|
НОМИНАЦИЯ:
«Родители учащихся и психолог: формы и методы
сотрудничества» |
НАМ ПО ПУТИ
Программа организации просвещения родителей
в условиях дошкольного учреждения
По данным многочисленных
источников, число соматически и психически
ослабленных детей за последние годы
катастрофически возросло. Именно поэтому
здоровье детей сегодня выступает одной из
основополагающих ценностей образования. По
мнению специалистов, главной целью дошкольного
учреждения и его структурных подразделений
является обеспечение условий психического и
физического здоровья дошкольников. В
соответствии с «Положением о службе
практической психологии в системе Министерства
образования РФ» от 22.10.99 № 636, основной целью деятельности
психологической службы в учреждении образования
также задается обеспечение психологического
здоровья детей.
Психологическое здоровье предполагает
здоровье психическое, в основе которого лежит
полноценное психическое развитие ребенка на
всех этапах детства. Известно, что ребенку для
обеспечения условий здоровой и полноценной
жизни необходим взрослый человек. В норме
взрослые «обеспечивают ребенку презумпцию
человечности — право и возможность стоять на
человеческом пути развития, по мере взросления
становиться действительным автором
собственного развития» (В.И.Слободчиков, А.В.Шувалов).
Особая ответственность за развитие и
полноценное взросление ребенка лежит на
значимых взрослых — родителях, воспитателях,
педагогах. Сегодня не требует дополнительных
доказательств положение, что только в
сотрудничестве семьи и дошкольного учреждения
возможно оказание эффективного влияния на
полноценное и гармоничное развитие детей. Семья
и детский сад способны оказывать глубокое и
разностороннее влияние на развитие личности
ребенка, но только в том случае, когда значимый в
жизни ребенка взрослый отнюдь не статист и не
безучастный свидетель.
Доказано, что нарушения психического здоровья
гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в
ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми.
Причем в последние годы в научный оборот введено
понятие «антропогения», обозначающее особую
форму нарушения психологического здоровья в
детском возрасте, детерминированную дисфункцией
детско-взрослой общности.
Не секрет, что в современном обществе
недостаточно развита культура взаимоотношений,
предполагающая и интерес к другому человеку, и
уважение особенностей его личности, и умение,
желание разобраться в своих собственных
отношениях, переживаниях, поступках. Сегодня во
многих семьях возникает множество конфликтов, в
основе которых лежит психологическая глухота
родителей, супругов, неумение и нежелание
прислушиваться друг к другу, понять, простить,
уступить и пр. В связи с этим целенаправленная
работа образовательного учреждения, включая
входящую в его структуру психологическую службу,
с семьей представляет собой чрезвычайно актуальное
и значимое направление деятельности в системе
дошкольного образования.
Одним из ключевых направлений деятельности
психологической службы нашего дошкольного
образовательного учреждения выбрано психологическое
просвещение. Оно предполагает
формирование у родителей, педагогов и
администрации потребности в психологических
знаниях, желания использовать их в интересах
собственного развития; создание условий для
полноценного развития детей на каждом этапе
дошкольного детства, а также в своевременном
предупреждении возможных нарушений в
становлении личности.
Специфика
психологического просвещения в условиях
образовательного учреждения состоит в том, что
оно носит одновременно и профилактический, и соб-
ственно образовательный характер. В первом
случае речь идет о предупреждении отклонений в
развитии и поведении детей посредством
информирования родителей и педагогов. Предметом
информирования выступают причины возникновения
отклонений, признаки, свидетельствующие об их
наличии, а также возможные последствия в
дальнейшем развитии ребенка. Во втором случае
имеется в виду ознакомление родителей и
педагогов с различными областями
психологических знаний, способствующих
самопознанию, познанию окружающего, включая
сферу человеческих взаимоотношений.
Очевидно, что психологическое просвещение
теснейшим образом связано с психологической
профилактикой, предполагающей предупреждение
возникновения депривационных типов развития и
явлений дезадаптации детей, разработку
конкретных рекомендаций родителям (законным
представителям) по оказанию помощи в вопросах
воспитания, образования и развития ребенка.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
«Нам по пути» |
Разработчик программы
(Ф.И.О., должность) |
Белобрыкина Ольга
Альфонсасовна,
педагог-психолог высшей квалификационной
категории |
Учреждение, район |
НДОУ Д/С № 163 «Гармония», г.
Новосибирск |
Цель программы |
Повышение психологической
культуры родителей |
Задачи программы |
• устранение дефицита
психологических знаний, умений и навыков,
необходимых родителям как в организации
оптимального педагогического взаимодействия с
детьми, так и в самых разнообразных жизненных
ситуациях. • профилактика депривационных
типов развития ребенка.
• оптимизация детско-родительских
отношений.
• популяризация результатов новейших
психологических исследований, важных для
организации жизнедеятельности и межличностного
взаимодействия детей со взрослыми и
сверстниками.
• развитие у родителей потребности в
психологических знаниях и желание использовать
их в реальном взаимодействии с детьми.
• формирование у родителей позиции
заинтересованного и активного участника
образовательного процесса |
Адресная группа |
Родители детей всех
возрастных групп НДОУ |
Срок реализации |
В течение учебного года |
Исполнители |
Педагог-психолог с
привлечением (по мере необходимости)
воспитателей, медицинских и профильных
специалистов учреждения образования |
Ожидаемые результаты |
• заинтересованность в
психологических знаниях о специфике воспитания
и обучения детей на ранних этапах онтогенеза. • увеличение
численности родителей, посещающих занятия школы
по психологическому просвещению.
• адекватное применение родителями
психологических знаний в практике собственной
жизнедеятельности и взаимодействии с детьми |
ПРИМЕРНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
СЕМЕЙНОГО ЗАПРОСА
1. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОЧИНЕНИЕ "МОЙ
РЕБЕНОК"
Инструкция
Уважаемый ___________________________________
Вам необходимо максимально полно в свободной
форме написать сочинение-рассказ о своем
ребенке. Сообщите о нем самое главное, поделитесь
своими переживаниями. Объем сочинения не
ограничен.
2. ОБРАЗЦЫ АНКЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Предлагаем вам принять участие в анкетировании с
целью учета интересов вашего ребенка
в реализации индивидуального подхода к нему.
Укажите, пожалуйста:
Любимая (любимые)
игрушка дома |
Чем любит
заниматься дома? |
На какую тему
задает больше всего вопросов дома? |
С |
С |
С |
Благодарим за участие!
Уважаемые родители!
Предлагаем вам принять участие в
анкетировании с целью формирования репертуара
произведений детской литературы для ваших детей.
Укажите, пожалуйста:
Любимые книги
вашего ребенка |
Любимые
детские журналы
вашего ребенка |
Любимые
мультфильмы вашего ребенка |
Любимые
видеофильмы,
аудиокассеты и т.п. вашего ребенка |
С |
С |
С |
С |
Благодарим за участие!
3. ОБРАЗЕЦ СВОДНОЙ ТАБЛИЦЫ УЧЕТА
ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ
Карта интересов детей __________ группы
№ |
Ф.И. ребенка |
Любимая (любимые)
игрушка дома |
Любимая (любимые)
игрушка в группе |
Чем любит
заниматься дома? |
Чем любит
заниматься в группе? |
На какую тему задает
больше всего
вопросов дома? |
На какую тему задает
больше всего
вопросов в группе? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. ПОКАЗАТЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ
КОНТАКТА ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА
Сравнительный
анализ оценок родителей
и педагогов |
Уровень
установленного
контакта с семьей |
Характеристика
взаимоотношений
педагогов с родителями |
Значительное расхождение
оценок родителей и педагога: более 50 % оценок не
совпадают |
НИЗКИЙ |
Отсутствие
взаимопонимания, неинформированность родителей
об успехах и проблемах ребенка |
Незначительное
расхождение оценок родителей и педагога: не
более 15 % оценок не совпадают |
СРЕДНИЙ |
Несогласованность позиций
педагога и родителей по некоторым вопросам |
Совпадение оценок
родителей и педагога (допускается 5 %
несовпадений) |
ВЫСОКИЙ |
Педагоги и родители
являются единомышленниками в вопросах
образования ребенка. Родители хорошо
информированы о достижениях и проблемах ребенка,
владеют способами оценки показателей развития |
5. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГРУППОВОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ШКОЛЫ "НАМ ПО ПУТИ"
№ |
Тема |
Группа |
Форма |
Исполнители |
1 |
Роль природных свойств ребенка и
условий его жизни в психическом развитии |
1-я и 2-я младшие |
Диалоговая лекция |
Педагог-психолог,
воспитатели |
2 |
Развивающее значение продуктивных
видов детской деятельности: изобразительная
деятельность, конструирование и т.п. |
Все |
Семинар-практикум |
Педагог-психолог,
воспитатели |
3 |
Психологические средства достижения
эмоционального благополучия детей и взрослых |
Все |
Практикум с элементами
тренинга |
Педагог-психолог |
4 |
Адаптация ребенка к учреждению
образования |
1-я и 2-я младшие |
Лекция-консультация |
Педагог-психолог,
воспитатели |
5 |
Психологическое благополучие ребенка в
семье |
Все |
Семинар-практикум |
Педагог-психолог |
6 |
Особенности взаимодействия и общения с
«трудными» детьми |
Старшая и подготовительная |
Семинар-дискуссия |
Педагог-психолог,
воспитатели,
социальный педагог |
7 |
Возрастные кризисы и условия,
способствующие их благополучному разрешению |
Все |
Проблемная лекция |
Педагог-психолог |
8 |
Влияние родительского отношения на
психическое развитие ребенка |
Все |
Семинар-практикум
с элементами блицконференции |
Педагог-психолог,
социальный педагог |
9 |
О средствах поощрения и наказания детей |
Все |
Семинар-практикум |
Педагог-психолог,
воспитатели |
10 |
Друзья наших детей |
Средняя, старшая,
подготовительная |
Проблемная лекция |
Педагог-психолог,
воспитатели |
11 |
Детские капризы |
1-я и 2-я младшие |
Лекция-консультация
с элементами ролевой игры |
Педагог-психолог,
воспитатели, педиатр |
12 |
Влияние семейных конфликтовна
психическое самочувствие ребенка |
Все |
Лекция-консультация |
Педагог-психолог,
социальный педагог |
13 |
Детское воровство: причины, пути
преодоления |
Средняя, старшая,
подготовительная |
Проблемная лекция |
Педагог-психолог,
социальный педагог |
14 |
Готовность ребенка к школьному
обучению |
Старшая, подготовительная |
Круглый стол |
Педагог-психолог,
воспитатели, учитель |
15 |
Игра и игрушка в жизни детей |
Все |
Проблемная лекция
с элементами деловой игры |
Педагог-психолог,
воспитатели, |
16 |
Ребенок-манипулятор |
1-я и 2-я младшие |
Проблемная лекция |
Педагог-психолог,
социальный педагог |
17 |
Личностные и образовательные права и
гарантии ребенка |
Все |
Лекция-консультация |
Социальный педагог,
заведующая,
педагог-психолог |
6. ЦИКЛИЧНОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛЫ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
№ |
Категория
родителей |
Периодичность
мероприятий |
Кол-во занятий
в год |
1 |
Родители детей
раннего и младшего дошкольного возраста |
Первый четверг
месяца |
8–10 |
2 |
Родители детей
среднего дошкольного возраста |
Второй четверг
месяца |
8–10 |
3 |
Родители детей
старшего дошкольного возраста |
Третий четверг
месяца |
10 |
4 |
Родители детей
всех возрастных групп |
Четвертый
четверг месяца |
6–8 |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОГРАММЕ "НАМ ПО ПУТИ"
Тема: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»
Цель: осмысление, актуализация и выбор
методов взаимодействия родителей с ребенком на
основе учета его индивидуальных и возрастных
особенностей.
На доске висит большой плакат с таблицей:
Факторы, влияющие на
развитие ребенка |
Да |
Нет |
1. Планирование беременности |
|
|
2. Ожидание ребенка определенного пола |
|
|
3. Постоянство материнской заботы |
|
|
4. Режим питания |
|
|
5. Наказания |
|
|
6. Поощрения |
|
|
7. Стиль воспитания в семье |
|
|
8. Порядок рождения ребенка в семье |
|
|
9. Имя ребенка. В честь кого его назвали |
|
|
10. Традиции семьи |
|
|
11. Ценности семьи |
|
|
1. Работа с таблицей
Педагог-психолог задает родителям, пришедшим
на семинар, вопрос: «Посмотрите на плакат. Что вы
знаете о важности следующих факторов, влияющих
на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам
важным, поставьте напротив него знак «+»; если
нет, то « — ».
С помощью этой таблицы психолог анализирует
приведенные факторы, обсуждает их с родителями.
2. Упражнение «Младший, старший
или единственный?»
Все участники делятся на подгруппы по признаку
порядка рождения в семье, когда они были детьми:
старшие дети, младшие, единственные. В течение
нескольких минут они должны обговорить и
написать черты характера, присущие им всем. Затем
списки зачитываются, и выясняется, как порядок
рождения повлиял на формирование характера,
почему возникли те или иные черты характера.
Комментарий
Старшему ребенку в семье часто бывают
свойственны: ответственность, добросовестность,
стремление к достижениям, честолюбие. Он нередко
берет на себя некоторые родительские функции,
заботясь о младших детях в семье. Он может
чувствовать себя ответственным за семейное
благополучие, продолжение семейных традиций,
часто становится лидером.
Рождение следующего ребенка приводит к лишению
его исключительной позиции в обладании любовью и
заботой матери и потому часто сопровождается
ревностью к появлению соперника.
Младшему ребенку в семье бывают в большей
мере свойственны: беззаботность, оптимизм,
готовность принимать чужое покровительство. Для
членов своей семьи он может так и остаться
навсегда «малышом», к его достижениям родители,
как правило, относятся менее требовательно.
Средний ребенок может показывать
характеристики как младшего, так и старшего или
их комбинацию. Часто вынужден бороться за то,
чтобы быть замеченным и получить свое место в
семье.
Единственный ребенок оказывается
одновременно самым старшим и самым младшим
ребенком в семье. Более чем какой-либо другой,
единственный ребенок наследует характеристики
своего родителя того же пола. Единственные дети
часто имеют привязанность к родителям на
протяжении всей жизни. Поскольку родители
склонны возлагать большие надежды на своего
единственного ребенка, как и на старшего, он
обычно отличается в школе. Имея меньше
возможностей для игры с другими детьми, он может
уже в детстве походить на маленького взрослого.
Если разница в возрасте составляет больше 5–6
лет, каждый из детей будет приближаться по своим
характеристикам к единственному ребенку. Чем
меньше разница в возрасте, тем более вероятно,
что дети будут вступать в конкуренцию за
достижения между собой.
3. Информация
В качестве информационной части психолог
предлагает некоторые пути, позволяющие сделать
ясной роль ценностей семьи.
При оценке любой человеческой деятельности
обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В
воспитательной деятельности, по-видимому, такой
абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть
родителями, так же как учимся быть мужьями и
женами, как постигаем секреты мастерства и
профессионализма в любом деле.
В родительском труде, как во всяком другом,
возможны и ошибки, и сомнения, и временные
неудачи, поражения, которые сменяются победами.
Воспитание в семье — это та же жизнь: и наше
поведение, и даже наши чувства к детям сложны,
изменчивы и противоречивы. К тому же родители не
похожи друг на друга, как не похожи один на
другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с
каждым человеком, глубоко индивидуальны и
неповторимы.
Каждая
семья имеет определенные ожидания в отношении
поведения своих членов. Эти ожидания строятся на
основе принципов, стандартов и ценностей. Дети,
которые осуждают употребление алкоголя и других
наркотиков, считают это неприемлемым для себя,
имеют твердые убеждения, которые основаны на
ценностной системе. Социальные, семейные, а
теперь и религиозные ценности дают возможность
сказать «Нет!» и помогают придерживаться своих
решений. Вот некоторые пути, которые позволяют
сделать ясными ценности вашей семьи.
1. Необходимо стремиться открыто говорить о
ценностях, о том, почему такие качества, как
самостоятельность, честность и ответственность,
очень важны и как они помогают принимать
правильные решения. Каждое решение основано на
предыдущих, и верное решение делает последующее
решение простым.
2. Необходимо анализировать влияние реакций,
действий, поступков на развитие вашего ребенка.
Проще говоря, дети часто копируют поведение
своих родителей, однако мы этого не замечаем или
не согласны с «копией». Оцените ваше
употребление табака, алкоголя и пр. Рассмотрите,
как ваши установки и действия могут повлиять на
формирование выбора вашего ребенка по поводу
того, употреблять или не употреблять алкоголь,
курить или нет и т.п.
3.
Попытайтесь обнаружить противоречия между
вашими словами и действиями. Необходимо помнить,
что дети очень тонко чувствуют, когда родители
бывают неискренни или позволяют себе уклониться
от своих обязанностей. Обращаясь к своему
ребенку с просьбой сообщить кому-либо, что вас
нет дома, так как телефон звонит в неудобное
время, — помните, что вы на самом деле
преподносите ребенку урок: говорить неправду
допустимо.
4. Убедитесь, что ваш ребенок понимает семейные
ценности. Родители иногда ошибочно предполагают,
что дети впитывают ценности и их не обязательно
обсуждать. Вы можете проверить своего ребенка,
как он это понимает. Для этого достаточно
обсудить простые житейские ситуации, например:
«Что ты будешь делать, если человек, который
стоит перед тобой в очереди, уронит кошелек?»,
«Как бы ты себя повел, если бы тебе сделали
справедливое (несправедливое) замечание?».
Помните:
Ребенка высмеивают — он становится замкнутым.
Ребенок живет во вражде —он учится быть
агрессивным.
Ребенка постоянно критикуют — он учится
ненавидеть.
Ребенок растет в упреках — он учится жить с
чувством вины.
4. Обратная связь и подведение итогов.
5. Домашнее задание
— Ежедневное ведение родителями дневника
наблюдения за личностным ростом ребенка.
— чтение научно-популярной литературы по
проблемам семейного воспитания.
Комментарий
Ведение родительского дневника предполагает
не столько оценку деятельности детей, сколько
упор на самоанализ ответных действий родителей
по отношению к собственным детям. Родителям
предлагается записывать просьбы, действия,
поступки ребенка и свои ответные действия, в
какой бы форме они ни выражались, а также способы
реагирования детей на тот или иной метод
воздействия.
Совместное обсуждение дневниковых записей и
вопросов, возникающих у родителей при чтении
литературы, предусматривается на последующих
индивидуальных консультациях.
В процессе бесед с родителями намечаются
дальнейшие шаги по созданию оптимальных условий
для личностного развития ребенка. Особое
внимание уделяется тактике адекватного
родительского реагирования на успехи и неудачи
ребенка, пониманию и конструктивному подходу к
разрешению имеющихся у ребенка проблем.
Апеллирование к родительским чувствам позволяет
ослабить или полностью устранить
психологический прессинг ребенка со стороны
взрослых, помочь им понять своеобразие его
личности, выработать адекватный стиль общения с
ним.
Приложение
Ольга БЕЛОБРЫКИНА,
педагог-психолог,
НДОУ Детский сад № 163 «Гармония»,
г. Новосибирск
|