Модель профессиональной
компетентности педагога
Деловая игра
Цель игры: выработка в группе единого взгляда
на личностные и профессиональнее качества
педагога и разработка на их основе модели
профессиональной компетентности.
Задача: разработать модель
профессиональной компетентности педагога.
Форма работы: групповая.
Оборудование: ватман, маркеры,
фломастеры.
Группа пользователей: педагоги МОУ, ДОУ,
педагоги дополнительного образования.
Время работы: 1,5 часа.
Деловая игра для педагогов состоит из нескольких
частей:
1. Практическая часть — оформление модели
профессиональной компетентности педагога с ее
обоснованием.
2. Теоретическая часть.
3. Диагностическая часть.
4. Заключительная часть.
Практическая часть
Организационный этап
Участники разделяются на две группы, для
которых придумывется название. В группе
выбираются: секретарь — для записи всех
поступающих предложений, хранитель времени —
для контроля времени, оратор — для защиты своей
модели. Время работы — 3–5 минут.
Этап «мозговой штурм»
Секретарь записывает любые мнения и
предложения, даже самые нелепые и странные,
поступающие от участников группы. После
группового обсуждения выбираются 10 наиболее
значимых и важных качеств, составляющих
профессиональную компетентность педагога,
причем пять из них – личностные качества, пять —
профессиональные. Время работы — 10–15 минут.
Оформительский этап
На ватмане оформляется групповая модель
профессиональной компетентности педагога:
необходимо на одной половине изобразить
профессионально компетентного педагога, а рядом
записать десять его наиболее значимых качеств.
Время работы — 15 минут.
Демонстрационный этап
Презентация модели профессиональной
компетенции педагога, обоснование
представленных профессиональных и личностных
качеств. Время работы — 10 минут. После
презентации каждый участник группы выбирает три
наиболее важных, по его мнению, качеств из десяти
представленных.
Обратная связь
Участникам группы предлагается ответить на
вопросы:
– С какими трудностями вы столкнулись при
выполнении задания?
– Укажите положительные и отрицательнее
моменты при выполнении задания.
– Что нового вы о себе узнали?
Теоретическая часть.
Резюме
— Профессиональная компетентность — это
способность педагога решать профессиональные
проблемы, задачи в условиях профессиональной
деятельности.
— Компетентность — это личностная
характеристика, а компетенция — это
совокупность конкретных профессиональных
характеристик.
— Профессиональная компетентность — это
сумма знаний и умений, которая определяет
результативность и эффективность труда, это
комбинация личностных и профессиональных
качеств.
К основным составляющим профессиональной
компетентности относятся:
а) интеллектуально-педагогическая
компетентность — умение применять полученные
знания, опыт в профессиональной деятельности для
эффективного обучения и воспитания, способность
педагога к инновационной деятельности;
б) коммуникативная компетентность —
значимое профессиональное качество, включающее
речевые навыки, умение слушать, экстраверсию,
эмпатию, способность конструировать обратную
связь;
в) информационная компетенция — объем
информации педагога о себе, учениках, их
родителях, о коллегах;
г) регулятивная компетентность — умение
педагога управлять своим поведением,
контролировать свои эмоции, способность к
рефлексии, стрессоустойчивость.
Диагностическая часть
Тест «Методика оценки профессиональной
направленности личности педагога» (Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога: Учеб.
пособие. Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 1998).
Заключительная часть
Педагогам предлагается ответить на вопросы:
– Что вы сейчас чувствуете?
– Что понравилось или не понравилось во время
проведения деловой игры?
Пожелания участникам встречи.
Лариса КАШКИНА,
Центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции
«Гармония»
|