Оправдались ли ожидания?
|
Вдохновитель конкурса
Марина Битянова
довольна происходящим
|
Об этом мы беседуем с главным
организатором конкурса психологов
негосударственных школ «Профессиональное
признание — 2007» кандидатом психологических
наук, директором Центра психологического
сопровождения образования «Точка ПСИ»,
руководителем клуба психологов «Событие»
Мариной БИТЯНОВОЙ
Марина,
почему у московских психологов
негосударственных школ проходит отдельный
конкурс? Разве они не принимают участия в
городском конкурсе «Психолог года»?
Психологи негосударственных школ участвуют
в городских конкурсах, никто этому не
препятствует. Но у них есть особенности. И мы
решили, что целесообразно обмениваться
мастерством внутри своего «цеха».
А в чем она
заключается?
В негосударственных школах происходит очень
большая концентрация сложных детей. Сегодня в
частные школы идут в основном дети, которым
трудно учиться в обычных школах. Это и очень
талантливые ребята, и дети с различными
проблемами в развитии — и эмоциональными, и
познавательными. Кроме того, негосударственные
— обычно маленькие школы, где есть специфика
построения образовательной среды, специфика
методов обучения, специфика работы педагогов.
А в небольших группах детей особым образом
строится образовательный процесс и требуется
особое психологическое сопровождение.
Диагностировать детей в частной школе не нужно,
но совершенно необходима организация серьезной
консультативной помощи.
Бытует
мнение, что психологам в частной школе работать
проще, чем в государственной, где на одного
специалиста приходятся сотни детей...
В каком-то отношении — да! психолог
действительно обслуживает меньше детей, кроме
того, ему обеспечиваются достойные условия для
работы. Но, с другой стороны, в больших школах
психологу легче спрятать свой
непрофессионализм: нежелание расти
профессионально, нежелание решать реально
существующие проблемы. В частной школе
по-настоящему полезным может быть только очень
высокий профессионал, поскольку результаты его
работы видны сразу. И, кроме того, спектр
обязанностей у психолога негосударственной
школы тоже очень велик, поскольку он
по-настоящему включен в образовательную среду.
Он много работает и с классными руководителями, и
с учителями, и с педагогами дополнительного
образования.
Я бы сказала, что ему интереснее работать. Но не
проще.
Кроме того, мне кажется, что во многих сильных
государственных гимназиях, где стремятся давать
серьезные знания для поступления детей в
престижные вузы, до личностно-ориентированного
образовательного процесса дело доходит далеко
не всегда. Соответственно, либо психологу очень
трудно работать, либо он становится частью
«машины», обслуживающей образовательную
практику.
Негосударственных школ такого типа очень мало.
В основном они ориентированы на личность
ребенка. И если сравнивать даже с сильными
элитными гимназиями, то в негосударственных
школах личностно-ориентированной работы больше.
Поэтому и психологу находится больше места.
Правильно
ли я поняла, что к его работе предъявляются более
высокие требования?
Да, уровень ответственности психолога частной
школы выше. В небольшой школе трудно
замаскироваться, трудно создавать видимость
активной работы. Это сразу становится очевидным.
Там каждый ребенок ежедневно получает пять-шесть
оценок: его спрашивают на каждом уроке. Ему
невозможно «отсидеться». Точно так же не удается
«отсидеться» и психологу.
Марина, а
какие выводы можно сделать после окончания
конкурса, оценивая уровень его участников?
Один вывод я сделала сразу: психологи стали
лучше чувствовать образование. Их методы, их
подходы, их идеология стали более
психолого-педагогическими. Современные
специалисты действительно лучше стали
чувствовать специфику своей деятельности в
образовании. На этом конкурсе все участники были
молодые. И было заметно, как иногда им трудно
встать на позицию школьного психолога. Как часто
им не хватает специфических знаний! Очень
понравилось, что психологи владеют
разнообразными приемами работы: от чисто
психологических, таких, как тренинг,
психологическая игра, консультация, до
психолого-педагогических — например, проведение
дискотеки для решения психологических задач.
Можно ли те
выводы, которые позволил сделать ваш конкурс,
применить к психологам государственных
образовательных учреждений?
Я очень на это надеюсь. Ведь среди наших
конкурсантов были те, кто работает всего
несколько лет. Приблизительно такая же ситуация
и в государственных школах: там тоже очень много
молодых психологов. Мне кажется, что в самой
подготовке нового поколения выпускников,
приходящих в школу, что-то изменилось. Они стали
более педагогически грамотными, они лучше
чувствуют образование.
Марина, как
вы считаете, надо ли рассматривать
негосударственную школу как мастерскую, где
готовятся высококвалифицированные кадры,
которые разрабатывают тонкие
личностно-ориентированные методы работы,
которые потом можно тиражировать?
Безусловно. Когда я попала в
негосударственную школу, я поняла, почему мне там
хорошо: это была экспериментальная площадка для
меня. Если человеку не просто интересно работать,
а хочется методически осмыслить свою
деятельность, творить и проектировать, то в
частной школе он сможет этим заниматься. В
определенном смысле слова, там создается
методический резерв работы психолога в
образовании. И на месте психологов
государственных школ я бы очень старалась
дружить с нами, пополняя свою методическую
копилку.
Какова
дальнейшая судьба конкурса? Есть ли желание
проводить его дальше?
Да, такое желание есть. Более того, хочется
превратить его в своеобразное пространство
профессионального общения и взаимодействия.
Хотелось, чтобы больше специалистов принимало в
нем участие, ведь это дает богатый материал для
обобщения и определения стратегии развития
психологической службы в образовании, помогает
понять, чему надо учить будущих специалистов, к
чему их готовить, какие методические материалы
выпускать. И, кроме того, конкурс, несмотря на
конкуренцию и волнение участников, — отличный
повод для общения. Во время конкурса происходило
множество событий: споры, обсуждения, круглые
столы.
Несколько
слов о психологическим клубе «Событие». Каким
образом там строится работа?
Наш клуб, объединяющий московских психологов,
возник из потребности в профессиональном
общении. За несколько лет работы образовался
костяк — группа людей, которым интересно раз в
месяц собираться, что-то обсуждать и даже
создавать свои методические разработки. В
прошлом году в «Школьном психологе» был
опубликован материал «Диагностика уровня
сформированности общеучебных умений и навыков
школьников» — это был проект клуба, который мы
сделали все вместе. Кроме того, у нас есть
несколько маленьких проектов, которые мы делаем
ради своего удовольствия. В целом же это
профессиональная поддержка, профессиональное
понимание, методический рост, который мы друг
другу обеспечиваем, и, конечно же, еще и
дополнительная реклама психологии в
образовании.
Хочется, чтобы психологов понимали и ценили в
образовательных учреждениях. Надо сказать, что в
негосударственном секторе, несмотря на бытующее
мнение, не такие уж и большие зарплаты. Более
того, я знаю много сильных московских
государственных гимназий, где зарплата гораздо
выше, чем в частных школах.
Интересно
ли психологам негосударственных школ
участвовать в таком массовом мероприятии, как
Неделя школьной психологии?
Да, к нам каждый год приезжают пять-шесть
психологов из негосударственных школ. Более
того, они принимают самое активное участие в
проведении Недели. Александра Теплицкая, Ирина
Лейбман, Татьяна Гришкова, Татьяна Меркулова, да
и Марина Битянова — все мы вышли из
негосударственных школ. Правда, пока это в
основном Москва, поскольку 60–70% этих школ
сосредоточено в столице, 20% — в Питере и где-то 10%
приходится на другие регионы России.
В нашей стране вообще очень мало частных школ,
поэтому вокруг них возникает очень много легенд
и мифов.
Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА
|