|
НОМИНАЦИЯ:
«Работа со школьниками: игры, тренинги,
индивидуальные и групповые занятия» |
Символ сотрудничества
Практическое занятие для педагогов-психологов
и старших воспитателей дошкольных
образовательных учреждений
Цель: способствовать оптимизации
взаимодействия методической и психологической
служб в ДОУ.
Задачи:
— рассмотреть сферу пересечения в работе
педагога-психолога и старшего воспитателя
детского сада;
— способствовать осознанию специалистами
своей функциональной ниши;
— проанализировать содержание запросов
субъектов образовательного пространства к
педагогу-психологу, выделить их методический и
психологический аспекты;
— определить перспективу работы и пути
реализации вопросов, направленных на сближение
ценностных ориентаций, установок, потребностей и
достижения взаимопонимания.
Материалы: анкеты; листы бумаги (на каждого);
булавки; 3–4 веревки (ленты); 3–4 карточки с
задачами годового плана ДОУ, разделенные
пополам; таблица «Сферы пересечения в работе
педагога-психолога и старшего воспитателя ДОУ»;
лента (общая); кассета со спокойной музыкой; 3–4
карточки-«запроса»; таблица «Различия в
предмете, условиях и установках по отношению к
ребенку»; пластилин; кораблик; магнитофон.
Предварительная работа: анкетирование
старших воспитателей и педагогов-психологов ДОУ
по специально разработанной анкете (приложение
1).
Анкетирование позволяет проанализировать
реальное состояние взаимодействия специалистов
ДОУ. Данное занятие можно модифицировать в
зависимости от полученных результатов
анкетирования.
1. Знакомство
Ведущий. Прошу вас написать имя, которым вы
хотели бы называться здесь сегодня. По желанию
надпись можно дополнить рисунком, символом,
знаком — на ваше усмотрение.
Ознакомьтесь с надписями каждого участника
нашего занятия. Для этого мы встанем и будем
свободно перемещаться по залу.
2. Упражнение «Фигуры»
а) Организационный момент
Ведущий. Встаньте, пожалуйста, в две шеренги:
отдельно педагоги-психологи, отдельно старшие
воспитатели. Постройтесь по стажу работы,
начиная от большего к меньшему.
Предлагаю старшим воспитателям рассчитаться
следующим способом: «утро — день — вечер».
Постарайтесь запомнить название своего времени
суток при расчете.
Предлагаю педагогам-психологам рассчитаться
таким же способом, но начиная с вечера: «вечер —
утро — день».
А теперь объединитесь в 3 подгруппы: по временам
суток.
б) Упражнение «Фигуры»
Ведущий. В своих подгруппах возьмитесь за
веревку, связанную в кольцо. Ваша задача — с
закрытыми глазами, переговариваясь, построить из
этой веревки фигуру, которую я назову (квадрат,
треугольник, круг, прямоугольник).
в) Рефлексия. какие трудности вы испытали
во время выполнения данного упражнения?
3. Групповая работа
а) Сообщение результатов анкетирования
педагогов-психологов и старших воспитателей
Ведущий представляет результаты анкетирования
по вопросам скоординированности работы, точек
соприкосновения в деятельности, причин
несогласованности во взаимодействии старших
воспитателей и педагогов-психологов.
Специалисты могут видеть точки
соприкосновения в повышении компетентности
педагогов и родителей, сопровождении
педагогического процесса (реализации
программных задач ДОУ, организации
предметно-развивающей среды, совместном
посещении и анализе занятий), в планировании.
Как возможные причины несогласованности во
взаимодействии педагога-психолога и старшего
воспитателя могут отмечаться недостаточно
продуманное планирование или его отсутствие,
неглубокое осмысление возможностей друг друга и
недостаточно четкое распределение функций.
б) Работа в подгруппах
Ведущий. Сегодня у нас есть уникальная
возможность приобрести опыт более глубокого
понимания и осмысления возможностей друг друга,
а также поиска точек соприкосновения при
реализации задач ДОУ через планирование.
(Каждой подгруппе раздается карточка-задание с
одной из задач годового плана работы ДОУ.)
Исходя из предложенной задачи годового плана
определите содержание деятельности
педагога-психолога и старшего воспитателя по ее
реализации и предложите формы проведения работы.
Примеры задач годового плана
— Реализовать требования ГОСТа по развитию
творческой активности детей в театрализованной
деятельности.
— Реконструировать макро- и микросреду в
соответствии с требованиями ГОСТа.
— Повысить уровень
коррекционно-воспитательной работы в ДОУ путем
обеспечения взаимосвязи образовательных и
коррекционных программ.
— Добиться повышения уровня развития
конструктивных умений у детей во всех возрастных
группах в соответствии с требованиями ГОСТа.
в) Защита результатов групповой работы
Ведущий. Теперь представителю от каждой
группы необходимо защитить результаты групповой
работы.
г) Вывод. осознание собственной
функциональной ниши и мест пересечения в работе
с другими специалистами поможет наладить
эффективное взаимодействие между ними (см. табл.
1). Ведущий комментирует содержание таблицы.
Таблица 1
Сферы пересечения в работе педагога-психолога
и старшего воспитателя ДОУ
Педагог-психолог |
Старший воспитатель |
Проводит работу:
— по психологическому просвещению
родителей;
— по повышению психологической
компетентности педагогов;
— по предупреждению возможных
осложнений в связи с переходом воспитанников на
следующую возрастную ступень |
Проводит работу:
— по педагогическому просвещению
родителей;
— по повышению квалификации педагогов;
— по контролю за реализацией
воспитательно-образовательных программ для
детей |
4. Упражнение «Море»
Направлено на поддержание работоспособности,
развитие сплоченности, чувства общности и
взаимного доверия, проводится под спокойную
музыку.
Ведущий. Займите место внутри кольца,
которое сделано из ленты. Равномерно
распределитесь по окружности, слегка
облокотившись на ленту. Руки при этом остаются
свободными. Расслабьтесь: круг поддерживается за
счет каждого из вас. Постарайтесь найти для себя
в круге удобное положение.
А сейчас мы превращаемся в сказочное море. В
море волна накатывает и откатывает, накатывает и
откатывает. Свежий морской воздух дает бодрость
духа, а легкий ветерок надувает паруса кораблика.
И «он плывет себе в волнах на раздутых парусах». А
теперь мы — водоросли. Волна играет водорослями.
Они колышутся и трепещут, колышутся и трепещут.
Ветер стих. Наступил полный штиль. Воздух
прозрачен и свеж. Морская гладь навевает
спокойствие и умиротворенность.
А теперь займите свои места.
5. Информация
Ведущий. Опыт становления дошкольной
психологической службы содержит немало
достижений. Осуществлена детальная разработка
таких проблем, как психологическая готовность
детей к школе, ее диагностика, созданы условия
для интеллектуального развития детей,
обеспечения условий развивающего общения. В то
же время обозначились противоречия, затруднения:
отсутствует ясность в разграничении
функциональных обязанностей педагогической и
психологической практики, до сих пор еще четко не
определен предмет их деятельности,
нормативно-правовая основа работы. Существуют
заблуждения, касающиеся «всесилия» психолога в
решении всех проблем воспитания и обучения детей
в детском саду и вопросов повышения
профессионализма педагогических кадров.
Существует также не совсем правильная точка
зрения, согласно которой психолог в системе
образования работает только по заказу
администрации, педагогов и родителей. А если
таких заказов нет или они малочисленны, да еще и
не всегда достаточно вразумительны — как быть
тогда? Очевидно, что психологическая служба сама
формирует себе «заказы». Этим и определяется
двойственность стратегии формирования видов
деятельности педагога-психолога: с одной стороны
— выполнение «заказов», а с другой — инициатива,
целиком основанная на профессиональной
компетентности самого психолога. Успешность
функционирования психологической службы
зависит от гармоничного сочетания этих двух
стратегий.
В большинстве случаев «заказы», «запросы» на
работу психолога имеются, однако они не всегда
являются адекватными. Неадекватность может
проявляться в отношении цели, содержания,
методов и специфики работы психолога.
Ведущий сообщает результаты анкетирования на
тему представлений специалистов об их
функциональных обязанностях.
Причинами недостаточной скоординированности
действий специалистов могут являться
неадекватные запросы со стороны администрации и
недостаточно эффективная работа
педагогов-психологов по формированию
адекватного запроса.
6. Групповая работа
Каждой подгруппе раздаются карточки с
запросом.
Ведущий. Проанализируйте предлагаемый
запрос. Выделите его методический и
психологический аспекты и продумайте цель и
содержание работы старшего воспитателя и
педагога-психолога по этому запросу.
Карточка 1
Администрация предъявляет запрос к
педагогу-психологу: «Вы должны постоянно
присутствовать в группах, где находятся
малоопытные воспитатели, и помогать им
налаживать работу».
Карточка 2
Воспитатель приводит в кабинет психолога
ребенка и говорит: «Оставьте его у себя в
кабинете и успокойте. Он мешает мне и детям на
занятии, толкает соседей, выкрикивает с места,
вскакивает и ходит по группе».
Карточка 3
После того как педагог-психолог провел
диагностическое обследование
социально-психологического климата в
педагогическом коллективе, со стороны
администрации поступил запрос: рассказать о
социальном статусе конкретного воспитателя.
Карточка 4
Администрация обращается с запросом к
педагогу-психологу: дать консультацию педагогам
по теме «Планирование игровой деятельности».
Вывод. Неадекватные запросы
основываются на незнании специфики
психологического труда, а также на недостаточной
работе педагога-психолога по формированию
адекватных запросов.
7. Обобщение результатов групповой работы
и подведение итогов
Участникам предлагается для ознакомления
демонстрационная таблица.
Таблица 2
Различия в предмете, условиях и
установках по отношению к ребенку
Параметры
сравнения |
Психология |
Педагогика |
Предмет |
Психика ребенка и
закономерности ее развития |
Процесс
воспитания и обучения |
Условия |
Педагогический
процесс |
Психика ребенка и
закономерности ее развития |
Уровень контроля |
Минимальный
контроль, предпочтение либерального стиля
общения с ребенком |
Высокий уровень
контроля, склонность к авторитарному стилю
общения |
Позиция в отношении
ребенка |
Безоценочность |
Оценочность |
Вывод. Эти различия могут
являться причиной осложнений во взаимодействии
педагогов и психологов. Есть некоторые основания
считать, что несогласованность действий
педагогов и психологов — не из-за отсутствия
желания работать совместно, а из-за
принципиальных различий в предмете, содержании
их деятельности. Данный вопрос нуждается в
глубоком осмыслении как в теории, так и в
методической проработке педагогической и
психологической практики.
8. Упражнение «Символ сотрудничества»
С использованием метода формокоррекционной
ритмопластики.
Ведущий. А сейчас мы предлагаем вам
заняться лепкой. Сначала мы вылепим куб. Когда мы
лепим куб, пальцы делают собирающие движения.
Теперь этот куб давайте превратим в шар. Когда
катаем шар, мы совершаем сжимающие, удерживающие
движения.
Превратим шар в плоскость. Когда лепим
плоскость, мы растираем пластилин
разглаживающими движениями.
Теперь, объединившись в пары
«психолог—методист», договоритесь о том, как
вылепить идею вашего сотрудничества, и совместно
воплотите ее в реальность. Облекая свою идею в
пластилиновую форму, постарайтесь запомнить
смысл, который вы вкладывали в этот символ, чтобы
потом представить его группе.
(Совместная лепка. Презентация работы.)
Вы заметили гармонизирующие изменения? Мы
фактически своими руками изменяем внутреннюю и
внешнюю ситуацию к лучшему. И это настоящее
волшебство. В нашей лепке нет образцов.
Единственным проводником был творец, живущий
внутри нас. Когда он в нас просыпается, мы
уверенно говорим: «Я могу!» Лепка дает нам
возможность увидеть, почувствовать и осознать
взаимовлияние пластики движений наших пальцев и
создаваемой формы. Мы убеждаемся в том, как много
зависит от наших действий. И это, с одной стороны,
накладывает на нас ответственность, а с другой —
открывает фантастические возможности
позитивных изменений.
9. Рефлексия дня
Ощущения и впечатления о проведенной работе.
Авторы-составители:
Наталия ЛУНЬКОВА,
педагог-психолог, МДОУ № 12
Светлана МЕДВЕДЕВА,
педагог-психолог, МДОУ № 32,
г. Выкса, Нижегородская область
ЛИТЕРАТУРА
1. Дьячкова С. Учимся сотрудничать //
Школьный психолог. — 2004. — № 44.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.
Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2003.
3. Овчарова Р.Ф. Практическая психология в
начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996.
4. Овчарова Р.Ф. Технологии практического
психолога образования: Учебное пособие для
студентов вузов и практических работников. — М.:
ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.
5. Чиркова Т.И. Психологическая служба в
детском саду (личностно-ориентированное
обучение). Пособие для психологов и специалистов
дошкольного образования. — Н. Новгород: НИРО, 1997.
6. Чиркова Т.И. и др. Практическая психология
в системе дошкольного образования:
Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.И.
Чирковой. — Н. Новгород: Нижегородский
гуманитарный центр, 2003. |