Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2007


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»

Волшебный камень

Программа сказкотерапии для подростков,
переживших потерю значимого взрослого

Цель: завершить проживание горя, утраты значимого человека.

Задачи: оказать поддержку участнику; отреагировать эмоции и чувства; прожить травмирующую ситуацию; найти ресурс для проживания горя и построения новой картины мира.

Особенности группы

Данная программа рассчитана на один тренинговый день с группой подростков 12–16 лет, переживших потерю.

Количество участников 8–12 человек.

Предполагается, что участники группы находятся на третьей стадии проживания горя (до 6 месяцев с момента потери) или стадии завершения. Участвуют также подростки с патологическим проживанием горя. Патологическое проживание горя часто возникает при конфликтах, ссорах, при невыполненных обещаниях, данных перед смертью близкого человека, когда «могли спасти», или не было возможности попрощаться с умершим, или в случае пропажи людей без вести, — все эти ситуации требуют завершения, и данная программа направлена решить эту задачу и помочь участникам найти опору для дальнейшей жизни.

Комментарий ведущего

Горевание — это естественный процесс, в котором происходит медленное изменение картины мира. В мировой психологической практике накоплен немалый опыт работы с утратами.

В работе с детьми я считаю наиболее эффективным и экологичным для детей сказкотерапию методом психодрамы и ролевой игры.

Психодрама — метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором для понимания и изменения внутреннего мира личности используется элемент драматической импровизации. За годы своего существования в качестве метода психологической помощи психодрама накопила ценный опыт работы со многими сложными проблемами, в том числе с последствиями психологических травм и потерей. Этот метод исходит из того, что способность к игре естественна для человека, она свойственна и детям, и взрослым.

Размышляя о потенциале ролевых игр, Морено говорил, что они дают человеку возможность активно экспериментировать как с реалистичными, так и с нереалистичными жизненными ролями, выстраивать стратегию поведения с различных ролевых позиций (как самого человека, так и окружающих его людей). Участники ролевых игр приобретают навыки спонтанного поведения, расширяют свой ролевой репертуар.

Сказкотерапия — наиболее естественный, увлекательный и эффективный метод работы с детьми. Ребенок имеет возможность с помощью сказкотерапии решить свою проблему на метафорическом уровне, проиграть различные роли, выразить свои эмоции, отыграть чувства, испытать катарсис, выстроить и опробовать картину своего будущего, получить поддержку, что особенно важно для детей, переживших потерю.

Сказкотерапия — уникальный метод психологической работы с различными проблемами, который предоставляет огромные ресурсы для ее использования. Сказка может быть использована для того, чтобы предложить пациенту, особенно ребенку, способы решения конкретной проблемы. Но это только один из возможных путей ее использования.

— Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. Язык сказки их естественно сближает.

— Сказка более информативна, чем обычная речь. Она не выдает свои положения за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами пациенты, дают и материал для анализа, и названия для индивидуально значимых понятий.

— Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов, первого впечатления и т.п.

— Сказка несет свободу.

Один из самых простых подходов — поведенческий, или бихевиоральный, — диктует относиться к сказкам как к описанию возможных форм поведения.

Трансактный анализ обращает основное внимание на ролевые взаимодействия в сказках. Иными словами, каждый персонаж может описывать реального отдельного человека, вернее — определенную роль, которую человек может играть или даже брать за основу своего жизненного сценария.

Другой очень плодотворный подход рассматривает героев сказки как субличности, части «я» одного человека. Такова точка зрения юнгианской аналитической психологии. Все, что происходит в сказке, можно представить как внутренний процесс, в котором, например, принц (сознание) ищет принцессу (аниму), женское начало, и в процесс вовлечены его собственная мудрость (лесной старичок-советчик), слепая агрессия (дракон) и так далее.

Те, кто уделяет основное внимание эмоциям, также часто рассматривают сказочных героев как персонифицированные эмоции. Какими бы выдуманными ни были персонажи и их действия, вызываемые ими эмоции совершенно реальны. При этом чаще всего говорят об отыгрывании эмоций, то есть о том, что в сказке ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает в жизни. Сказка помогает превращать пугающие и запретные эмоции в приятные. Эмоциональный анализ сказок, при котором основное внимание уделяется тем чувствам, которые пробуждает сказка, чрезвычайно плодотворен.

Сказка — не просто описание возможностей, но достаточно активное, хотя и недирективное, внушение: моделей поведения, ценностей, убеждений, жизненных сценариев. В этом плане можно говорить, что сказка несет в себе message — «сообщение», «послание», аналогичное недирективному постгипнотическому внушению.

Важной чертой сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это можно назвать историей о повзрослении. Юнг говорил о похожем, когда основным мотивом сказки называл процесс индивидуации. Это не вообще повзросление, а вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство.

Исходя из основных принципов гештальт-терапии можно сказать, что в основе психологической проблемы часто лежит незаконченность, незавершенность. Человек останавливается перед тем, что его пугает, возвращаясь многократно к одному и тому же, доходя ровно до самого страшного и тут выпрыгивая из ситуации. Это может быть остатком психологической травмы, когда человек опять и опять возвращается к ее началу, доходит почти до кульминации — и здесь останавливается, вытесняет, просыпается. А если страшное место пройти, то наступает хорошая концовка, появляется свет и проблема решается. Жизнь означает продолжение, наступление нового дня после завершения старого. И в работе с детьми, пережившими потерю, особенно важно завершение, проживание «конца».

«Психика человека… обречена на жизнь, а сказка обречена на счастливый конец», — говорит Дмитрий Соколов.

Все эти особенности сказкотерапии позволяют особенно успешно работать с детьми, пережившими потерю значимого взрослого, завершить проживание горя, утраты значимого человека.

Программа тренингового дня

Время

Задания

Комментарии

10.00–11.00 Сбор участников группы.
Установление регламента занятий.
Правила группы
Предполагается, что участники группы прошли предварительную индивидуальную консультацию с ведущим
11.00–11.45 Разогрев № 1
«Снежный ком»
1-й круг — имена.
2-й круг — имя + любимый сказочный герой (20 минут)
Направлено на знакомство участников, снятие эмоционального напряжения, вхождение в группу
Разогрев № 2

«Броуновское движение»

Хаотичное движение и объединение по сигналу ведущего в пары, тройки и четверки.

В завершение упражнения участники объединяются в общий круг и проводится шеринг (10 минут)

Направлено на снятие психологического дискомфорта, повышение доверия через телесный контакт, снятие мышечного напряжения, повышение поисковой активности и интереса к внешнему миру, телесный контакт и поддержка, что особенно важно для подростков, переживших утрату
Разогрев № 3

«Повтори движение»

1-й круг. Каждый участник по кругу показывает движение, которое все остальные должны повторить.

«Угадай, кто?»

2-й круг. Каждый участник по кругу загадывает сказочного героя и показывает его с помощью движений, которые все остальные должны повторить и угадать сказочного героя (10 минут).

Шеринг (5 минут)

Повышает двигательную активность, стимулирует интерес к другим участникам группы и самораскрытию, а также развивает спонтанность
11.45–12.00 Кофе­пауза  
12.00–13.40 Участники стоят в кругу, дается задание: за минимальное время успеть дотронуться до четырех углов комнаты, середины ее (пол) и шести пар колен и снова встать в круг (3 минуты) Стимулирует личную активность и произвольность, а также телесный контакт, способствует установлению доверия в группе и появлению ощущения безопасности
Работа с открытками

Задачи: погружение ребенка в собственный мир, активизация чувствования, выражение эмоций и переживаний метафорически или непосредственно. Проживание и отреагирование. Разыгрывание истории из жизни. Поиск ресурса.

Ход работы

— На полу раскладывается множество открыток по различной тематике: природа, животные, отдых, путешествия, семья, город, люди и др.

— Участники группы выбирают по три открытки (по внутреннему отклику).

Надо составить по этим открыткам сказочный рассказ и придумать, «как это с тобой связано» (17 минут).

— Участникам предлагается походить и выбрать себе пару с наиболее привлекательным набором открыток.

— Участники объединяются в пары, рассказывают друг другу свои истории, задают вопросы, обсуждают и затем сочиняют один общий сказочный рассказ (20 минут).

— Дети объединяются в четверки и выполняют то же задание.

— Участники разыгрывают в четверках общую сказочную (невероятную, волшебную) историю, распределяя роли, используя ленты для изготовления костюмов и декораций (15 минут).

— разыгрывание сказочных историй (30–40 минут).

— Шеринг (10–15 минут)

Первоначальная индивидуальная работа позволяет участнику погрузиться в себя, в мир своих переживаний, помогает понять себя, свое состояние и пути развития.

В групповой работе происходит нивелирование чувства одиночества, участники слушают рассказы других и находят общие эмоции, поддержку и подобный опыт переживаний, что особенно важно для подростков, остро испытывающих чувство одиночества и отчужденности.

В разыгрывании историй участники имеют возможность отреагировать эмоции, отыграть травмирующие или значимые ситуации, расширить ролевой репертуар, получить новое знание о себе, найти ресурс

13.40–14.40 Обед  
14.40–15.30 Работа с «социальным атомом»

«Сказочные герои, среди которых я живу (которые меня окружают)».

Задачи: прояснить ситуацию социального окружения и значимых людей, на каком этапе переживания горя находится каждый участник, какие существуют ресурсы, чтобы выстроить будущее в метафорической форме.

Ход работы:

— Участникам группы предлагается представить себя в роли сказочного героя («каким сказочным героем ты являешься/можешь быть?»)

— Предлагается нарисовать свой «социальный атом», представляя значимых людей в виде сказочных героев. (30–40 минут).

— Участники объединяются в тройки, рассказывают о своем атоме, говорят о сказочных героях, окружающих его, задают вопросы.

— Наиболее «разогретым» участникам предлагается разыграть свой «атом».

— Группа делает выбор.

— Выбор сказки

Метафоризация себя и значимых других позволяет увидеть более глубокие проблемы, увидеть ресурс, ярче, но безопаснее проработать ситуацию.

Персонаж и роль, выбранная участником, сама по себе уже содержит модели поведения, отношения и ресурсы, позволяет отреагировать, расширить ролевой репертуар, отыграть и завершить травмирующую ситуацию.

В процессе психодраматического выбора сказки для разыгрывания, когда участники знакомятся с другими историями, расширяют представления о моделях поведения и ролях, также возможно катарсическое очищение.

Выбор сказки происходит не случайно, каждый участник находит такую сказку, которая отвечает его внутренним эмоциональным потребностям.

Выбор группы также отражает самую актуальную тему для участников

15.30–16.15 Разыгрывание «социального атома»
16.15–16.30 Шеринг:
— шеринг из ролей
— снятие ролей
— чувства, поддержка, личный опыт (15 минут)
16.30–16.40 Кофе­пауза  
16.40–17.30 Сказка «Волшебный камень»
(сюжет в приложении)
(40 минут)
Шеринг (10 минут)
Разыгрывать сказку можно несколько раз; несколько человек одновременно могут играть роль главного героя. Возможность для всех участников «получить дар», то есть найти ресурс для построения будущего
17.30–18.00 Шеринг по всему дню Завершение группы  

Приложение

Сказка «Волшебный камень» (И.А. Пронина)

Структура сказки

1. Зачин. История о камне.

2. Нужда. Решение о поиске.

3. Уход героя.

4. Препятствия.

5. Дарение.

6. Волшебство. (Путешествие в будущее.)

7. Возвращение героя.

Ведущий рассказывает историю о Волшебном камне и объясняет структуру сказки, а участники группы сами спонтанно выстраивают дальнейшие события.

Далеко-далеко на Севере, среди пустынных холмов и холодных озер, затерян в лесах Волшебный камень. С давних пор люди отправляются в странствие, чтобы найти его, но сделать это совсем нелегко. Никто не знает того места, где он находится, но известно, что окружает его множество препятствий, которые не все одолеть могут.

Но все же были люди, которые отыскали Волшебный камень. Они-то и рассказали о нем…

Замечателен этот камень тем, что дает нашедшему то, чего ему больше всего не хватает: голодного — накормит, страждущего — утолит, холодного — обогреет, скорбящему — утешение даст, слабому — силы прибавит, сильного на путь истинный направит. Просить можно у него любое качество, любую помощь, но есть три условия, которые непременно нужно выполнить. Первое — явится он только тому, кто искренне нуждается в его помощи; второе — надо открыть камню свою душу и третье, последнее, — стоя у камня, надо представить себя в будущем, понять, как будешь использовать дар камня.

Заглянет камень в душу человека, возьмет его горечь, услышит просьбу искреннюю, и отколется кусочек от него и скатится к ногам человека. В том камешке будет заключена волшебная сила, что поможет искателю.

Представит человек будущее свое, и тут же волшебная сила вольется в него и перенесет домой — туда, где он начал поиски…

Ирина ПРОНИНА,
педагог-психолог,
ГОУ СОШ № 893,
Москва

Программа разработана в рамках участия
в курсе повышения квалификации
в МГППУ «Сказкотерапия средствами психодрамы
и ролевой игры»
(руководители:
Виктор СЕМЕНОВ, Наталья ПАРАМОНОВА)