Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2007


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Технология игры в песок

Игры на мосту
Н.А. Сакович
СПб.: Речь, 2006

Работа с символами наделена определенной магией. Это знает любой, наблюдавший за деятельностью арт-терапевтов. Со стороны кажется, что на твоих глазах происходит мистическое действие, смысл которого скрыт от понимания несведущего человека. К сожалению, популярные среди психологов методы арт-терапевтического воздействия часто не до конца осознаются даже теми, кто использует их в своей работе. Освоение той или иной технологии часто ограничивается только внешней оболочкой, без глубокого проникновения в сущность механизмов их воздействия на личность. И то, что за внешне безобидной игрой в песочнице скрывается работа с самыми глубинными структурами личности, не всегда осознается.
Скрытые от посторонних глаз механизмы песочной терапии (Sandplay) виртуозно раскрываются в книге Н.А. Сакович, которая предстает перед читателями не только как успешный практик, но и как глубокий исследователь этого проективного метода.
Сущности метода посвящен раздел «Теоретические и исторические основы песочной терапии», где дается информация о психотерапевтических основах и достоинствах Sandplaу. Представленные материалы настолько интересны, что среди читателей книги сторонников работы с песком, несомненно, станет больше.
Основная часть издания посвящена четкому и структурированному описанию технологии «игры в песок», начиная с первых шагов в рамках этого метода. Автор, используя свой богатый практический опыт, знакомит читателей с самым ценным — тонкостями и «мелочами», которые нарабатываются годами интенсивного труда.
Читатели узнают, как должен быть организован кабинет песочного терапевта (что само по себе является результатом кропотливой подготовительной работы), а также как последовательно организовать сам этот процесс. Подробно рассмотрены стадии песочной терапии, схема анализа песочных миров.
Несмотря на то что книга адресована в первую очередь специалистам, работающим с детьми, в ней рассмотрены и возможности проведения развивающих, коррекционных и даже терапевтических игр со взрослыми людьми: целыми группами, парами и семьями. Представлены даже способы документирования процесса песочной терапии, что помогает сделать этот процесс более структурированным, открывает возможности отслеживания личностной динамики.
Приложение содержит большой справочный и иллюстративный материал: подробное описание терапевтической работы с клиентом, памятка песочного терапевта, малый словарь символов, содержащий описание основных терапевтических метафор, а также индивидуальная регистрационная форма.
Похоже, Н.А. Сакович удалось почти невозможное: сделать процесс песочной терапии максимально технологичным, не утратив при этом присущего ему «колдовства».

Ольга РЕШЕТНИКОВА