением,
сделав основным методом учения «эвристическую
беседу», а местом проведения занятий — площадь
на рынке. На мой взгляд, самый смешной результат
его инновационной деятельности заключается в
том, что с его подачи введено в профессиональный
обиход слово «школа». Оно в ту пору трактовалось
как досуг. Постепенно это слово вошло в обыденный
язык и наполнилось прямо противоположным
содержанием. Оно стало ассоциироваться в
сознании большинства людей с «казенным домом,
где очень много сердитых теток» (цитирую
высказывание одного из учеников моей
экспериментальной школы), а вовсе не с приятным
времяпрепровождением, или «досугом», как это
предлагал известный шутник и низвергатель
всяческих традиций Сократ.
Кстати, этот пример иллюстрирует один из
механизмов превращения новации в традицию, а
затем и в рутину. То, что было передовым и
прогрессивным когда-то, со временем либо
наполняется новым, часто противоположным
исходному смыслом, либо становится ветхим и
перестает отвечать задачам нового времени. При
этом какая-то часть идей не выдерживает проверки
практикой и отмирает, а те, что выжили, напротив —
приобретают основательность и весомость. Они
обзаводятся налетом респектабельности, подобно
тому как старая бронза покрывается благородной
патиной.
В обсуждении проблемы отношений к традициям и
новациям есть и другой вопрос — почему открытия
и изобретения, сделанные учеными и инженерами,
хорошо принимаются промышленным производством,
а нововведения, предлагающиеся психологами и
педагогами-исследователями, психологи и
педагоги-практики недолюбливают? Вероятно,
основная причина в том, что открытия и
изобретения в технике позволяют сделать
производство более рентабельным, а труд людей
более легким и производительным. В образовании
все совсем иначе: то, что предлагают новаторы,
всегда увеличивает нагрузку на практика, но при
этом не всегда гарантирует более высокий
результат.
Может быть, поэтому мы настороженно относимся к
новациям, какими бы они ни были, и готовы
отвергнуть их буквально с порога. Одна солидная
дама — профессор, доктор педагогических наук (по
методике преподавания одного из гуманитарных
предметов), как-то в серьезном разговоре
произнесла очень смешную фразу: «Программы
школьные так перегружены, бедные дети так устают,
а тут еще эти психологи со своим
личностно-ориентированным подходом!..»
И все же удобно и по-прежнему модно быть в
оппозиции к традиционному обучению, но прежде
чем его ругать, давайте подумаем — всегда ли
стоит это делать.
Александр САВЕНКОВ,
доктор психологических наук
|