Моральное суждение у ребенка
|
Ж. Пиаже
М.: Академический
Проект, 2006
|
Традиционная школа
готовит скорее к экзаменам и конкурсам, чем к
самой жизни. Сказанное, увы, сомнений не вызывает.
Удивительно другое: эти слова принадлежат, во-первых,
не нашему современнику и, во-вторых, не школьному
педагогу. Они были написаны более 70 лет назад Ж.Пиаже
— психологом, с именем которого у большинства из
нас ассоциируются исследования по развитию
детского мышления и открытие эгоцентризма.
Подобные представления недалеки от истины:
действительно, знаменитые феномены Пиаже и их
дальнейшая экспериментальная критика имеют
самое непосредственное отношение к проблеме
умственного развития ребенка.
Взяв в руки книгу «Моральное суждение у ребенка»,
читатель имеет возможность убедиться, что вклад
Пиаже изучением стадий когнитивного развития
ребенка не ограничивается, а касается понимания
всего хода психического развития. Недаром в
мировом сообществе Пиаже считается одной из
главных фигур в генетической психологии ХХ века.
К сожалению, следует отметить, что эта
фундаментальная работа Пиаже 1932 года издана без
каких-либо комментариев и предисловий.
Рассчитывать на то, что все пожелавшие взять в
руки книгу хорошо знакомы с другими работами
Пиаже, а также с его научной биографией (а иначе
откуда им знать, что работа вышла в первый период
его творчества, что весьма существенно для
понимания авторских идей), по крайней мере наивно.
Своим вполне предсказуемым следствием это может
иметь не только непонимание гипотезы Пиаже о
стадиях развития моральных представлений у
ребенка, но и отношение к его теории как к далекой
от жизни и от практики образования. А это
противоречит научной истине.
В книге, о которой идет речь, рассказывается об
условиях, способствующих интеллектуальному и
моральному развитию ребенка. Ж. Пиаже показал,
как сотрудничество со сверстниками — «работа
группами» — становится фактором
интеллектуального прогресса. А от уровня
когнитивного развития ребенка существенно
зависят моральные суждения. Пиаже изучал
моральное развитие в контексте детских игр по
правилам, а точнее говоря, понимания детьми
сущности и природы правил. Дошкольники не имеют
никакого понятия о том, что игры происходят по
правилам. В младшем школьном возрасте дети
играют по правилам, но не понимают, что правила
являются конвенциональными (с их точки зрения,
правила обязательны и неприкосновенны). И только
в возрасте 11–12 лет дети начинают понимать, что
правила — социальные конвенции и потому их можно
изменять, если с этим согласны все участники игры.
Моральные представления детей Пиаже также
изучал, провоцируя детей к рассуждению по поводу
проблем справедливости и ответственности. Эти
исследования впоследствии были продолжены Л.
Колбергом на материале моральных дилемм.
Предметом исследования Пиаже выступили
моральные суждения, а не моральное поведение или
чувства, и он видел опасность в том, что можно
заставить детей говорить то, что мы желаем
услышать. Но Пиаже были получены важные
результаты относительно тех факторов социальной
жизни, которые влияют на моральные представления
детей. И эти выводы, например о роли
сотрудничества в качестве воспитательного
приема, по мнению самого Пиаже, могут быть
использованы в педагогике.
Марина СТЕПАНОВА
|