Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2007


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Не споткнуться о барьеры

Профилактика трудностей педагога-психолога
во взаимодействии с родителями

Цель: способствовать осознанию педагогами-психологами наличия барьеров в установлении контактов с родителями и снятию эмоционального напряжения с целью профилактики профессионального выгорания.

Материалы: список «Трудности взаимодействия психолога с родителями» на каждого участника,
8 листов бумаги для групповой работы, бланки с текстами заданий, куски алюминиевой проволоки одинаковой длины, цветные жетоны (красные, зеленые, желтые и синие) по количеству участников,
4 цветных маркера.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Проволочная разминка

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Первый этап: у каждого участника в руках кусок проволоки. По сигналу ведущего участники гнут проволоку, придавая ей ту форму, о которой говорит ведущий. Например: круг, треугольник, прямая линия, квадрат, зигзаг, пружина.

Второй этап: проволока остается на столах, а участники свободно располагаются в пространстве помещения. Участникам предлагается почувствовать себя проволокой. По команде ведущего они начнут двигаться, образуя группой заданную фигуру. Фигуры те же, что и в первой части игры.

2. Информационный блок

Ведущий рассказывает о целях занятия. При взаимодействии с родителями важно не только знать, что с ними делать, но и уметь обеспечить высокое качество контакта, которое определяется в первую очередь возможностью консультанта не «споткнуться о барьеры». Барьеры в работе с родителями бывают разные: возрастные, социальные, этнокультурные, профессиональные, индивидуально-личностные. Сегодня нам предоставляется возможность поработать над осознанием своих личностных барьеров.

3. Индивидуальная работа

Ведущий. Я предлагаю вам в течение 5 минут отметить в предлагаемом списке то, что затрудняет ваше взаимодействие с родителями. У вас есть возможность под пунктами 19–20 дописать свои варианты.

После завершения работы ведущий предлагает особо отметить два качества, над которыми хотелось бы сегодня поработать.

Список качеств, затрудняющих взаимодействие с родителями

1. Ощущение беспомощности
2. Неуверенность в себе
3. Неуверенность в собственных рекомендациях
4. Стрессогенное состояние
5. Чрезмерная болтливость
6. Пассивность
7. Гиперответственность
8. Эмоциональность
9. Недостаток знаний
10. Недостаточная организованность
11. Молчаливость
12. Чрезмерная активность
13. Неумение замотивировать родителя
14. Негативные чувства по отношению к некоторым родителям
15. Желание моментально помочь родителю
16. Излишняя жалость
17. Наличие похожей проблемы
18. Неумение говорить «нет»
19. __________________________________
20. __________________________________

После выполнения задания участники откладывают листочки. Ведущий просит сохранить их для дальнейшей работы.

4. Групповая работа

«Барьеры в работе с родителями»

Раздача цветных жетонов с целью формирования подгрупп с учетом стажа психологической работы. В одной подгруппе должны оказаться начинающие психологи и опытные специалисты. После того как группы сформированы, ведущий раздает карточки с заданиями.

Возрастные барьеры

1. Влияет ли возраст психолога на эффективность работы с родителями?

2. Какая ситуация, по вашему мнению, наиболее оптимальна: когда психолог старше родителя, младше родителя или его возраст не имеет существенного значения?

3. Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «возрастные барьеры».

Социальные барьеры

1. Как влияет высокий социальный статус родителя на его взаимодействие с психологом?

2. Как взаимодействовать с родителями, имеющими низкий социальный статус и уровень дохода?

3. Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «социальные барьеры».

Профессиональные барьеры

1. Являются ли знания психолога и его профессиональный опыт барьером для эффективного взаимодействия с родителями?

2. Как профессиональная деформация психолога влияет на работу с родителями?

3. Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «профессиональные барьеры».

Индивидуально-личностные барьеры

1. Какие личностные качества психолога могут затруднить работу с родителями?

2. Как вы относитесь к высказываниям: «остановившийся в развитии психолог представляет опасность для клиента»; «сам психолог должен быть психологически здоров»; «неустанное стремление помогать часто является одной из масок чрезмерного честолюбия»?

3. Придумайте девиз, отражающий основную мысль вашей группы по теме «индивидуально-личностные барьеры».

Инструкция: «Наиболее часто встречающимися барьерами в работе психолога с родителями являются возрастные, социальные, профессиональные и индивидуально-личностные. Сейчас вам предстоит групповая работа, в течение которой вы ответите на ряд предлагаемых вопросов. Представитель вашей группы представит полученные результаты».

Презентация в виде плаката с девизом и защитой результатов работы.

Выводы ведущих по каждому выступлению.

5. Проволочная разминка

Ведущий. Возьмите проволоку и встаньте в общий круг. Не глядя друг на друга, сделайте из проволоки любую цифру до 5.

А теперь объединитесь с теми, у кого получилась такая же цифра, как у вас.

Еще раз встаньте в общий круг. Сделайте, не глядя друг на друга, любую геометрическую фигуру.

А теперь объединитесь в группы соответственно своей фигуре.

Просим вас занять места в своей группе.

6. Групповая работа «Притча»

Ведущий. Приготовьте листочки, на которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности взаимодействия с родителями.

Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов вашей группы. Она станет основой для составления притчи, которую вы затем инсценируете.

7. Драматизация

Ведущий. В работе с родителями использование притчи может оказать терапевтическое воздействие. К примеру, как бы между прочим можно задать вопрос о том, чем отличается психолог от милиционера. А потом с улыбкой пояснить, что если кто-либо жалуется милиционеру на соседа, то он разбирается с соседом, а если жалуется психологу, то он разбирается с самим жалобщиком.

8. Рефлексия.

Наталия ЛУНЬКОВА,
руководитель РМО
дошкольных педагогов-психологов
Татьяна ЦЫБУЛИНА,
руководитель РМО
школьных педагогов-психологов,
г. Выкса,
Нижегородская область

ЛИТЕРАТУРА

1. Хухлаева О. Личностная готовность психолога к работе с родителями //Школьный психолог. – 2006. – № 24.

2. Битянова М. Психолог образования: профессиональный рост и личностная деформация // Школьный психолог. – 2006. – № 3.

3. Осухова Н. Скорее пламя, чем кристалл: Советы семейного консультанта // Школьный психолог. – 2003. – № 8.