Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2007


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»

Символ сотрудничества

Практическое занятие для педагогов-психологов
и старших воспитателей дошкольных
образовательных учреждений

Цель: способствовать оптимизации взаимодействия методической и психологической служб в ДОУ.

Задачи:

рассмотреть сферу пересечения в работе педагога-психолога и старшего воспитателя детского сада;

— способствовать осознанию специалистами своей функциональной ниши;

— проанализировать содержание запросов субъектов образовательного пространства к педагогу-психологу, выделить их методический и психологический аспекты;

— определить перспективу работы и пути реализации вопросов, направленных на сближение ценностных ориентаций, установок, потребностей и достижения взаимопонимания.

Материалы: анкеты; листы бумаги (на каждого); булавки; 3–4 веревки (ленты); 3–4 карточки с задачами годового плана ДОУ, разделенные пополам; таблица «Сферы пересечения в работе педагога-психолога и старшего воспитателя ДОУ»; лента (общая); кассета со спокойной музыкой; 3–4 карточки-«запроса»; таблица «Различия в предмете, условиях и установках по отношению к ребенку»; пластилин; кораблик; магнитофон.

Предварительная работа: анкетирование старших воспитателей и педагогов-психологов ДОУ по специально разработанной анкете (приложение 1).

Анкетирование позволяет проанализировать реальное состояние взаимодействия специалистов ДОУ. Данное занятие можно модифицировать в зависимости от полученных результатов анкетирования.

1. Знакомство

Ведущий. Прошу вас написать имя, которым вы хотели бы называться здесь сегодня. По желанию надпись можно дополнить рисунком, символом, знаком — на ваше усмотрение.

Ознакомьтесь с надписями каждого участника нашего занятия. Для этого мы встанем и будем свободно перемещаться по залу.

2. Упражнение «Фигуры»

а) Организационный момент

Ведущий. Встаньте, пожалуйста, в две шеренги: отдельно педагоги-психологи, отдельно старшие воспитатели. Постройтесь по стажу работы, начиная от большего к меньшему.

Предлагаю старшим воспитателям рассчитаться следующим способом: «утро — день — вечер». Постарайтесь запомнить название своего времени суток при расчете.

Предлагаю педагогам-психологам рассчитаться таким же способом, но начиная с вечера: «вечер — утро — день».

А теперь объединитесь в 3 подгруппы: по временам суток.

б) Упражнение «Фигуры»

Ведущий. В своих подгруппах возьмитесь за веревку, связанную в кольцо. Ваша задача — с закрытыми глазами, переговариваясь, построить из этой веревки фигуру, которую я назову (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

в) Рефлексия. какие трудности вы испытали во время выполнения данного упражнения?

3. Групповая работа

а) Сообщение результатов анкетирования педагогов-психологов и старших воспитателей

Ведущий представляет результаты анкетирования по вопросам скоординированности работы, точек соприкосновения в деятельности, причин несогласованности во взаимодействии старших воспитателей и педагогов-психологов.

Специалисты могут видеть точки соприкосновения в повышении компетентности педагогов и родителей, сопровождении педагогического процесса (реализации программных задач ДОУ, организации предметно-развивающей среды, совместном посещении и анализе занятий), в планировании.

Как возможные причины несогласованности во взаимодействии педагога-психолога и старшего воспитателя могут отмечаться недостаточно продуманное планирование или его отсутствие, неглубокое осмысление возможностей друг друга и недостаточно четкое распределение функций.

б) Работа в подгруппах

Ведущий. Сегодня у нас есть уникальная возможность приобрести опыт более глубокого понимания и осмысления возможностей друг друга, а также поиска точек соприкосновения при реализации задач ДОУ через планирование.

(Каждой подгруппе раздается карточка-задание с одной из задач годового плана работы ДОУ.)

Исходя из предложенной задачи годового плана определите содержание деятельности педагога-психолога и старшего воспитателя по ее реализации и предложите формы проведения работы.

Примеры задач годового плана

— Реализовать требования ГОСТа по развитию творческой активности детей в театрализованной деятельности.

— Реконструировать макро- и микросреду в соответствии с требованиями ГОСТа.

— Повысить уровень коррекционно-воспитательной работы в ДОУ путем обеспечения взаимосвязи образовательных и коррекционных программ.

— Добиться повышения уровня развития конструктивных умений у детей во всех возрастных группах в соответствии с требованиями ГОСТа.

в) Защита результатов групповой работы

Ведущий. Теперь представителю от каждой группы необходимо защитить результаты групповой работы.

г) Вывод. осознание собственной функциональной ниши и мест пересечения в работе с другими специалистами поможет наладить эффективное взаимодействие между ними (см. табл. 1). Ведущий комментирует содержание таблицы.

Таблица 1

Сферы пересечения в работе педагога-психолога
и старшего воспитателя ДОУ

Педагог-психолог

Старший воспитатель

Проводит работу:

— по психологическому просвещению родителей;

— по повышению психологической компетентности педагогов;

— по предупреждению возможных осложнений в связи с переходом воспитанников на следующую возрастную ступень

Проводит работу:

— по педагогическому просвещению родителей;

— по повышению квалификации педагогов;

— по контролю за реализацией воспитательно-образовательных программ для детей

4. Упражнение «Море»

Направлено на поддержание работоспособности, развитие сплоченности, чувства общности и взаимного доверия, проводится под спокойную музыку.

Ведущий. Займите место внутри кольца, которое сделано из ленты. Равномерно распределитесь по окружности, слегка облокотившись на ленту. Руки при этом остаются свободными. Расслабьтесь: круг поддерживается за счет каждого из вас. Постарайтесь найти для себя в круге удобное положение.

А сейчас мы превращаемся в сказочное море. В море волна накатывает и откатывает, накатывает и откатывает. Свежий морской воздух дает бодрость духа, а легкий ветерок надувает паруса кораблика. И «он плывет себе в волнах на раздутых парусах». А теперь мы — водоросли. Волна играет водорослями. Они колышутся и трепещут, колышутся и трепещут.

Ветер стих. Наступил полный штиль. Воздух прозрачен и свеж. Морская гладь навевает спокойствие и умиротворенность.

А теперь займите свои места.

5. Информация

Ведущий. Опыт становления дошкольной психологической службы содержит немало достижений. Осуществлена детальная разработка таких проблем, как психологическая готовность детей к школе, ее диагностика, созданы условия для интеллектуального развития детей, обеспечения условий развивающего общения. В то же время обозначились противоречия, затруднения: отсутствует ясность в разграничении функциональных обязанностей педагогической и психологической практики, до сих пор еще четко не определен предмет их деятельности, нормативно-правовая основа работы. Существуют заблуждения, касающиеся «всесилия» психолога в решении всех проблем воспитания и обучения детей в детском саду и вопросов повышения профессионализма педагогических кадров. Существует также не совсем правильная точка зрения, согласно которой психолог в системе образования работает только по заказу администрации, педагогов и родителей. А если таких заказов нет или они малочисленны, да еще и не всегда достаточно вразумительны — как быть тогда? Очевидно, что психологическая служба сама формирует себе «заказы». Этим и определяется двойственность стратегии формирования видов деятельности педагога-психолога: с одной стороны — выполнение «заказов», а с другой — инициатива, целиком основанная на профессиональной компетентности самого психолога. Успешность функционирования психологической службы зависит от гармоничного сочетания этих двух стратегий.

В большинстве случаев «заказы», «запросы» на работу психолога имеются, однако они не всегда являются адекватными. Неадекватность может проявляться в отношении цели, содержания, методов и специфики работы психолога.

Ведущий сообщает результаты анкетирования на тему представлений специалистов об их функциональных обязанностях.

Причинами недостаточной скоординированности действий специалистов могут являться неадекватные запросы со стороны администрации и недостаточно эффективная работа педагогов-психологов по формированию адекватного запроса.

6. Групповая работа

Каждой подгруппе раздаются карточки с запросом.

Ведущий. Проанализируйте предлагаемый запрос. Выделите его методический и психологический аспекты и продумайте цель и содержание работы старшего воспитателя и педагога-психолога по этому запросу.

Карточка 1

Администрация предъявляет запрос к педагогу-психологу: «Вы должны постоянно присутствовать в группах, где находятся малоопытные воспитатели, и помогать им налаживать работу».

Карточка 2

Воспитатель приводит в кабинет психолога ребенка и говорит: «Оставьте его у себя в кабинете и успокойте. Он мешает мне и детям на занятии, толкает соседей, выкрикивает с места, вскакивает и ходит по группе».

Карточка 3

После того как педагог-психолог провел диагностическое обследование социально-психологического климата в педагогическом коллективе, со стороны администрации поступил запрос: рассказать о социальном статусе конкретного воспитателя.

Карточка 4

Администрация обращается с запросом к педагогу-психологу: дать консультацию педагогам по теме «Планирование игровой деятельности».

Вывод. Неадекватные запросы основываются на незнании специфики психологического труда, а также на недостаточной работе педагога-психолога по формированию адекватных запросов.

7. Обобщение результатов групповой работы
и подведение итогов

Участникам предлагается для ознакомления демонстрационная таблица.

Таблица 2

Различия в предмете, условиях и установках по отношению к ребенку

Параметры сравнения

Психология

Педагогика

Предмет

Психика ребенка и закономерности ее развития

Процесс воспитания и обучения

Условия

Педагогический процесс

Психика ребенка и закономерности ее развития

Уровень контроля

Минимальный контроль, предпочтение либерального стиля общения с ребенком

Высокий уровень контроля, склонность к авторитарному стилю общения

Позиция в отношении ребенка Безоценочность Оценочность

Вывод. Эти различия могут являться причиной осложнений во взаимодействии педагогов и психологов. Есть некоторые основания считать, что несогласованность действий педагогов и психологов — не из-за отсутствия желания работать совместно, а из-за принципиальных различий в предмете, содержании их деятельности. Данный вопрос нуждается в глубоком осмыслении как в теории, так и в методической проработке педагогической и психологической практики.

8. Упражнение «Символ сотрудничества»

С использованием метода формокоррекционной ритмопластики.

Ведущий. А сейчас мы предлагаем вам заняться лепкой. Сначала мы вылепим куб. Когда мы лепим куб, пальцы делают собирающие движения. Теперь этот куб давайте превратим в шар. Когда катаем шар, мы совершаем сжимающие, удерживающие движения.

Превратим шар в плоскость. Когда лепим плоскость, мы растираем пластилин разглаживающими движениями.

Теперь, объединившись в пары «психолог—методист», договоритесь о том, как вылепить идею вашего сотрудничества, и совместно воплотите ее в реальность. Облекая свою идею в пластилиновую форму, постарайтесь запомнить смысл, который вы вкладывали в этот символ, чтобы потом представить его группе.

(Совместная лепка. Презентация работы.)

Вы заметили гармонизирующие изменения? Мы фактически своими руками изменяем внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему. И это настоящее волшебство. В нашей лепке нет образцов. Единственным проводником был творец, живущий внутри нас. Когда он в нас просыпается, мы уверенно говорим: «Я могу!» Лепка дает нам возможность увидеть, почувствовать и осознать взаимовлияние пластики движений наших пальцев и создаваемой формы. Мы убеждаемся в том, как много зависит от наших действий. И это, с одной стороны, накладывает на нас ответственность, а с другой — открывает фантастические возможности позитивных изменений.

9. Рефлексия дня

Ощущения и впечатления о проведенной работе.

Авторы-составители:
Наталия ЛУНЬКОВА,
педагог-психолог, МДОУ № 12
Светлана МЕДВЕДЕВА,
педагог-психолог, МДОУ № 32,
г. Выкса, Нижегородская область

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьячкова С. Учимся сотрудничать // Школьный психолог. — 2004. — № 44.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2003.

3. Овчарова Р.Ф. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996.

4. Овчарова Р.Ф. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.

5. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду (личностно-ориентированное обучение). Пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. — Н. Новгород: НИРО, 1997.

6. Чиркова Т.И. и др. Практическая психология в системе дошкольного образования: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.И. Чирковой. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003.