Орехово-Зуево
(Московская область)
19 апреля здесь прошло
очередное заседание городского методического
объединения школьных библиотекарей
«Профориентационная работа в школьной
библиотеке»
Основная цель встречи —
знакомство библиотечных работников с формами
профориентационной деятельности, современным
миром профессий и осознание необходимости
проведения профориентационной работы с
учащимися.
Библиотекари познакомились с основами
профессионального самоопределения, узнали об
основных правилах и ошибках при выборе
профессии, которые делают не только выпускники
школ, но и взрослые люди; получили информацию о
мире профессий, о реальной ситуации на рынке
труда.
Педагог-психолог средней школы № 18 с
углубленным изучением отдельных предметов
И.Н.Казеичева рассказала собравшимся о
результатах социологического опроса
старшеклассников. Оказывается, выпускники
общеобразовательных школ имеют весьма
ограниченное представление о своем
профессиональном будущем, мире профессий,
особенно современных, о требованиях рынка труда.
Так, 21% девятиклассников не знают, будут ли они
учиться в 10-м классе или продолжат обучение в
колледже, техникуме. Еще не выбрали профессию 54%
учащихся 9-го класса и 10% одиннадцатиклассников.
Для уточнения своих профессиональных планов,
помимо помощи психолога в выборе профессии,
советов родителей, друзей, знакомых,
старшеклассникам, по их словам, необходимо
самостоятельно изучать учебные пособия по
профориентации и профессиональному
самоопределению. И в этом помощь библиотекаря
трудно переоценить.
В ходе встречи сотрудники школьных библиотек
попытались определить, какими же мотивами в
выборе профессии руководствовались в свое время
они сами. На первом месте оказался интерес к
работе, на втором — доступность обучения. Иная
картина наблюдается у выпускников школы. Здесь
на первое место выходит престижность будущей
профессии, на второе и третье — интерес к работе,
высокая оплата. Далее следуют условия труда,
доступность обучения, советы родителей, друзей и
на последнем месте — возможность
трудоустройства. Получается, что учащиеся не
всегда могут совместить ХОЧУ, МОГУ и НАДО в своем
профессиональном выборе. А значит, помощь
взрослых, в том числе и библиотечных работников,
неоценима.
Участникам занятия было предложено
перевоплотиться в учащихся старших классов и
определить свой профессиональный тип по
методике Г. Резапкиной, что было встречено с
большим энтузиазмом. Полезным для библиотекарей
оказалось создание «Азбуки профессий». Ведь с
переходом к рыночной экономике появилось много
новых профессий, пользующихся устойчивым
спросом на рынке труда, например: аудитор, брокер,
логистик, трейдер и многие другие. К сожалению, мы
не всегда можем ответить на вопросы школьников
об этих специальностях.
Активная работа участников заседания
позволила достичь поставленных целей:
заинтересовать школьных библиотекарей
просветительской работой в области
профориентации.
Ирина КАЗЕИЧЕВА,
педагог-психолог МОУ СОШ № 18
E-mail: ikazeicheva@yandex.ru
|