Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Переломный момент

Как незначительные изменения
приводят к глобальным переменам

М. Гладуэлл
М.: Таланты —
ХХI век, 2004

Громкие слова в нашем лексиконе, похоже, совсем обесценились. Сегодня слово «бестселлер» красуется едва ли не на каждой книжной новинке, но уже ни у кого не порождает иллюзий. Искушенный читатель понимает: с помощью этого нехитрого трюка предприимчивые издатели, скорее всего, выдают желаемое за действительное. Но про книгу Малкольма Гладуэлла этого не скажешь. Перед нами настоящий всемирный бестселлер, побивший за последние годы все рекорды популярности в жанре нон-фикшн. Правда, в нашей стране книга издана скромным тиражом в 3 тысячи экземпляров и при полном отсутствии «раскрутки» рискует остаться незамеченной (что, на удивление, у нас постоянно происходит с настоящими всемирными бестселлерами). Поэтому просто необходимо привлечь к ней внимание читателей, желающих быть в курсе новейших тенденций общественной мысли.
Психологу, чтобы книга вызвала его интерес, достаточно лишь бегло пролистать ее возле прилавка. Многочисленные примеры и аргументы, используемые автором, почти сплошь заимствованы им из области экспериментальной психологии — ссылки на Милгрэма, Зимбардо, Айзенка, Оллпорта встречаются в книге тут и там. Правда, назвать книгу в полном смысле слова психологической было бы неточно. Ее автор, по образованию историк, долгие годы подвизался газетным обозревателем, пока вдруг написанный им на досуге труд не сделал его почти в одночасье знаменитостью. Успех «Переломного момента» был закреплен Гладуэллом в прошлом году выпуском еще одной книги, также ставшей сенсацией (хочется надеяться, что и ее перевод мы скоро увидим).
Весьма далекая от академической психологии, книга Гладуэлла глубоко психологична по своей сути. Стремясь понять скрытые тенденции общественных настроений, автор задается вопросом: что вызывает к жизни модные течения, что возбуждает в массах интерес к сугубо определенным явлениям и предметам? Почему целенаправленная PR-кампания может иметь нулевой эффект, а едва заметные события в жизни одного или нескольких людей вызывают революционный переворот в общественных настроениях? Что это за события? Что это за люди? Ответы предлагаются автором совершенно неожиданные и тоже по-своему революционные. И по прочтении книги вынесенная на обложку фраза из журнала «Форчун» — «Захватывающая книга, которая заставит вас по-новому взглянуть на мир» — не кажется сильным преувеличением.
Автор книги выступает тонким и проницательным психологом, умеющим усмотреть за явной стороной общественных явлений их скрытую психологическую подоплеку. Не эту ли способность каждый психолог стремится в себе культивировать? Перед нами блестящий пример того, как это удается.
Особую благодарность хочется выразить издателям за то, что не стали, как это нынче принято, менять оригинальное название книги на идиотское «рыночное», а также доверили работу над переводом настоящему специалисту, знатоку своего дела. Уверен, что у тех, кто прочтет эту увлекательную книгу «на одном дыхании», найдутся и свои слова благодарности автору и издателям.

Сергей СТЕПАНОВ