Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2007


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Модель профессиональной
компетентности педагога

Деловая игра

Цель игры: выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональнее качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.

Задача: разработать модель профессиональной компетентности педагога.

Форма работы: групповая.

Оборудование: ватман, маркеры, фломастеры.

Группа пользователей: педагоги МОУ, ДОУ, педагоги дополнительного образования.

Время работы: 1,5 часа.

Деловая игра для педагогов состоит из нескольких частей:

1. Практическая часть — оформление модели профессиональной компетентности педагога с ее обоснованием.

2. Теоретическая часть.

3. Диагностическая часть.

4. Заключительная часть.

Практическая часть

Организационный этап

Участники разделяются на две группы, для которых придумывется название. В группе выбираются: секретарь — для записи всех поступающих предложений, хранитель времени — для контроля времени, оратор — для защиты своей модели. Время работы — 3–5 минут.

Этап «мозговой штурм»

Секретарь записывает любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы. После группового обсуждения выбираются 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять — профессиональные. Время работы — 10–15 минут.

Оформительский этап

На ватмане оформляется групповая модель профессиональной компетентности педагога: необходимо на одной половине изобразить профессионально компетентного педагога, а рядом записать десять его наиболее значимых качеств. Время работы — 15 минут.

Демонстрационный этап

Презентация модели профессиональной компетенции педагога, обоснование представленных профессиональных и личностных качеств. Время работы — 10 минут. После презентации каждый участник группы выбирает три наиболее важных, по его мнению, качеств из десяти представленных.

Обратная связь

Участникам группы предлагается ответить на вопросы:

– С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

– Укажите положительные и отрицательнее моменты при выполнении задания.

– Что нового вы о себе узнали?

Теоретическая часть.

Резюме

Профессиональная компетентность — это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

Компетентность — это личностная характеристика, а компетенция — это совокупность конкретных профессиональных характеристик.

Профессиональная компетентность — это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

а) интеллектуально-педагогическая компетентность — умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

б) коммуникативная компетентность — значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию, способность конструировать обратную связь;

в) информационная компетенция — объем информации педагога о себе, учениках, их родителях, о коллегах;

г) регулятивная компетентность — умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Диагностическая часть

Тест «Методика оценки профессиональной направленности личности педагога» (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 1998).

Заключительная часть

Педагогам предлагается ответить на вопросы:

– Что вы сейчас чувствуете?

– Что понравилось или не понравилось во время проведения деловой игры?

Пожелания участникам встречи.

Лариса КАШКИНА,
Центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции
«Гармония»