Все мы хотим видеть своих детей умными, сообразительными, творчески мыслящими, самостоятельными. Это невозможно без обучения. А обучение в последнее время, к счастью, все больше связывают с играми. Умеем — играючи! Именно так, интересно и увлекательно, построено обучение детей в игре «Теремок сказок». Возможно ли создать настольно-печатный материал для игр, который позволял бы осуществлять сенсорное обучение, умственное, речевое, творческое и эмоциональное развитие детей, — все это одновременно и с помощью одного комплекта игры? В результате решения этой трудной и увлекательнейшей задачи возникла серия настольно-печатных игр «Теремок сказок». Название появилось вместе с рождением замысла этой игры: все сказки, все герои живут в одном сказочном лесу (как разные герои — в одном «Теремке»). Мы сделали карточки с различными эпизодами сказок и, «убрав» из сюжета одного из героев, расположили его на отдельном элементе (вкладыше). Получился своеобразный сказочный «конструктор», творческий набор для сочинения новых сказок. Одновременно, поскольку отверстия в карточках и клетки-вкладыши сделаны в виде определенных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), мы получили возможность обучать ребенка математическим навыкам на эмоционально значимом, личностно окрашенном для него материале. Таким образом, «Теремок сказок» сочетает в себе элементы сенсорного обучения (по Монтессори) и интеллектуального развития на фоне эмоционального восприятия заданий, связанных с известными сказочными героями. В разнообразных игровых заданиях происходит формирование у ребенка восприятия, мышления, воображения, памяти, речи — всех тех фундаментальных психических процессов, развитие которых позволяет воспитать из ребенка интеллектуально развитого, творческого человека. С помощью «Теремка сказок» у ребенка развиваются: — разные виды мышления (системное, образное, дивергентное (многовариантное), ассоциативное, символическое, логическое, абстрактное), — творческое воображение, — эмоциональная сфера, — навыки взаимодействия в коллективе при создании общего творческого продукта. Важной особенностью комплекта игр является то, что в них есть две педагогических составляющих (дидактическая и творческая) и психологическая. Дидактические возможности игрыВоспитатель может использовать «Теремок сказок» в учебном процессе детского сада, реализуя федеральную программу развития детей «Детство». В пособии для воспитателей, педагогов и родителей описаны игровые задания, направленные на знакомство с геометрическими фигурами, величиной предметов, на составление последовательных рядов из карточек или клеток-вкладышей, их сравнение, ориентацию во времени и в пространстве, на развитие внимания, памяти, логического, образного мышления, творческого воображения детей в процессе сочинения новой сказки. Игровые задания в каждой главе пособия приведены по принципу усложнения. Творческие возможности игрыЕсли поместить вкладыш в новую карточку, то мы получим занимательный игровой эффект — герой попадает в «чужую» сказку. Это дает возможность обыграть новую ситуацию и вместе с ребенком сочинить оригинальную сказку. Это сложная и непосильная пока для одного ребенка задача, но именно рядом со взрослым, подталкивающим к новым решениям, поддерживающим первые творческие попытки, он может познать радость открытия, собственного творчества! Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено». Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, где вкладыш обязан соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой — своей сказке. А есть — творческие задания, где принципиально НЕТ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, где есть только разные возможности, которые каждый автор — и взрослый, и ребенок — использует так, КАК ХОЧЕТ. С первых же своих творческих шагов дети должны почувствовать, что в СВОЕЙ СКАЗКЕ они могут делать все, что захотят, что они — АВТОРЫ созданных новых работ, новой реальности и АВТОРАМ в ТВОРЧЕСТВЕ МОЖНО ВСЁ! Дети с первых дней своей жизни учатся ограничивать свою свободу требованиями внешней среды — родителей, воспитателей, общества. Поэтому очень важно дать им отдушину — то место и время, когда они могут полностью проявить свои творческие желания. Но дети должны понимать, что это место и время — в данном случае творческие игры с «Теремком сказок» — имеют свои пределы, ограничения. Они задают как ритуал входа в это свободное творческое пространство, так и ритуал выхода из этого пространства в реальность. Например, таким образом: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в «МОЖНО ВСЕ». Да, правильно — сейчас мы будем играть в творческие игры», или: «Дети, мы возвращаемся в «МОЖНО ЧТО-ТО». Психокоррекционные возможности игрыИгра ребенка с «Теремком сказок» сопровождается сильными эмоциями, он отождествляет воображаемую роль и сюжет с собой. Поэтому важно формировать у ребенка культуру чувств, целенаправленно организуя его фантазию в русле этических, моральных поступков героев. Л.С. Выготский вывел два закона, связывающих образное мышление и воображение людей с их эмоциональным состоянием. Это «закон общего эмоционального знака», который гласит: «...всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству». И «закон эмоциональной реальности воображения», который говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если само это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством». Опыт работы психологов и воспитателей детских садов с игрой «Теремок сказок» показывает, что часто ребенок просит у воспитателя комплект игры и уединяется (в уголке на ковре или один за столиком) для создания по собственному замыслу творческого продукта «для себя». Длительное время (до 40 минут) ребенок сидит, раскладывая и перекладывая карточки и героев, иногда что-то шепчет или говорит с ними. Наблюдения за детьми в такие моменты показывают, что ребенок часто отыгрывает одну и ту же ситуацию с разными героями, возможно — характерную для него лично. Конечно, именно он сам создает отношения для новых, попавших в сказку героев. Например, «чужого героя» все ругают, или он всем мешает, или он чего-то боится. Проговаривание этих ситуаций, внесение их в разный сказочный контекст, где есть разные помощники и ресурсы для разрешения этих ситуаций, позволяют ребенку самостоятельно найти для себя психологически приемлемое решение. Например, Даня Ч. (шесть с половиной лет) несколько недель, по рассказам родителей, сочинял разные истории про зайчика, который практически во всех сказках искал свой дом и друзей. Следует отметить, что решаемая ребенком проблема для него очень личностно значима, поскольку в семье у ребенка нет личного пространства. Мальчик проецирует свою проблему на предложенный сказочный материал и ищет конструктивный выход из нее. Таким образом, давая ребенку возможность пробовать, создавать варианты эмоционально окрашенных отношений между сказочными героями, находить нужное именно для него решение, игра «Теремок сказок» становится в профессиональном арсенале психолога важным прикладным инструментом игротерапии. Игровая форма заданий в «Теремке сказок» вызывает интерес у ребенка, позволяет концентрировать внимание, поддерживает высокий уровень познавательной активности. Обучение с использованием знакомых ребенку сказок и героев вызывает у него положительные эмоции. Хорошее настроение и живой интерес к судьбам героев, которым ребенок «творчески помогает», способствуют развитию зрительной и образной памяти, наблюдательности, способности сосредоточиваться. Ребенок в игре совершает много раз простые мыслительные операции по анализу картинки, сравнению предметов, выявлению и называнию их признаков, синтезу (возвращению героя в нужный сюжет). Это и есть те элементы, из которых складываются его логическое и творческое мышление, интеллектуальные способности — именно они определяют уровень развития ребенка.
Любая из приводимых ниже игр сама организует такую деятельность ребенка, при которой ему придется развивать интеллектуальные навыки, творческое мышление. Что будете делать вы? Воспитателю, педагогу, родителю в этих играх отводится очень важная роль — НАПРАВЛЯТЬ РЕБЕНКА К СОБСТВЕННОМУ ОТКРЫТИЮ! В каждой игре ребенок может создавать нечто НОВОЕ — новую сказку, новый эпизод, новую загадку... Самое главное в играх «Теремок сказок» — рождение ребенка как человека-ТВОРЦА, причем в совместной деятельности с взрослым — воспитателем или родителями. «Теремок сказок» — это игры, которые научат детей и взрослых применять приемы творческого мышления на наглядном, сказочном материале. Одни из них придумал известный итальянский сказочник Джанни Родари — это приемы «бином фантазии», «путешествие героя по сказкам». Другие разработаны известным советским писателем-фантастом и изобретателем Г.С. Альтшуллером, автором теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это приемы «прошлое–настоящее–будущее», «наоборот», «деление–объединение», «динамичность», «предварительное действие», «копирование». Эти приемы позволяют развить творческое воображение ребенка, учат создавать первые собственные творческие произведения — сказочные истории. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯГерои хорошо знакомых вашему ребенку сказок живут в одном большом сказочном лесу — и на отдельных карточках игры «Теремок сказок» нарисованы разные уголки этого леса. Но... что за чудо — он видит какие-то отверстия, и герои не все на карточке нарисованы. Сначала ребенку нужно научиться собирать уже известную ему сказку — то есть находить нужного героя в нужной «клетке»-вкладыше и вставлять в отверстие карточки. А какой герой и какая клетка — нужная? Ребенку придется искать нужный сюжет-картинку и нужную клетку-вкладыш среди многих карточек, возвращать (вставлять) найденного героя в его сказку. Эти упражнения развивают его память, внимание, логическое мышление, мелкие мышцы кистей рук. Игра № 1Цель игры: развивать умение воспринимать на слух задачу, различать геометрическую форму и размеры вкладышей, выделять вкладыши по определенному признаку, развивать эмоциональную отзывчивость на содержание картинки. Организация: в подгруппе; каждый ребенок сидит за отдельным столиком, столики расставлены полукругом вокруг воспитателя; перед каждым ребенком должны лежать карточки и вкладыши «Теремка сказок». 1. Начинайте читать любую из сказок — «Колобок», «Маша и Медведь», «Заячья избушка», «Кот, Лиса и Петух», «Красная Шапочка», «Три поросенка». Когда вы расскажете эпизод, изображенный на карточке, разыграйте сценку: — Ребята, в наши сказки проник волшебник Разделюка. Он вырезал из картинок героев и посадил их в «клетки». Покажите детям, что на каждой карточке есть два рисунка — с одной и второй стороны — и отверстие — на том месте, где должен быть герой. Покажите вкладыши (для ребенка мы их называем клетками!). — Только волшебник Соедини-ка может помочь героям вернуться в сказку! Хотите быть волшебниками? Тогда начинайте расследование — вам надо найти и показать мне карточку, на которой... (зачитайте снова эпизод сказки, например: «Испекла баба Колобок»). Какие герои должны быть на картинке? Когда дети правильно найдут картинку, относящуюся к нужному эпизоду сказки, спросите их: — Видите, Разделюка вырезал отверстие. Какой оно формы? 2. Теперь детям нужно определить, какого героя не хватает на картинке. — Вот здесь Разделюка похитил одного героя. Какого героя? (Например, Колобка). Разделюка спрятал его в «клетку». Волшебник Соедини-ка, тебе надо найти все «клетки», в которых есть герой (Колобок), и назвать их форму. Проверьте, все ли дети нашли одинаковое количество вкладышей. Может, кто-то оказался внимательнее остальных и нашел тот вкладыш, который остальные пропустили? 3. Сначала ребенок нашел карточку, которая подходит к прочитанному вами эпизоду сказки, и назвал форму отверстия. Далее он нашел все вкладыши с нужным героем и назвал их форму. Теперь он должен соединить эти свои знания и найти ту клетку, которая по форме подойдет к отверстию. — Волшебник Соедини-ка, теперь найди такую «клетку», которая подойдет к отверстию в карточке. Какой формы отверстие? Какую «клетку» нужно поискать? Как помочь ребенку 1. Дети будут рассматривать различные картинки и определять, относятся ли они к нужному эпизоду. Их поиск осложняется тем, что на рисунке отсутствуют некоторые нужные герои. Поэтому обращайте внимание детей на героев, нарисованных на тех карточках, которые они рассматривают: — А в нашей сказке есть Лиса, Заяц, Медведь? Да? Правильно! Если ребенок найдет картинку, которая относится к нужной сказке, но к более позднему эпизоду, похвалите его за дальновидность и попросите отложить карточку в сторону: — Молодец! Эта карточка тоже из нашей сказки. Она нам скоро пригодится! 2. Разложите на столе все вкладыши, покажите, что в каждой «клетке»-вкладыше сидят два героя — с одной и второй стороны. Дети должны выбрать и найти все «клетки»-вкладыши с нужным героем и разложить их на столе, называя их форму. Каждый герой «спрятан» на трех-семи «клетках»-вкладышах ( в зависимости от того, какое количество сказок вы используете в этой игре). 3. Мы сразу не просим детей определить, какой герой нужен в картинке по сюжету. Здесь ребенок стоит перед выбором — или искать сразу нужного героя, или искать вкладыш нужной формы. Дайте ему сделать этот выбор самостоятельно. Если ребенок вставит вкладыш нужной формы, но с «чужим» героем, не спешите исправлять его решение — это его первый, случайный шаг к творчеству, которое может и должно стать ОСОЗНАННЫМ. Затем, когда известные сказки ребенок будет собирать легко и быстро, можно научиться сочинять новую сказку! Отверстия в карточках и вкладыши, на которых нарисованы различные герои, позволяют получить занимательный игровой эффект — герой попадает в «чужую» сказку, если в отверстие вложить подходящий по форме и размеру вкладыш, но... с другим героем. Попробуйте обыграть эту ситуацию вместе с ребенком с помощью предлагаемых игр! Это сложная для ребенка задача, но с вашей помощью он может познать радость собственного открытия, своего ТВОРЧЕСТВА! Пожалуйста, доброжелательно поддерживайте необычные для вас идеи ребенка. Слова «ты сделал это неправильно, плохо» — для детей звучат как «ты плохой» и вызывают у них отрицательные эмоции. Спокойно и заинтересованно обсуждайте даже те творческие решения, которые вам кажутся невероятными. И конечно, не навязывайте ребенку игру в тот момент, когда у него нет такого желания. Игра № 2Цель игры: развивать навыки оценки и описания игровой ситуации с различных сторон с помощью опорных вопросов; научить использовать для придумывания сказочного сюжета творческий прием «наоборот» (ТРИЗ). Положите на стол перед каждым ребенком все карточки и все вкладыши с героями. Предложите детям собрать любую сказку из тех, которые есть на картинках «Теремка сказок». После того как дети правильно положили все картинки и вставили вкладыши с героями сказки, предложите в первой картинке перевернуть вкладыш с героем на обратную сторону (творческий прием «наоборот»). На первой картинке окажется «чужой герой». Попросите ребенка придумать новую сказочную историю с новым героем. Можно использовать любые картинки из «старой» сказки. Спрашивайте, обращайте внимание детей на то, что видит или слышит герой, что он чувствует, на возможные совместные действия разных героев, на добрые поступки и возможную помощь. Ниже приведены опорные, уточняющие вопросы, которые помогут ребенку придумать, обосновать появление «чужого» героя в сюжетной картинке: — Назови, какие герои собрались вместе в нашей сказке. — Что и кого увидел в этой сказке новый герой (пусть ребенок опишет картинку: героев, предметы, природу, время года)? — Что он делает в этой сказке (бежит, идет, сидит, плачет)? — Что он чувствует — радость или испуг, печаль или гнев? — Расскажи, что делают другие герои на картинке? — Может ли новый герой помочь тем, кто живет в этой сказке? Как он может это сделать? — Какие хорошие дела они могут сделать вместе? Игра № 3Цель игры: развивать словесное творчество детей путем варьирования сказочных сюжетов; воспитывать чувство юмора. Положите на стол перед каждым ребенком любую из карточек и все вкладыши. — Дети, попробуйте вставлять в отверстие всех героев подряд. Нужно найти самые смешные варианты. Расскажите нам, что вам понравилось больше всего. Игра № 4Цель игры: продолжать учить прогнозированию последовательности будущих сюжетных событий, используя причинно-следственные связи; развивать пространственное мышление и связную речь; совершенствовать творческие способности детей. Положите перед ребенком все карточки и вкладыши. — Дети, какой герой вам сегодня больше нравится? Найдите все «клетки», на которых спрятан этот герой (например, Лиса), и положите их в сторону. А теперь найдите все карточки, в которые можно эти «клетки» вставить. Положите под карточками «клетки» нужной формы и размера. Ребенок постарается положить карточки той стороной, на которой есть «родной» для героя сюжет. Похвалите его за это и скажите: — А сейчас ваш герой отправится в путешествие по чужим для него сказкам! Переверните карточки той стороной, на которой будут «чужие» для вашего героя сюжеты. А теперь придумайте и расскажите историю о том, как герой путешествует по этим сказкам! Игра № 5Цель игры: развивать словесное творчество детей путем придумывания новых сказочных сюжетов; совершенствовать речевые возможности ребят; поощрять игровое фантазирование. Положите перед ребенком все карточки и «клетки»-вкладыши. Предложите собрать картинки из любой сказки и вложить в отверстия вкладыши с необходимыми героями. — А теперь представь себе, что в этой сказке действуют два одинаковых главных героя (например, два Волка, два Колобка, две Красные Шапочки). Но они одинаковые только внешне, а вообще у «второго» другой характер, да и цель у него может не совпадать с целью первого героя. Ты сам можешь выбрать для него любой характер, любую цель. Найди остальные вкладыши, на которых нарисован этот герой. Положи их на картинки — введи героя в сказку. Придумай новую «старую сказку», в которой действуют два одинаковых героя. Какие у них будут отношения между собой, что они будут делать? И расскажи нам, какая сказка у тебя получилась. А вот примеры игровых заданий на развитие логического, образного мышления и памяти. Игра № 6Цель игры: учить сравнению и группировке предметов по заданному признаку; развивать аккуратность в процессе выполнения работы; развивать внимание и память. Организация: индивидуально, затем в парах; перед каждым ребенком должен лежать полный комплект «Теремка сказок». Положите на столе в ряд 4 карточки из одной сказки (без вкладышей), а под ними — два ряда соответствующих им по форме вкладышей. Постарайтесь так положить ряды вкладышей, чтобы в одном ряду был только один герой. Спросите у ребенка: — Как связаны между собой карточки? Что в них общего? (Относятся к одной сказке.) — Что общего в каждом ряду «клеток»? (Герой.) — Что общего в каждом вертикальном ряду? (Одинаковые по форме и размеру отверстия и вкладыши к ним.) После того как ребенок самостоятельно установит такие связи, попросите его отвернуться и поменяйте местами 4–5 вкладышей одинаковой формы. Ребенок должен восстановить первоначальный порядок. Игра № 7Цель игры: учить сравнивать и группировать предметы по определенному признаку, развивать внимание, образное и логическое мышление. Организация: индивидуально, затем в парах; перед ребенком должен лежать полный комплект «Теремка сказок». Положите на стол ряд из 5 карточек. Четыре из них должны относиться к какой-либо одной группе, а пятая — нет. — Волшебник Соедини-ка, здесь ЧТО-ТО лишнее! Найди ЭТО и убери! Ребенок должен назвать ЭТО и дать обоснование, почему ЭТО — лишнее. Как помочь ребенку Подберите 4 карточки, которые: — относятся к одной сказке; — имеют отверстия одного размера (все маленькие или все большие); — имеют отверстия одной формы (все круглые, треугольные или квадратные); — имеют одного общего героя в «клетке»; — имеют на рисунке домик (любой); — относятся к одной поре года и т.д. Можно придумать много разных признаков, чтобы объединить четыре сюжета из 24 в одну группу. Пятая карточка должна, конечно, отличаться по этим признакам. Очень важный момент в этой игре — если ребенок найдет новое свойство, новый признак, который вы не предусмотрели, и объединит карточки по-другому, ни в коем случае его не ругайте! Попросите объяснить выбор, и если он логически правилен, похвалите ребенка — он сделал собственное открытие! Предложите поискать другие варианты. Чем больше РАЗНЫХ объединяющих признаков ребенку удастся найти, тем выше гибкость его мышления! В парах игру можно проводить только под контролем воспитателя, который будет помогать детям разрешать спорные вопросы по поводу признаков объектов. Эта игра поможет детям выработать навыки отстаивания своей позиции в споре с помощью логических аргументов. Все игровые задания можно видоизменять, упрощать, усложнять — в зависимости от настроения и способностей ребенка, можно придумывать свои игры с «Теремком сказок». Описанные в пособии игровые задания дают возможность применять «Теремок сказок» как в группе детского сада (для 3–5 детей) и в начальной школе (группы КРО), так и индивидуально — и в детском саду, и в школе, и в семье. Работая с комплектом, мы решаем задачи следующих направлений развития ребенка. Развитие речи: обогащать словарный запас; развивать умение конструировать предложения; рассказывать по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем, с другими детьми и самостоятельно. Введение в художественную литературу: познакомить со сказками, совместно рассматривать иллюстрации к уже знакомому произведению; эмоционально реагировать на прослушанное произведение; придумывать новые сказки (индивидуально, в паре и коллективно). Математическое развитие: узнавать на карточках известные геометрические формы, сравнивать величины, сравнивать и группировать предметы (вкладыши) по различным основаниям, составлять ряды; определять пространственные и временные отношения; строить элементарные цепочки рассуждений. Статья подготовлена при поддержке центра строительства и ремонта «Кубатура». Если Вы решили приобрести качественный и надежный ламинат, то оптимальным решением станет обратиться в центр строительства и ремонта «Кубатура». На сайте, расположенном по адресу www.Kubatura.Su, вы сможете, не потратив много времени, узнать более подробную информацию о центре строительства и ремонта «Кубатура». Социально-личностное развитие: развивается способность распознавать эмоциональные состояния героев сказок и свои (на примере основных эмоций — радость, страх, злость). Ребенок выражает свои эмоции и чувства в сюжетно-отобразительных и сюжетно-ролевых играх на основе составленных им самим сказок, что позволяет ему в реальной жизни справляться с трудностями. |