Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2007


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»

Два полюса, два материка

Гендерный тренинг для учащихся 9–11-х классов

Цель: гендерное воспитание подростков; развитие навыков конструктивного общения, культуры взаимоотношений, умения слушать и высказываться на различные темы; развитие эмпатии.

Задачи:

— создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией) для учащихся по заданной теме;

— улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола;

— улучшить представления подростков о полоролевых стереотипах.

Материал и оформление: две коробочки, в каждой по 15 небольших чистых листочков, 2 чистых листа бумаги формата А4, ручки (карандаши) по числу участников, стулья, плакат с изображением китайского знака «инь-янь», две свечи, ваза с цветами, карточки с незаконченными предложениями на тему взаимоотношений полов, 2 списка для работы в группах (см. приложение), музыкальное сопровождение (инструментальная романтическая музыка), маленький мяч.

Максимальное число участников: 20–30 человек (классный коллектив).

Время: 2 занятия по 1,5 часа.

Первое занятие

На доске (стене) крепится плакат с изображением символа «инь-янь», на столе устанавливаются две романтические свечи для создания настроения, ваза с цветами. Учащиеся рассаживаются в кругу на стульях.

Вводная часть. Вступительное слово ведущего о цели занятия, значении общения в жизни, в частности общения между мужчинами и женщинами, о важности знания психологии противоположного пола и умения конструктивно строить взаимоотношения. Можно обратить внимание детей на плакат, на этнокультурные примеры по данной теме, на то, что многое в мире создано на основе парности (полярности), на важность гармонии во взаимоотношениях (5 мин.).

«Знакомство». Участники передают мячик по кругу, по очереди называя свое имя и заканчивая фразу «Я хотел бы узнать…» (10 мин.).

«Рыба». Ведущий обращает внимание на ожидания учащихся, которые они высказали, и предлагает ближе познакомиться с мнением каждого на различные гендерные темы. Для этого он предлагает коробочку с карточками — незаконченными предложениями, которую участники передают по кругу, вытягивая карточки и заканчивая вслух фразу, написанную на карточке (см. приложение) (15–20 мин.).

«Мальчики — налево, девочки — направо». Девочкам и мальчикам предлагается разделиться на две команды. Команде девочек и команде мальчиков ведущий выдает ручки или карандаши и по коробочке с чистыми листочками, на которых они записывают свои самые разные вопросы, обращенные к другой команде (мальчики — девочкам и наоборот) (5–7 мин.). Во время этой работы звучит музыка.

«Горячий стул». В центре круга устанавливается «горячий» стул (можно два стула, если учащимся сложно решиться на «одинокое» выступление), и приглашается добровольец. Лицом он поворачивается к «противоположному лагерю» и берет коробочку с их вопросами, например: девочка на «горячем» стуле вытягивает из коробочки мальчиков какой-то их вопрос и отвечает на него. К ответу сидящего на стуле могут подключаться и дискутировать или дополнять и остальные участники круга. После того как даны ответы на 2–3 вопроса, на стул приглашается следующий участник и так же отвечает на 2–3 вопроса, затем следующий и т.д. Можно приглашать на стул поочередно то мальчика, то девочку. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся вопросы (около 30–40 мин.).

Рефлексия. Передавая мячик по кругу, подростки отвечают на вопросы: «Что сегодня на занятии больше всего понравилось? Что не понравилось?» (10 мин.)

Второе занятие

Оформление то же.

Вводная часть (10–15 мин.). Ведущий напоминает о предыдущем занятии и настраивает учащихся на продолжение работы. Далее учащиеся по кругу передают мячик и заканчивают фразу: «О психологии людей противоположного пола я знаю на … %» (каждый дает своим познаниям оценку в процентах). После этого ведущий всех благодарит и предлагает проверить и расширить свои знания в этой области. Для этого участникам предлагается следующее упражнение.

«Мальчики — налево, девочки — направо» (10 мин.). Как и на прошлом занятии, участники делятся на команды мальчиков и девочек. Каждой команде предлагается список заданий (см. приложение). Участники каждой команды сообща записывают коллективные ответы на задания. Во время выполнения этого упражнения звучит музыка.

«Горячий стул: почувствуй разницу» (20–25 мин.). В центр круга на «горячий стул» приглашается доброволец. Если на «горячем стуле» девушка, то юноши задают ей вопросы из своего списка, она отвечает (возможны помощь и поддержка, дополнения других девушек). Когда от девушек получены ответы на все пункты списка заданий, юноши зачитывают собственные, коллективно составленные в группе ответы на те же вопросы. Результаты сравниваются, идет дискуссия, обсуждение. Затем та же процедура («горячий стул», обсуждение и пр.) проводится с участниками другой команды.

«Скульптура семьи» (20–30 мин.). Подведя небольшой итог предыдущей работе, ведущий предлагает участникам новое упражнение. Он может сказать примерно следующее: «Вы только что увидели на собственном примере, как бывает трудно услышать и понять другого человека, как по-разному порой смотрят мальчики и девочки на одну и ту же вещь, проблему, одно и то же событие. А способность принимать, понимать и уважать другую личность и его мнение очень важно для хороших взаимоотношений, в том числе и для тех, кто окажется вашим спутником в будущем. Давайте попробуем представить, какой может быть ваша собственная семья и взаимоотношения между ее членами».

Приглашается добровольный участник. Инструкция: «Вам предстоит создать живую скульптуру своей будущей семьи, ставя на место ее членов своих одноклассников. Свою роль (жены/мужа) вы можете играть сами, а можете и назначить кого-то из товарищей. Итак, какой будет ваша семья? Сколько членов семьи, кто они, какие, чем занимаются? Попытайтесь передать характер взаимоотношений между членами семьи. Например, если жена обладает властью, попросите ее стать на стул, «слепите» мимику ее лица, используйте жесты, позы. Если муж и жена находятся в теплых, дружеских отношениях, попросите их обнять друг друга или взяться за руки. Какие у них взаимоотношения с детьми, другими родственниками (если они есть)? Вы можете использовать любое пространство комнаты, предметы, все, что необходимо для вашего творчества».

Когда скульптура готова, можно спросить ее «составные части», как они себя чувствуют, нравятся ли им их роли, нравится ли скульптура. Подобные вопросы нужно задать и самому скульптору, спросить, не хочет ли он что-то изменить. Если есть время и желание у других учащихся, можно создать несколько таких скульптур. Если детей много (большой класс), можно параллельно создавать две скульптуры.

«Рефлексия» (10 мин.). Передавая мячик по кругу, подростки отвечают на вопросы: «Лично я для себя на занятиях узнал (открыл) …» или «Самым интересным (важным) для меня на этих занятиях было …). Ведущий благодарит всех за участие и откровенность и прощается с ребятами.

Примечание. Как вариант в качестве рефлексии (или дополнения) можно использовать следующее упражнение.

«Вертушка впечатления». Каждому участнику выдается небольшой (7 х 30 см) лист бумаги и ручка. Внизу листа нужно написать свою фамилию и имя. В центре круга участников ведущий устанавливает табличку с надписью: «Какое впечатление производит этот человек, что в нем есть привлекательного, приятного?» Далее он объясняет, что сейчас свои листики все будут передавать по кругу и тот, кто получил чей-то лист (снизу подписанный), в верхней его части отвечает на предложенный на табличке вопрос и записывает свое впечатление о том человеке, листок которого к нему пришел. Написав, он загибает сверху листок, закрывая свою надпись, и передает его дальше. Следующий участник записывает свое впечатление о человеке ниже и тоже загибает лист и передает его. И так, пока лист не вернется к хозяину. Ведущий несколько раз обращает внимание на вопрос и напоминает: писать следует только хорошее, приятное. Таким образом, каждый от всей группы получает положительную рефлексию.


ПРИЛОЖЕНИЕ

К первому занятию

Примеры карточек –
незаконченных предложений

– Мне кажется, что лица противоположного пола…

– Я считаю, что настоящий мужчина — это тот, кто…

– Я не люблю, когда юноши (девушки)…

– Я считаю, что любовь и секс…

– Ревность — это…

– Любовь — это…

– Я не понимаю, почему юноши (девушки)…

– С лицами противоположного пола у нас много общего, например…

– Главное для девушки — это…

– В своей будущей семье я…

– Я мечтаю… и т.п.

Ко второму занятию

Список заданий для мальчиков

Коллективно закончите следующие фразы
(дайте ответы):

– Назовите пять причин, почему девушки могут не вызывать симпатии (не нравиться).

– Назовите пять причин (качеств), по которым девушка всегда будет симпатична, интересна, привлекательна.

– Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, юноши (то есть вы) нравятся или не нравятся девушкам.

– Девушки не правы, когда думают…

– Мы никогда не согласимся на… (с тем, что…)

– Мы бы хотели пожелать девушкам…

Список заданий для девочек

Коллективно закончите следующие фразы
(дайте ответы):

– Назовите пять причин, почему юноши могут не вызывать симпатий (не нравиться девушкам).

– Назовите пять причин (качеств), по которым парень всегда будет симпатичен, интересен, привлекателен.

– Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, девушки (то есть вы) нравятся или не нравятся юношам.

– Юноши не правы, когда думают…

– Мы никогда не согласимся на… (с тем, что…)

– Мы бы хотели пожелать юношам…

ЛИТЕРАТУРА

1. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. – СПб.: Питер, 2002.

2. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. – М.: Айрис пресс, 2004.

Оксана ПЯТАКОВА,
психолог
УО «Марьиногорская государственная гимназия»,
Республика Беларусь