Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2007


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Прошедший учебный год добавил еще одну страницу в историю становления и развития психологической службы в системе образования. Но для того чтобы идти дальше, необходимо оглянуться и посмотреть на те проблемы и болевые точки современного образования, с которыми предстоит иметь дело психологам. Рассказать о них мы попросили ученых, которые внесли значительный вклад в развитие отечественной психологии образования.

Отечество в опасности?

Виталий Владимирович РУБЦОВ,
доктор психологических наук, профессор, академик РАО,президент Федерации психологов образования России, директор Психологического института РАО, ректор МГППУ

Если говорить о том,чего не хватает, то в первую очередь речь должна идти о системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Существующая система в должной степени не учитывает те знания, тот накопленный опыт, те современные технологии, которые могут обеспечить работу с различными контингентами детей. Это означает, что нужно всерьез задуматься, какова у нас сейчас система профессионального психологического образования.

Главные принципы модернизации образования — его качество и доступность. Должна быть создана многогранная система поддержки самых разных детей. Ребенок может быть одаренным, может быть девиантным, он может быть сиротой, иметь задержки в развитии или проблемы со здоровьем, но в любом случае он должен иметь возможность получить образование.

И психологическая служба в лице школьных психологов или психологов, работающих в психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, отвечает, в том числе, за доступность образования для этого ребенка, а потому извольте замечать и слушать психолога.

Второй «болевой точкой» является статус психолога в школе. Я считаю, что сложившаяся практика работы психолога в школе требует очень серьезной модернизации. Психолог всегда был второстепенной фигурой. Учитель все делает по-своему: давит на ребенка своим предметом, своим авторитетом, не прислушивается к родителям, проблемам семьи, к советам психолога. У детей возникают стрессовые ситуации в критические возрастные периоды, при поступлении в первый класс, переходе из начальной школы в среднюю. Кто это учитывает?

Нужно совершенствовать работу психологической службы, модернизировать ее в направлении комплексности, во-первых, и в направлении междисциплинарной работы, во-вторых. Это требует известных усилий. Здесь очень важно сотрудничество Федерации психологов прежде всего с органами образования — от министерства до региональных управлений.

И третье, чтобы я хотел бы подчеркнуть. Как правило, качество работы психологов оценивают директора школ. Если директор, например, биолог, то получается, что работу психолога оценивает биолог. Почему же профессиональное сообщество само себя не оценивает? Я считаю, что система оценки качества работы психологов предполагает объединение государственных органов управления образованием и профессионального сообщества. Но сейчас регламент этой деятельности отсутствует. Таким образом, вопрос оценки качества деятельности, экспертиза результатов работы — это третий важнейший пункт.

Вот три позиции, которые мне кажутся наиболее важными: качество обучения, совершенствование самой психологической службы и внедрение системы экспертизы профессиональной деятельности психолога самим профессиональным сообществом.

Ирина Владимировна ДУБРОВИНА,
доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующая лабораторией научных основ детской и практической психологии Психологического института РАО

Одной из основных задач практической психологии системы образования является проникновение туда психологической культуры, которая реализуется в личностно-ориентированном содержании учебно-воспитательного воздействия. Почему же психологическая культура проникает в современное образование с таким трудом? Мне кажется, что изначально сама психологическая служба образования начала развиваться вне концепции общей культуры, и в частности психологической культуры. Она стала функционировать исключительно в рамках задач современного образования, постоянная перестройка которого ориентируется на политические и экономические интересы государства, а не на интересы ребенка как развивающейся личности, индивидуальности, как гражданина своей страны.

Это приводит к тому, что нарушаются законы возрастного и личностного развития ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства. Мне кажется, что на современную школу влияет отсутствие четкой позиции общества по отношению к молодому поколению. Сейчас нет единого понимания того, каким должно быть образование, что требовать от детей, учителей, от школы в целом. Иногда основная цель школьного образования понимается как подготовка к поступлению в вуз. И получается, что те дети, которые не хотят поступать в вузы, вообще никому не интересны.

Нужно четко определить ориентиры современного образования, решить, к чему должна готовить детей школа. Ведь именно она в значительной степени определяет судьбу молодого поколения, а следовательно, настоящее и будущее нашей страны.

Нельзя забывать и о том, что психология образования — достаточно молодая отрасль науки и практики. Профессиональная культура сообщества практических психологов образования лишь начинает складываться. Сейчас у нас только формируются ценности, накапливаются события, которые значимы именно для нашего профессионального сообщества, вырабатываются традиции, осознаются связи с общечеловеческими ценностями. Я думаю, что мы должны взять курс на непрерывность и преемственность развития психологической службы образования. Мы должны стремиться к тому, чтобы наша деятельность имела общественный резонанс, была бы значима не только для того учреждения, в котором мы работаем, для того места, в котором мы живем, но и для всей страны в целом!

Юрий Михайлович ЗАБРОДИН,
доктор психологических наук, профессор, академик РАО, проректор по научной работе МГППУ

На наших глазах происходит изменение отношения и к психологической науке, и к психологической практике. За 20 лет развития практической психологии в России реализованы многие ожидания. В стране работает порядка двухсот тысяч практических психологов.

Раньше мы считали, что психология будет развиваться как наука и как практика, которая призвана помочь специалистам разных профессий решать проблемы, связанные с человеческими ресурсами: инженерам — проектировать эргономичные рабочие места, управленцам — эффективно управлять людьми, педагогам — грамотно строить образовательный процесс. Сегодня в практической психологии, и прежде всего в психологии образования, появилось совершенно иное и, с моей точки зрения, абсолютно правильное понимание того, что основная цель работы психолога состоит не в том, чтобы помогать другому специалисту решать свои профессиональные проблемы более эффективно. У психолога существует самостоятельная задача, которую он должен хорошо понимать и отражать в научных понятиях, — построение многогранной психологической модели человека.

Решение этой задачи является составляющей, обеспечивающей формирование общечеловеческой культуры. Мы видим, что в последние годы многие исследования в сфере экономики и политики проводятся на основе психологически обедненного представления о человеке, когда при принятии важных решений рассматривается модель «экономического» человека, обладающего исключительно стабильным, предсказуемым поведением и системой предпочтений. Получается, что именно эта выхолощенная модель человека и ложится в основание теоретической конструкции экономического учения и применяется к практике нашей современной жизни. А это абсолютно неверно. И поэтому многие наши проекты и реформы носят заведомо провальный характер.

С этой точки зрения очень важно, чтобы понимание человека как реальности, которая имеет свои законы, правила, свою действительно особую бытийную сущность, было возвращено в общую часть человеческой культуры.

Александр Григорьевич АСМОЛОВ,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова

Практическая психология образования призвана влиять на многие ключевые моменты современного образования, где на первый план выходит определение стандартов его развития. Без учета психологических закономерностей система стандартов (как договор между обществом, личностью и государством) не может быть разработана.

Сейчас основу стандартизации составляет новый подход, основанный на концепции универсальных учебных действий: мы переходим от парадигмы знаний, умений и навыков к системно-деятельностной парадигме. Системно-деятельностный, культурно-исторический подход, заложенный в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, поддерживает вариативное, развивающее, смысловое образование. Эта линия отражена в федеральной программе развития образования. Поэтому она является для нас чрезвычайно важной.

Следующей проблемой современного образования являются постоянные дебаты о нагрузке в школе. Эти дебаты идут, но все боятся трогать такую «священную корову» образования, как СанПиНы. Хочу сказать, что эти споры часто являются мнимыми, и напомнить слова Л.С. Выготского: «Наш ребенок многое бы и знал и умел, но его беда в том, что он прежде всего не хочет». Мотивация меняет очень многое, при ее наличии совершенно по-разному проходит время. Один час жизни Гоголя и один час жизни Акакия Акакиевича — это два разных часа. Поэтому говорить о нагрузке вне мотивации, с точки зрения психологов — нонсенс. Таким же абсурдом являются и СанПиНы, где ребенок рассматривается вне изменяющейся среды.

Третий момент, на котором хотелось бы остановиться. Нельзя забывать о том, что модернизация образования приводит к определенным рискам. Психологи должны четко понимать, что движение по «узкоколейке», которая называется «профильное обучение», имеет целый букет рисков. Кто может знать, кем впоследствии станет ребенок? И когда мы делаем из подростков инженеров или кузнецов, то отбрасываем главную задачу образования: школа должна развивать универсальные способности ребенка! Путь профильного образования без универсальной базы — это опасный путь. Сейчас вводится профиль универсальной школы. Это попытка выбраться из той ситуации, куда нас загнала попытка выстроить узкие рамки профильного образования.

Следующее крайне важное для психологии образования направление связано с развитием в нашей стране ксенофобии, эмигрантофобии, этнофобии и других конфликтов. Сейчас проведен целый ряд исследований по развитию межкультурной и межэтнической толерантности и компетентности. И подход к развитию социальных компетенций в образовательной среде с позиций культурно-исторических взглядов Л.С. Выготского кажется мне невероятно важным.

Еще один момент, касающийся развития образования в целом, — понимание самой сути образования. Редукция образования к сфере услуг опасна. Превращение образования в «большую парикмахерскую», где оказываются те или иные услуги, неправомерно. Образование является институтом развития личности. Именно оно открывает перед человеком возможность развиваться и двигаться по пути социального и профессионального успеха, выступает как механизм, обеспечивающий конкурентоспособность личности в обществе и государстве. И эти моменты мы всегда должны иметь в виду, говоря о развитии практической психологии образования.

Ирина Александровна БАЕВА,
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.Н. Герцена

Сегодня хочется произнести лозунг «Отечество в опасности!». Наше образование надо предъявлять на экспертизу по психологической безопасности — речь идет о безопасности не только человека, но и всей образовательной среды. Ведь человек может развиваться только тогда, когда внешние условия позволяют это сделать. Участники учебно-воспитательного процесса одновременно являются и субъектами, которые порождают состояние безопасности, и объектами, которые надо защищать.

Задачей психологической практики является защита субъекта от новых проблем, а не только работа с теми, которые уже существуют. А главное сегодня — профилактика психологических рисков и угроз через создание условий, которые благоприятны для развития ребенка. И начинать эту работу надо уже в дошкольных образовательных учреждениях. Именно там, на мой взгляд, начинается «дедовщина», которая впоследствии транслируется во все другие сферы жизни человека. Это своеобразный замкнутый круг, который очень сложно прервать.

Психология безопасности может выступать основой деятельности всей службы практической психологии в образовании. Психология безопасности рассматривает как объективные, так и субъективные факторы безопасности человека и окружающей его социальной среды. А фундаментом является психологическая безопасность: именно ее нарушение приводит чаще всего к опасности физической.

Нужно различать психологическую безопасность среды и психологическую безопасность личности. Безопасность среды обеспечивает психологическую защищенность ее участников. При отсутствии безопасности в локальной среде (школа, семья) у человека нарушается психологическая защищенность, и он либо избегает этой среды (а у ребенка часто нет такого выбора), либо начинает саботировать то, что происходит вокруг него.

Ситуация в образовании во многом опасна. Там есть риски и угрозы как для психического, так и для физического здоровья и ученика, и учителя. Психолого-медико-социально-правовое сопровождение в образовательных учреждениях, а также специально проводимая работа по обеспечению безопасности в образовании не только снижают уровень насилия в образовательной среде, но и являются мощным профилактическим средством для людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях.

Подготовила Ольга РЕШЕТНИКОВА