|
НОМИНАЦИЯ:
«Работа со школьниками: игры, тренинги,
индивидуальные и групповые занятия» |
Тропинка к школе
Занятия по подготовке детей к школе
Детей, не готовых к школьному
обучению, характеризует слабая воля как
результат недоразвития
аффективно-познавательной сферы. Маленький
ребенок не может сознательно выполнять то, что
ему неинтересно и не нужно. Но как только
деятельность приобретает для него смысл,
появляется и сознательное поведение.
Занятия проводятся с детьми до школы (в
мае–июне).
Необходимое обеспечение: небольшое
зеркальце, тетради в клеточку, индивидуальные
карточки (зан. 2, упр. 3), карточки с различными
предметами (зан. 2, упр. 6).
Занятия можно проводить 2–3 раза в неделю по
20–25 минут, затем постепенно увеличивая время.
Важно, чтобы обстановка на занятиях была
доброжелательной.
Занятие 1
1. Установочная физминутка:
Дождик капнул на ладошку (правой рукой
касаемся левой),
На цветы (круговое движение правой руки),
И на дорожку (обе руки перед собой).
Льется, льется — ой-ой-ой! (покачивание головы),
Побежали мы домой (бег на месте).
Прибежали мы домой и сели (садимся).
2. — Наш язычок тоже живет в домике за
заборчиком. Покажите свой заборчик в зеркальце,
почистите заборчик языком (дети «чистят»
внутреннюю сторону зубов). Надоело языку
сидеть за заборчиком и решил он погулять: вышел и
смотрит, есть ли лужи на земле (язык широкий на
нижней губе). Затем посмотрел, есть ли солнышко
на небе (язык широкий на верхней губе).
3. — Видит — в небе идет дождь. Сейчас я вам буду
говорить, как идет дождь: быстро или медленно:
кап… кап... кап... А вы пальчиком по столу
постучите, покажите, как это бывает (движения
повторяются в разном темпе, дети словно играют на
фортепиано).
4. — А теперь в тетрадях покажем, как идет дождь:
ставим точку в уголок каждой клетки. Можно
капельки рисовать синим цветом? Почему? А
зеленым? Почему? Красным? Почему?
5. — Сначала дождь капал, а теперь он стал
сильнее. Вот что получилось на стекле.
Ручейки по стеклу могут бить и сильнее — в две
клеточки.
Но вот дождь закончился, и мы можем поиграть.
Если вы услышите звук [к], то хлопните в ладоши:
конь, луна, клубок, сани, самолет, каша, кораблик,
поезд.
6. — Теперь мы будем играть в «Волшебный
мешочек».
В мешочке находятся знакомые детям игрушки
различной формы. Ребенок должен, ощупывая
игрушку в мешочке, назвать ее.
Занятие 2
1. Игра «Что слышно?». Психолог предлагает
детям послушать и запомнить то, что происходит за
дверью. Затем надо рассказать, что услышали.
2. Артикуляционная гимнастика
— Давайте поиграем на различных музыкальных
инструментах: на трубе — губы трубочкой, звук [у].
На барабане — язык ударяет в бугорочки за
верхними зубами. Сели в лодочку, подняли парус
(язык упирается в бугорочек за верхними зубами,
рот открыт). Посмотрите внимательно в зеркало и
скажите, на какую геометрическую фигуру похож
парус? (На треугольник.)
3. Найти и показать на рисунке пять
треугольников и один четырехугольник. (Индивидуальная
карточка.)
4. Игра «Сосчитай, сообщи секрет на ушко»
— Заштрихуй яблоки. Посчитай. Нарисуй в третьем
квадрате и заштрихуй. Сообщи соседу на ушко свой
результат.
5. Игра «Продолжи»
— Я начну, а вы продолжите: сливы, абрикос,
яблоки... Как это называется одним словом?
6. Игра «Разложи по заданию»
— Перед вами 6 картинок. Сейчас я назову, что на
них нарисовано. Вы это хорошо запомните и
разложите вновь по порядку.
Занятие 3
1. Фонематическая игра
«Сколько звуков услышали?»
— Если кто-то из вас слышал один звук — ставьте
одну руку на локоть, кто услышал два звука — две
руки на локоть: [с], [ма], [ко], [у], [в].
2. — Сегодня мы пойдем в лес. Для этого нарисуем
елки.
3. — Дети, вспомните, какие ягоды и грибы со
звуком [р] вы знаете?
4. — Пошли обратно и заблудились, и ежик с нами
заблудился. Поможем ему попасть домой (индивидуальный
лабиринт).
5. — Выбрались из лабиринта, встретили лошадку,
сели и поехали (прищелкиваем языком). Пересели на
качели (язык поднимается за верхние зубы, затем
опускается за нижние). Прокатились на горке
(выгибание спинки языка при опущенном вниз
кончике).
6. — Добрались домой и поиграли в «Четыре
лишних».
Игру можно проводить с картинками или путем
перечисления: стол, стул, шкаф, яблоко; ложка,
книга, ваза, кастрюля и т.д.
На каждом этапе детей можно поощрять, например,
кружочками. Но главное, что сам ребенок и
психолог видят, как идет развитие, продвижение
вперед.
Елена ФЕДОРОВА,
педагог-психолог МОУ СОШ,
п. Янталь,
Усть-Кутский район, Иркутская область
|