ДОШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ
№ 3 (14)
Елена БЕЛИНСКАЯ,
педагог-психолог ДОУ № 389,
г. Минск,
Республика Беларусь
Волшебные скульпторы
Использование гипса в работе с детьми
и педагогами в дошкольном учреждении
Многогранный и неповторимый мир дошкольного
детства побуждает к постоянному поиску новых
способов взаимодействия с нашими маленькими
воспитанниками.
В своей работе мне часто приходится
использовать различные арт-терапевтические
приемы, которые позволяют наиболее полно
раскрыть творческие возможности не только
каждого ребенка, но и всех участников
педагогического процесса. Совсем недавно я
открыла для себя еще один материал для
плодотворной работы — гипс. Как часто мы
рассматриваем на полках магазинов различные
нетрадиционные материалы, но все как-то не
успеваем остановиться и обратить на них более
пристальный взгляд.
Впервые я попробовала работать с гипсом со
своей маленькой дочкой. Это занятие на некоторое
время увлекло нас обеих, но в тот момент я еще не
видела возможностей применения этого материала
в своей профессиональной деятельности. Однако
спустя несколько месяцев мне снова довелось
столкнуться с гипсом, и тогда оказалось, что его
успешно можно использовать в очень многих
направлениях работы. Дети с огромным
удовольствием раскрашивают различные барельефы,
рамки, заранее отлитые в специальных формах. На
таких занятиях решается ряд немаловажных задач
— развитие произвольности, мелкой моторики руки,
творческих способностей детей.
Но гипс можно использовать не только в работе с
детьми, ведь совместное создание рамки мамой и
малышом способствует оптимизации
детско-родительских взаимоотношений, помогает
наладить более тесный контакт.
Ниже представлен вариант работы с гипсом в
педагогическом коллективе, который также был
мной опробован и нашел активный отклик среди
педагогов.
Задачи:
—
развитие креативности;
— профилактика эмоционального выгорания;
— сплочение педагогического коллектива.
Материалы:
— формы для заливки рамок;
— гипс;
— вода;
— стаканы и пластиковые десертные ложки для
замешивания гипса по количеству участников;
— краски (акварель или гуашь);
— кисточки;
— фотографии из семейных альбомов участников;
— листы бумаги А4 и фломастеры или маркеры по
количеству участников;
— аудиокассета или диск с записью спокойной
музыки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.
Знакомство с гипсом
Психолог. Здравствуйте! Сегодня нам
предстоит отправиться в одно увлекательное
путешествие и побывать в роли волшебных
скульпторов. Для начала необходимо совершить
волшебный ритуал — передать по кругу зажженную
свечу.
Вот мы и превратились в волшебных скульпторов,
и сейчас каждый из вас создаст свое маленькое
произведение искусства — рамку для фотографий.
Для этого вам понадобится гипс, который уже
насыпан в стаканы и ждет вас. Гипс любит, чтобы с
ним работали очень быстро, поэтому необходимо
добавить в стаканы воду, не мешкая размешать до
консистенции кефира и залить форму рамки,
которую вы выберете.
2. Заливка рамок
Педагоги замешивают гипс и заливают рамки.
Психолог помогает и подсказывает, как можно
добиться ровной поверхности. Затем гипс
оставляют застывать, стаканы и ложки моют.
3. Сказочные жители
Педагоги
садятся в круг.
Психолог. Пока рамки застывают, давайте
представим, кто живет в этом чудесном месте, в
котором мы оказались.
Для этого возьмите, пожалуйста, каждый по листу
бумаги и фломастеру. Лист бумаги сложите втрое.
Затем в верхней части листа нарисуйте голову
какого-нибудь сказочного существа...
Теперь переверните сложенный лист так, чтобы
голова не была видна, и передайте его своему
соседу слева. На полученных листах нарисуйте
туловище существа...
Снова переверните сложенный лист так, чтобы
сверху оказалась оставшаяся чистая часть листа,
и передайте своему соседу слева. На этой части
нарисуйте ноги сказочного существа...
Передайте своему соседу слева. А теперь
разверните лист, посмотрите внимательно на того
сказочного жителя, который появился, придумайте
ему имя и расскажите немного о нем.
4. Раскрашивание и заполнение рамок
Психолог. Пока мы знакомились со сказочными
жителями, наши рамки уже застыли, и теперь их
можно раскрасить.
(Педагоги с помощью психолога извлекают
гипсовые рамки из форм. Включается запись
спокойной музыки, и рамки раскрашиваются.)
Какие замечательные рамки у вас получились!
Давайте сейчас подберем для них фотографии из
тех, которые вы принесли с собой.
Педагоги выбирают из принесенных фотографий
ту, которая, на их взгляд, более всего подходит, и
вставляют ее в рамку. Фотографию можно
прикрепить к рамке скотчем, клеем ПВА и др.
Проводится ритуал выхода из сказки с помощью
зажженной свечи.
5. Рефлексия.
Примечание.
После завершения занятия можно устроить
выставку работ.
Я проводила данное занятие накануне дня
святого Валентина, поэтому выставка была
посвящена именно этому дню.
Как правило, к середине года у педагогов
накапливается усталость, появляется
раздражительность. После проведенного занятия
педагоги заметно оживились, на лицах чаще
появились улыбки. Воспитатели активно стали
пользоваться этой техникой, в нескольких группах
впоследствии были организованы выставки работ,
созданных родителями совместно с детьми. В этой
работе активное участие приняли и помощники
воспитателей — в итоге весь детский сад
встрепенулся и встретил весну с улыбкой и
хорошим настроением. |