Тренинг уверенности в себе
|
И.В. Стишенок
СПб.: Речь, 2006
|
Это уже вторая книга
постоянного автора нашей газеты, известного
белорусского психолога Ирины Стишенок, вышедшая
в питерском издательстве «Речь». И во второй раз
я сажусь за клавиатуру компьютера, чтобы
написать рецензию на работу Стишенок.
Название может вызвать у психологов-«эстетов»
гримасу пренебрежения: сколько же можно писать о
тренингах уверенности в себе?! Ведь еще
зарождение психологических тренингов было
связано с бихевиористски-ориентированными
тренингами уверенного поведения. Да и в
последние годы в одном только издательстве
«Речь» вышли как минимум две книги со сходными
названиями — переводная работа М. Смит и книга
ростовчанина Владимира Ромека. А уж сколько книг
на эту тему было написано за последние пятьдесят
лет!..
Однако общение с практическими психологами
доказывает: книга Ирины Стишенок, посвященная
вроде бы заезженной теме, не просто найдет своего
читателя, но и окажется весьма востребованной.
Вообще-то содержательно книга Стишенок гораздо
богаче заявленной темы. Здесь речь идет и о
самопознании, и о работе с целью, и о способах
выражения чувств, и о позитивном мышлении, и о
правах и обязанностях человека в отношениях с
другими людьми. Но все эти направления
психологической работы в конечном счете
сливаются в комплексную систему, поддерживающую
важнейший вектор тренинга — нацеленность на
развитие уверенности в себе.
Автор признается, что вдохновила ее на создание
описанной тренинговой программы прекрасная
работа А.М. Прихожан «Психология неудачника:
Тренинг уверенности в себе». Но даже без такого
признания можно было бы об этом догадаться: по
книге рассыпаны многочисленные цитаты из работы
Прихожан, и многие ее идеи успешно реализуются
Ириной Стишенок в тренинговых упражнениях.
В книге представлены не только подробные
сценарии восьми тренинговых занятий (мне
думается, что при таком обилии методических
разработок материала хватит на значительно
большее количество занятий), но и значительные по
объему теоретические куски, способствующие
лучшему осмыслению участниками приобретаемого
практического опыта. Следует заметить, что, как и
у многих психологов-практиков, методологическая
основа работы Ирины Стишенок оказывается весьма
эклектичной: здесь наличествуют отсылки к
работам психоаналитиков и гештальт-терапевтов,
используются приемы нейролингвистического
программирования и транзактного анализа, не
обошлось и без методов поведенческой терапии.
Само по себе это не является уж очень серьезным
недостатком, особенно при условии
непротиворечивого использования идей и
методических приемов разных школ, как это
реализовано в тренинге Стишенок, но, думается,
что более глубокая методологическая рефлексия и
разумное ограничение базовых положений могли бы
придать большую цельность работе.
К сожалению, здесь проявилась черта,
свойственная очень многим книгам о тренингах:
используемые упражнения, даже в случае прямого
заимствования из конкретных источников, не
снабжены ссылками на их разработчиков.
Вместе с тем считаю, что эта книжка может быть
очень полезной для психологов-тренеров.
Игорь ВАЧКОВ
|