Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Моральное суждение у ребенка

Ж. Пиаже
М.: Академический
Проект, 2006

Традиционная школа готовит скорее к экзаменам и конкурсам, чем к самой жизни. Сказанное, увы, сомнений не вызывает. Удивительно другое: эти слова принадлежат, во-первых, не нашему современнику и, во-вторых, не школьному педагогу. Они были написаны более 70 лет назад Ж.Пиаже — психологом, с именем которого у большинства из нас ассоциируются исследования по развитию детского мышления и открытие эгоцентризма. Подобные представления недалеки от истины: действительно, знаменитые феномены Пиаже и их дальнейшая экспериментальная критика имеют самое непосредственное отношение к проблеме умственного развития ребенка.
Взяв в руки книгу «Моральное суждение у ребенка», читатель имеет возможность убедиться, что вклад Пиаже изучением стадий когнитивного развития ребенка не ограничивается, а касается понимания всего хода психического развития. Недаром в мировом сообществе Пиаже считается одной из главных фигур в генетической психологии ХХ века. К сожалению, следует отметить, что эта фундаментальная работа Пиаже 1932 года издана без каких-либо комментариев и предисловий. Рассчитывать на то, что все пожелавшие взять в руки книгу хорошо знакомы с другими работами Пиаже, а также с его научной биографией (а иначе откуда им знать, что работа вышла в первый период его творчества, что весьма существенно для понимания авторских идей), по крайней мере наивно. Своим вполне предсказуемым следствием это может иметь не только непонимание гипотезы Пиаже о стадиях развития моральных представлений у ребенка, но и отношение к его теории как к далекой от жизни и от практики образования. А это противоречит научной истине.
В книге, о которой идет речь, рассказывается об условиях, способствующих интеллектуальному и моральному развитию ребенка. Ж. Пиаже показал, как сотрудничество со сверстниками — «работа группами» — становится фактором интеллектуального прогресса. А от уровня когнитивного развития ребенка существенно зависят моральные суждения. Пиаже изучал моральное развитие в контексте детских игр по правилам, а точнее говоря, понимания детьми сущности и природы правил. Дошкольники не имеют никакого понятия о том, что игры происходят по правилам. В младшем школьном возрасте дети играют по правилам, но не понимают, что правила являются конвенциональными (с их точки зрения, правила обязательны и неприкосновенны). И только в возрасте 11–12 лет дети начинают понимать, что правила — социальные конвенции и потому их можно изменять, если с этим согласны все участники игры. Моральные представления детей Пиаже также изучал, провоцируя детей к рассуждению по поводу проблем справедливости и ответственности. Эти исследования впоследствии были продолжены Л. Колбергом на материале моральных дилемм.
Предметом исследования Пиаже выступили моральные суждения, а не моральное поведение или чувства, и он видел опасность в том, что можно заставить детей говорить то, что мы желаем услышать. Но Пиаже были получены важные результаты относительно тех факторов социальной жизни, которые влияют на моральные представления детей. И эти выводы, например о роли сотрудничества в качестве воспитательного приема, по мнению самого Пиаже, могут быть использованы в педагогике.

Марина СТЕПАНОВА