Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2007


ИГРОТЕКА

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»

Смотрясь, как в зеркало, в другого

Игровое занятие «Коммуникативные навыки»

Цель: развитие коммуникативных навыков — установление контактов, формирование навыка равноправного общения через самопознание, актуализацию личностных качеств старшеклассников.

Форма проведения: групповое занятие с элементами психологического тренинга.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

2. Знакомство (осуществляется по кругу)

Ведущий предлагает каждому назвать свое имя так, как ему хотелось бы, чтобы его называли, и любимое занятие.

3. Принятие правил (вывешиваются на доску)

— Можно быть уверенным, что, когда ты говоришь, тебя не будут перебивать.

— Можно твердо надеяться, что тебя никто не оскорбит.

— Можно делать все, что не мешает никому из присутствующих.

4. Объявление темы «Развитие коммуникативных навыков»

Ведущий. Сегодня мы с вами проведем занятие с элементами психологического тренинга, поговорим об одном из секретов психологии общения. (На доске — высказывание: «Общение, отношение с другими — это не только искусство, но и наука межличностных отношений».) И мы сегодня будем постигать азы этой науки.

Как вы понимаете слово «коммуникация»? Что это такое? (Сообщение, общение.)

Для чего нужно уметь общаться? Где это пригодится? (Для общения с учителями, в профессии, при поступлении в институт, на работу, в семейной жизни, в повседневных контактах и т.д.)

Какие коммуникативные умения и навыки вы знаете? (Ответы детей.) Поговорим о них. Существуют:

— умение устанавливать контакты;

— навык выхода из затруднительных отношений с окружающими;

— навык самозащиты;

— навык эмоциональной культуры;

— устойчивость по отношению к неудачам, обидам, бедам;

— умение точно узнавать свои эмоции.

И поскольку эффективность общения зависит от того, как вы вступаете в контакт, как устанавливаете его, в какой позиции общаетесь с человеком, наше занятие будет посвящено отработке этих навыков.

5. Упражнение «Аквариум»

Ведущий. Установление контакта начинается с того, что мы здороваемся. Предлагаю всем представить, что вы спешите, и поздороваться с каждым участником группы как спешащий человек.

Спасибо. А теперь представьте себя застенчивым человеком. Задание: поздороваться как застенчивые люди. А теперь как люди, которые давно не видели друг друга.

Рефлексия. Что мешало установлению контактов? В какой ситуации у вас получился контакт?

Вывод. Для эффективного общения надо сконцентрировать свое внимание на человеке, с которым вы хотите вступить в контакт. Н. Козлов вывел такое правило: «Самый главный человек тот, кто перед тобой».

6. Упражнение «Договор»

Учащиеся разделяются на пары. Первые номера становятся на стул, их задача: договориться со вторыми номерами о проведении классного часа с их участием. Время — 1,5 минуты.

Смена позиций. Задание: договориться, что первично — курица или яйцо.

Рефлексия. Какие были ощущения. В какой позиции комфортнее? Получилось ли взаимопонимание? Почему?

Выводы. Во взаимоотношениях каждый человек выбирает свою позицию, а их, по теории Э. Берна, — три.

Родитель — назидательность: учит, направляет, опекает, осуждает.

Дитя — эмоциональность, неуверенность: капризничает, упрямится, протестует.

Взрослый — рациональность, корректность, сдержанность: трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой.

Деловое общение возникает, когда люди разговаривают на уровне взрослый — взрослый. Эти три позиции сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек может использовать разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что и отличает зрелую личность от ребенка.

7. Работа в парах

Ведущий. Я предлагаю вам снова поработать в парах. Задание: первые номера сжимают кулак, закрывают рот, вторые номера за 1,5 минуты должны сделать так, чтобы первые кулак разжали.

Смена ролей.

Рефлексия в парах. Какие ощущения? Удалось ли выполнить задание? Что помогало? Какой метод оказался неэффективным? Как вы себя чувствовали? Какие техники использовали? (Комплимент, уговор, отвлечение, авансирование, силовые.)

Вывод. Для равноправного общения необходимо внимание к человеку, понимание его, комплимент, разговор в позиции «равный с равным». Негативное отношение, силовые методы принесут только негативные плоды, отвержение вас.

8. Итог занятия

Ведущий. Сегодня мы с вами отрабатывали навык установления контактов. Что для этого необходимо? (Быть вниманительным к человеку, чувствовать его.)

Правильно. И еще — навык равноправного общения. Как вы поняли его? (Равные позиции, принятие человека.)

В психологии общения существует взаимосвязь между мыслями, чувствами, поведением человека, его эмоциональными проблемами. Очень важно, что бы вы принимали себя, видели положительное в окружающих вас людях, в происходящих событиях, извлекали уроки из того, что с вами происходит. И радовались жизни.

9. Упражнение «Подарок»

Предлагаю закончить наше занятие упражнением «Подарок». Нужно назвать по имени того, кому вы хотите сделать подарок, сказать, что вы дарите и, если можно, почему. (Выполняется по кругу.)

Игровое занятие «Прощение обид»

Цель: обучение способам поведения в ситуациях, связанных с появлением обиды.

Задачи

1. Осознать, почему мы обижаемся; что такое обида.

2. Дать возможность пережить понятие «прощение».

3. Обучение способам выхода из ситуации обиды.

Форма проведения: групповое занятие с элементами психологического тренинга.

Состав группы: 8–10 детей, возраст 13–16 лет.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть. Приветствие.

Упражнение «За что вы себя любите»

Ведущий. Закройте глаза, мысленно задайте себе вопрос: «Что мне нравится в себе?» Теперь скажите: «Я люблю себя за...» (назовите то качество, за которое вы себя любите).

Я надеюсь, что вы нашли в себе какое-то качество и полюбили себя.

2. Объявление целей

Ведущий. Сегодня на занятии мы попытаемся разобраться, что такое обида, почему мы обижаемся, будем учиться прощать обиды.

Закончите фразу: «Я обижаюсь, когда...» (Предлагается написать на отдельных листах, а затем прочитать по кругу.)

3. Введение понятия «Обида»

Ведущий. Вы ожидали от какого-то человека определенного поведения, но ваши ожидания не подтвердились. В результате возникла обида. Причем чем сильнее ожидания, тем сильнее чувство обиды.

Обида появляется в ответ на воображаемое оскорбление; это плод нашего сравнения: ожидаемого и реального поведения другого человека. Чаще всего мы обижаемся на тех, кого считаем зависимыми от нас.

Друг ушел с другой компанией, а тебе об этом не сказал.

Ты намекал на один подарок, а тебе подарили другой. И ты обиделся. Но почему другой должен жить по твоим правилам?

Рефлексивный круг

— Почему надо прощать обиды?

— Как вы чувствуете себя по отношению к человеку, которого не простили? (Игнорирую, ненавижу, обзываю, стараюсь унизить.)

— Кого легче простить: близкого или постороннего человека?

— Кто может нас сильнее обидеть: родной или чужой человек?

4. Упражнение «Что труднее всего простить?»

Письменно ответить на вопрос, прочитать по желанию.

5. Обучение способам прощения

Рефлексивный круг: «Как я простил обиду».

(Забыл, сама прошла...)

6. Работа с высказываниями

Ведущий. Выберите, какое из высказываний может быть вашим девизом в ситуации обиды (высказывания на доске):

— Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может.

— Если вас задели — обратите внимание на свои комплексы, на больные точки своей души, а не обидчика.

— Лучше никак не ответить, чем ответить грубостью.

— Не следует предъявлять чрезмерных требований другим: люди, как и вы, тоже несовершенны.

— Слабые не умеют прощать. Способность прощать — это качество, присущее сильным.

— Не расстраиваться — это хранит душевную чистоту и энергию, держит душу на нужной волне.

— Обвинять и мучить себя так же глупо, как и других.

— В жизни случайностей не бывает. Сам человек формирует внутри себя удачливость или несчастье.

— Быть незаслуженно обиженным — пустяк, если вы не продолжаете об этом помнить.

Рефлексия. Кому было трудно определиться с выбором? Какое высказывание вы выбрали для себя?

7. Упражнение «Наши обиды»

Ведущий. Запишите свои обиды на листочке (медленная музыка).

Умение выразить обиду очень важно для самого себя. Обиду можно записать, а потом записку разорвать. Разорвите свои листочки и выбросите. Вместе с ними пусть пройдут ваши обиды.

Рефлексия. Какое чувство вы испытали? (Облегчение.)

8. Итог занятия

Ведущий. Итак, чтобы изменить положение, вы должны сначала измениться сами. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами, и вы никогда не ошибетесь. Обидчивый человек остается в одиночестве.

Те высказывания, которые мы рассматривали на занятии, положите на свой рабочий стол дома или прикрепите на видное место. (Список выдается каждому ребенку.)

9. Круг прощания

Ведущий. Чтобы не обижаться, давайте посмотрим друг другу в глаза и пожмем руки.

Ольга РЯЗАНЦЕВА,
педагог-психолог МОУ СОШ № 2,
г. Заводоуковск,
Тюменская область