Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2007


ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ

Орехово-Зуево
(Московская область)

19 апреля здесь прошло очередное заседание городского методического объединения школьных библиотекарей «Профориентационная работа в школьной библиотеке»

Основная цель встречи — знакомство библиотечных работников с формами профориентационной деятельности, современным миром профессий и осознание необходимости проведения профориентационной работы с учащимися.

Библиотекари познакомились с основами профессионального самоопределения, узнали об основных правилах и ошибках при выборе профессии, которые делают не только выпускники школ, но и взрослые люди; получили информацию о мире профессий, о реальной ситуации на рынке труда.

Педагог-психолог средней школы № 18 с углубленным изучением отдельных предметов И.Н.Казеичева рассказала собравшимся о результатах социологического опроса старшеклассников. Оказывается, выпускники общеобразовательных школ имеют весьма ограниченное представление о своем профессиональном будущем, мире профессий, особенно современных, о требованиях рынка труда. Так, 21% девятиклассников не знают, будут ли они учиться в 10-м классе или продолжат обучение в колледже, техникуме. Еще не выбрали профессию 54% учащихся 9-го класса и 10% одиннадцатиклассников. Для уточнения своих профессиональных планов, помимо помощи психолога в выборе профессии, советов родителей, друзей, знакомых, старшеклассникам, по их словам, необходимо самостоятельно изучать учебные пособия по профориентации и профессиональному самоопределению. И в этом помощь библиотекаря трудно переоценить.

В ходе встречи сотрудники школьных библиотек попытались определить, какими же мотивами в выборе профессии руководствовались в свое время они сами. На первом месте оказался интерес к работе, на втором — доступность обучения. Иная картина наблюдается у выпускников школы. Здесь на первое место выходит престижность будущей профессии, на второе и третье — интерес к работе, высокая оплата. Далее следуют условия труда, доступность обучения, советы родителей, друзей и на последнем месте — возможность трудоустройства. Получается, что учащиеся не всегда могут совместить ХОЧУ, МОГУ и НАДО в своем профессиональном выборе. А значит, помощь взрослых, в том числе и библиотечных работников, неоценима.

Участникам занятия было предложено перевоплотиться в учащихся старших классов и определить свой профессиональный тип по методике Г. Резапкиной, что было встречено с большим энтузиазмом. Полезным для библиотекарей оказалось создание «Азбуки профессий». Ведь с переходом к рыночной экономике появилось много новых профессий, пользующихся устойчивым спросом на рынке труда, например: аудитор, брокер, логистик, трейдер и многие другие. К сожалению, мы не всегда можем ответить на вопросы школьников об этих специальностях.

Активная работа участников заседания позволила достичь поставленных целей: заинтересовать школьных библиотекарей просветительской работой в области профориентации.

Ирина КАЗЕИЧЕВА,
педагог-психолог МОУ СОШ № 18
E-mail: ikazeicheva@yandex.ru