Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2007


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

ДОШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ
№ 3 (14)


Елена БЕЛИНСКАЯ,
педагог-психолог ДОУ № 389,
г. Минск,
Республика Беларусь

Волшебные скульпторы

Использование гипса в работе с детьми
и педагогами в дошкольном учреждении

Многогранный и неповторимый мир дошкольного детства побуждает к постоянному поиску новых способов взаимодействия с нашими маленькими воспитанниками.

В своей работе мне часто приходится использовать различные арт-терапевтические приемы, которые позволяют наиболее полно раскрыть творческие возможности не только каждого ребенка, но и всех участников педагогического процесса. Совсем недавно я открыла для себя еще один материал для плодотворной работы — гипс. Как часто мы рассматриваем на полках магазинов различные нетрадиционные материалы, но все как-то не успеваем остановиться и обратить на них более пристальный взгляд.

Впервые я попробовала работать с гипсом со своей маленькой дочкой. Это занятие на некоторое время увлекло нас обеих, но в тот момент я еще не видела возможностей применения этого материала в своей профессиональной деятельности. Однако спустя несколько месяцев мне снова довелось столкнуться с гипсом, и тогда оказалось, что его успешно можно использовать в очень многих направлениях работы. Дети с огромным удовольствием раскрашивают различные барельефы, рамки, заранее отлитые в специальных формах. На таких занятиях решается ряд немаловажных задач — развитие произвольности, мелкой моторики руки, творческих способностей детей.

Но гипс можно использовать не только в работе с детьми, ведь совместное создание рамки мамой и малышом способствует оптимизации детско-родительских взаимоотношений, помогает наладить более тесный контакт.

Ниже представлен вариант работы с гипсом в педагогическом коллективе, который также был мной опробован и нашел активный отклик среди педагогов.

Задачи:

— развитие креативности;

— профилактика эмоционального выгорания;

— сплочение педагогического коллектива.

Материалы:

— формы для заливки рамок;

— гипс;

— вода;

— стаканы и пластиковые десертные ложки для замешивания гипса по количеству участников;

— краски (акварель или гуашь);

— кисточки;

— фотографии из семейных альбомов участников;

— листы бумаги А4 и фломастеры или маркеры по количеству участников;

— аудиокассета или диск с записью спокойной музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Знакомство с гипсом

Психолог. Здравствуйте! Сегодня нам предстоит отправиться в одно увлекательное путешествие и побывать в роли волшебных скульпторов. Для начала необходимо совершить волшебный ритуал — передать по кругу зажженную свечу.

Вот мы и превратились в волшебных скульпторов, и сейчас каждый из вас создаст свое маленькое произведение искусства — рамку для фотографий. Для этого вам понадобится гипс, который уже насыпан в стаканы и ждет вас. Гипс любит, чтобы с ним работали очень быстро, поэтому необходимо добавить в стаканы воду, не мешкая размешать до консистенции кефира и залить форму рамки, которую вы выберете.

2. Заливка рамок

Педагоги замешивают гипс и заливают рамки. Психолог помогает и подсказывает, как можно добиться ровной поверхности. Затем гипс оставляют застывать, стаканы и ложки моют.

3. Сказочные жители

Педагоги садятся в круг.

Психолог. Пока рамки застывают, давайте представим, кто живет в этом чудесном месте, в котором мы оказались.

Для этого возьмите, пожалуйста, каждый по листу бумаги и фломастеру. Лист бумаги сложите втрое. Затем в верхней части листа нарисуйте голову какого-нибудь сказочного существа...

Теперь переверните сложенный лист так, чтобы голова не была видна, и передайте его своему соседу слева. На полученных листах нарисуйте туловище существа...

Снова переверните сложенный лист так, чтобы сверху оказалась оставшаяся чистая часть листа, и передайте своему соседу слева. На этой части нарисуйте ноги сказочного существа...

Передайте своему соседу слева. А теперь разверните лист, посмотрите внимательно на того сказочного жителя, который появился, придумайте ему имя и расскажите немного о нем.

4. Раскрашивание и заполнение рамок

Психолог. Пока мы знакомились со сказочными жителями, наши рамки уже застыли, и теперь их можно раскрасить.

(Педагоги с помощью психолога извлекают гипсовые рамки из форм. Включается запись спокойной музыки, и рамки раскрашиваются.)

Какие замечательные рамки у вас получились! Давайте сейчас подберем для них фотографии из тех, которые вы принесли с собой.

Педагоги выбирают из принесенных фотографий ту, которая, на их взгляд, более всего подходит, и вставляют ее в рамку. Фотографию можно прикрепить к рамке скотчем, клеем ПВА и др.

Проводится ритуал выхода из сказки с помощью зажженной свечи.

5. Рефлексия.

Примечание. После завершения занятия можно устроить выставку работ.

Я проводила данное занятие накануне дня святого Валентина, поэтому выставка была посвящена именно этому дню.

Как правило, к середине года у педагогов накапливается усталость, появляется раздражительность. После проведенного занятия педагоги заметно оживились, на лицах чаще появились улыбки. Воспитатели активно стали пользоваться этой техникой, в нескольких группах впоследствии были организованы выставки работ, созданных родителями совместно с детьми. В этой работе активное участие приняли и помощники воспитателей — в итоге весь детский сад встрепенулся и встретил весну с улыбкой и хорошим настроением.