Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2007


ГИЛЬДИЯ

«Лестница» или «горизонталь»?

Две системы жизненных координат

Помогите избавиться от скованности и стеснительности. Только, пожалуйста, постарайтесь понять. Я постоянно всюду и везде волнуюсь. Все время кажется, что на тебя кто-то смотрит. И ругает, и осуждает за то, что не такая, как все. Очень трудно из-за этого волнения общаться с людьми. Особенно с незнакомыми. Стараюсь постоянно управлять собой. Например, заставляю себя не улыбаться. Кажется, чтобы постоять за себя перед ровесниками, нужно быть строже и даже грубее, чем ты есть на самом деле. Раньше не задумывалась над этим, теперь — постоянно. То и дело сравниваю себя с остальными. Ловлю на мысли, что хочу быть такой, как все. Не хочу, чтобы меня называли мягким человеком (в смысле легкоранимым), хочу быть с характером. Пожалуйста, отучите меня от этого глупого волнения ни перед чем.

Лена

В сущности, твоя проблема, Лена, входит в круг и моих. В принципе каждый из нас может помогать только тем, у кого есть похожие болевые точки. Здесь вроде у нас с тобой есть совпадение. Итак, «глупое волнение ни перед чем». Начнем немного издалека, попробуем порассуждать вместе о твоем характере. Что можно о нем сказать?

Есть как бы два психологических пространства, два способа определения себя в этом мире. В одном из них люди хорошие и плохие, злые и добрые, умные и глупые. В нем есть люди лучше и хуже, выше и ниже, интересные и нет. У каждого — своя ступенечка на лестнице. Развитие здесь они понимают как постепенный подъем по этой лестнице выше и выше, дальше и дальше. Здесь люди делятся на тех, с кем можно общаться и с кем только время тратить. Здесь друзей выбирают, любовь ищут, стремятся быть нужными. Люди сравниваются между собой, оцениваются по достоинству.

Не в таком ли мире живешь ты? Не такими ли понятиями оперируешь, говоря о себе и других? По письму — вроде бы в таком. Те же сравнения с другими, желание быть другой — лучше, чем есть на самом деле. Ты делаешь попытки оценить себя. Проблемы, о которых ты говоришь, вписываются в этот мир. Только вот в чем секрет: на самом деле этот мир, все его ценности — набор заблуждений, предрассудков, которые накопились по поводу человеческих отношений вообще. Кто живет в таком мире, подчиняется его законам, — неудачники. Жить в этом мире очень сложно. Все норовят поставить себе «пятерку», а тебе — «двойку». Каждый хочет оказаться наверху, а тебя поставить пониже. Пытаются обогнать друг друга и занять призовое место. Если ты ошибешься, не оправдаешь ожиданий других, — начинаешь чувствовать себя виноватым.

К счастью, есть и другой способ жизни, который я считаю более человечным и более соответствующим реальности. Его закон гласит: каждый человек интересен. На самом деле один и тот же человек в одной ситуации может оказаться смелым, а в другой — робким. В одном случае быть мудрым, а в другом — выглядеть не очень умным. Здесь люди располагаются как бы по горизонтали. Каждый (слышишь, каждый: и ты, и я) уникален и не похож на другого. В этом они равны. Каждый здесь ценен. Поэтому и общаться можно с каждым. В другом человеке всегда можно увидеть только его, уникальные качества, которые не делятся на плохие и хорошие. Есть просто человеческие качества, у всех в разной пропорции.

Оценок здесь не ставят (если все равны), и поэтому нет сравнений друг с другом. Друзьями здесь становятся (на это, правда, уходит много времени). Любовь создается. Развитие понимается как принятие себя таким, какой ты есть, без всяких оценок, и последующее раскрытие своей уникальности, своего особенного предназначения в этой жизни.

Здесь никто никого не обгоняет. Каждый делает свое дело, которое вместо него никто сделать не сможет. Каждый имеет право высказывать мысли, какие только придут ему в голову. Если это мои мысли, то почему бы мне не высказать их? Как было бы интересно, если бы люди чаще высказывали свои «неправильные» мысли. Зачем всем говорить правильные, но известные слова? Это неинтересно.

Какой из путей даст счастье? На первом, я думаю, оно недостижимо. Как бы высоко я ни забирался, всегда кто-то будет выше. Каким бы хорошим я ни был, все равно кто-то окажется лучше меня. Второй путь, мне думается, ближе к счастью, но и сложнее.

Многое ты можешь сделать уже сейчас сама. Перестань оценивать себя и других. Сравнивать, бояться быть не такой, как все. «Стремиться быть как все» — в сущности, бессмысленные слова. Эта цель недостижима, потому что все люди изначально разные. Каждый человек уникален и неповторим по-своему. Мы можем ценить, скажем, космонавта Гагарина, но нельзя же быть всем такими, как он. Представляешь, как скучно было бы в мире, где все одинаковые.


ИГРОВОЙ ПОЛИГОН

В качестве важного метода развития способностей к общению является групповая психологическая работа. Для решения задач развития эффективности в общении мною разработана программа, которую я назвал «Игровой полигон». Это своего рода психологический марафон по раскрытию участниками своих возможностей в общении. В отличие от традиционной психологической практики, я стараюсь проводить его в условиях, «максимально приближенных к реальности». Набирается не 8–10 человек, а большая группа (от 40 до 120 участников), и в течение нескольких дней они проходят интенсивный курс общения по 3–4 часа ежедневно. Такая программа позволяет решать задачи оптимизации взаимоотношений в классе, адаптации первокурсников, создания творческой атмосферы в группе и т.п.

Начало выглядит так. Участники программы сидят на стульях, которые выстроены в несколько рядов. Я выхожу перед ними и начинаю вступление.

За эту неделю вы откроете для себя новый мир — мир общения. Правда, первый вечер вызовет у вас больше вопросов, чем даст ответов. В конце занятий вы превратитесь в сплоченную группу с такими отношениями, терять которые уже не захочется.

Когда я, как ведущий этих занятий, вначале говорю о том, чем они закончатся, мало кто верит. Еще бы! Кругом такие замкнутые и отчужденные лица. Каждый сидит сам по себе.

Правда, я тоже не знаю пока, как будет складываться сегодняшний день. Любая программа такого рода — всегда импровизация, поиск, риск. В отличие от традиционных школьных мероприятий, где аудитория «подгоняется» под заранее запланированный и согласованный сценарий, здесь иначе. Идти нужно не от сценария, а от конкретных людей. Так же, как нет двух одинаковых личностей, так и каждая группа уникальна и неповторима.

Чтобы узнать себя, нужно убрать привычные способы общения и поведения. Попробовать себя в новом качестве. Итак, прежде всего настройтесь на необычное…

Концентрация многих форм общения за короткое время — вот, пожалуй, одна из особенностей таких вечеров. На них будут и диалог в песне, и общее пение (голос нашего «Мы»). Разговор только взглядом и передача чувств через прикосновение. Общение с природой и личностями прошлого через особые слайд-программы. Групповые танц-разминки и психологические тесты. Ролевые театрализованные этюды и «гитара по кругу». Занятия то погружают участников в состояние напряженности, то поднимают их до ощущения радости, то замедляются молчанием-сопереживанием, то взрываются шумным весельем.

Самый главный инструмент в общении — сам человек. Я общаюсь в первую очередь своей личностью. Поэтому центральная идея программы — познание, понимание и принятие себя как основы успеха в общении.

На вечерах решается задача практической работы над собой. Для этого каждому участнику здается возможность побывать в разных ситуациях. Большая группа прекрасно позволяет сделать это, не выходя из зала. Программа строится так, чтобы любой мог за сравнительно небольшой срок (неделю) попробовать себя в различных коллективах: сейчас я — в большой группе со всеми. Вот я уже в малой группе. Мы — в парах. Я — один в различных ролях. Сначала я — восторженный зритель. Потом я могу выступить в роли знатока. Затем — актера в различных ситуациях: игре, беседе, танцах, обсуждении. Комбинаций для самораскрытия (самопроявлений) у каждого участника не меньше, чем в шахматах. По ходу реализации вечеров каждый получает «обратную связь» от других о том, каким он воспринимается в том или ином случае. Так мы можем получить самую дефицитную информацию — информацию о нас самих.

Следует отметить, что любой тренинг — не столько уроки эффективного общения, сколько фрагмент жизни. Самое ценное в нем — не информативный уровень, а его атмосфера. Именно она делает людей другими: теплее, увереннее, добрее. Конечно, смешно надеяться, что за несколько занятий можно научиться общаться. Цель программы другая — дать каждому тот положительный эмоциональный опыт общения и отношений с другими людьми, который будет помогать ему в дальнейшем.

Сергей ПЕТРУШИН,
кандидат психологических наук,
г. Казань