Технология игры в песок
|
Игры на мосту
Н.А. Сакович
СПб.: Речь, 2006
|
Работа с символами
наделена определенной магией. Это знает любой,
наблюдавший за деятельностью арт-терапевтов. Со
стороны кажется, что на твоих глазах происходит
мистическое действие, смысл которого скрыт от
понимания несведущего человека. К сожалению,
популярные среди психологов методы
арт-терапевтического воздействия часто не до
конца осознаются даже теми, кто использует их в
своей работе. Освоение той или иной технологии
часто ограничивается только внешней оболочкой,
без глубокого проникновения в сущность
механизмов их воздействия на личность. И то, что
за внешне безобидной игрой в песочнице
скрывается работа с самыми глубинными
структурами личности, не всегда осознается.
Скрытые от посторонних глаз механизмы песочной
терапии (Sandplay) виртуозно раскрываются в книге Н.А.
Сакович, которая предстает перед читателями не
только как успешный практик, но и как глубокий
исследователь этого проективного метода.
Сущности метода посвящен раздел «Теоретические
и исторические основы песочной терапии», где
дается информация о психотерапевтических
основах и достоинствах Sandplaу. Представленные
материалы настолько интересны, что среди
читателей книги сторонников работы с песком,
несомненно, станет больше.
Основная часть издания посвящена четкому и
структурированному описанию технологии «игры в
песок», начиная с первых шагов в рамках этого
метода. Автор, используя свой богатый
практический опыт, знакомит читателей с самым
ценным — тонкостями и «мелочами», которые
нарабатываются годами интенсивного труда.
Читатели узнают, как должен быть организован
кабинет песочного терапевта (что само по себе
является результатом кропотливой
подготовительной работы), а также как
последовательно организовать сам этот процесс.
Подробно рассмотрены стадии песочной терапии,
схема анализа песочных миров.
Несмотря на то что книга адресована в первую
очередь специалистам, работающим с детьми, в ней
рассмотрены и возможности проведения
развивающих, коррекционных и даже
терапевтических игр со взрослыми людьми: целыми
группами, парами и семьями. Представлены даже
способы документирования процесса песочной
терапии, что помогает сделать этот процесс более
структурированным, открывает возможности
отслеживания личностной динамики.
Приложение содержит большой справочный и
иллюстративный материал: подробное описание
терапевтической работы с клиентом, памятка
песочного терапевта, малый словарь символов,
содержащий описание основных терапевтических
метафор, а также индивидуальная регистрационная
форма.
Похоже, Н.А. Сакович удалось почти невозможное:
сделать процесс песочной терапии максимально
технологичным, не утратив при этом присущего ему
«колдовства».
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|