|
НОМИНАЦИЯ:
«Родители учащихся и психолог: формы и методы
сотрудничества» |
Мой нестандартный ребенок
Программа нейропсихологического
сопровождения семей,
имеющих детей с особенностями в развитии
Комментарий автора
Важнейшим условием эффективности любой
коррекционно-развивающей работы является
наличие грамотной системы
психолого-педагогического сопровождения,
включающей, помимо систематического наблюдения,
индивидуальных программ обучения и коррекции,
такую важную составляющую, как работа с семьей.
Поэтому ключевым моментом в работе нашего центра
является консультативно-обучающая
психотерапевтическая работа с родителями. Это
обусловлено общей дезадаптацией не только
самого ребенка, но и семьи в целом, значительными
нарушениями социальных контактов, связанных со
спецификой поведения детей, а также со сниженной
положительной динамикой развития и обучения, что
не может не вызывать огромную тревогу родителей.
Многие родители не имеют представления о
специальном подходе к воспитанию и обучению
детей. Поэтому наибольший эффект достигается при
активном участии одного или обоих родителей в
коррекционно-развивающем процессе. Кроме того,
необходимо длительное сопровождение таких
семей, а также систематическая работа, терпение и
ответственность со стороны родителей.
В целях специального психологического
сопровождения семей в нашем центре разработана
программа, которая является модификацией
известных программ и методик, доказавших свою
эффективность в работе с отклоняющимся
развитием.
Методологической основой программы являются
современные представления о закономерностях
развития и иерархическом строении мозговой
организации высших психических функций в
онтогенезе (по А.Р. Лурия); работы Л.С. Цветковой о
нейропсихологической реабилитации и
формирующем обучении; исследования А.В.
Семенович о возможностях «замещающего
онтогенеза». В нее включены кинезиологические
упражнения, телесно-ориентированные,
арт-терапевтические, восточные психотехники и
элементы психодрамы; упражнения из «Методики
замещающего онтогенеза» Б.А. Архипова и А.В.
Семенович, «Гимнастики мозга» Г. и П. Деннисон,
«Программы формирования нейропсихологического
пространства проблемного ребенка» Л. Сиротюк,
материалы из авторской программы Н.М. Пылаевой и
Т.В. Ахутиной «Школа внимания» и т.д.
В качестве коррекционно-развивающей
программа используется в работе с детьми (как
дошкольного, так и младшего школьного возраста)
при следующих типах отклоняющегося развития:
— парциальная несформированность высших
психических функций;
— задержанное психическое развитие всех типов;
— тотальное недоразвитие всех типов;
— дефицитарное развитие;
— «мягкие» варианты искаженного развития
преимущественно эмоционально-аффективной сферы
(4 группа РДА по О.С. Никольской);
— дисгармоничное развитие.
|
1. Телесное упражнение «Мячик»
|
В качестве развивающей программа
может быть эффективно использована при работе с
«условно нормативными» детьми.
|
2. Когнитивная игра
по развитию речи
|
Цель: создание базовых предпосылок
для полноценного участия высших психических
функций в овладении школьными навыками,
стабилизация нейродинамических характеристик,
эмоционального фона; обучение родителей методам
и приемам работы с детьми, гармонизация
детско-родительских отношений.
Задачи
• Элиминация дефекта и функциональная
активация подкорковых образований: преодоление
разного рода мышечных дистоний, зажимов и
патологических ригидных установок; оптимизация
мышечного тонуса и повышение уровня психической
активности; работа с локальными мышечными
зажимами и дистониями, развитие подвижности и
точности работы мышц мелкой и крупной моторики,
формирование одновременных и реципрокных
координаций; коррекция и развитие внимания,
преодоление стереотипов.
• Стабилизация межполушарных взаимодействий и
функциональной специализации полушарий:
развитие и коррекция соматогностических,
тактильных, кинестетических и кинетических
процессов, пространственных представлений,
зрительного и слухового гнозиса, мнестических
процессов.
• Формирование оптимального функционального
статуса передних отделов мозга: коррекция и
развитие произвольных форм поведения, регуляции,
контроля и программирования деятельности,
развитие высших психических функций.
• Элиминация стрессового состояния, снятие
страхов и напряжения у детей, чувствующих свою
несостоятельность в коммуникативной и учебной
деятельности.
• Формирование навыков взаимодействия в
коллективе через организацию совместной
деятельности. Стимулирование эмоционального
реагирования, эмпатии.
• Развитие психологической компетенции
родителей в вопросах, актуальных для них в данный
момент и соответствующих периоду развития
ребенка, а также принятие родителями на себя
определенной ответственности за
коррекционно-развивающий процесс; расширение
форм взаимодействия родителей с детьми.
• Воспитание основных правил поведения и
культурных навыков у детей.
Условия проведения. Количество занятий: 10 —
с детьми и 10 — с родителями. При двух занятиях в
неделю курс групповой работы рассчитан на 1,5
месяца.
Продолжительность группового занятия 60 минут,
индивидуального — 30–40 мин. Количество детей в
группе : 4–6. Возраст детей: 5–7 и 8–10 лет.
Условия реализации
1. Диагностика. Используются общепринятые
методики определения уровня познавательных
процессов (Л.Я. Ясюковой, Е.А. Стребелевой, С.Д.
Забрамной, А.В. Семенович, Н.Я. Семаго),
эмоционально-волевой, личностной сфер (ДАТ, PAT,
сказки Дюсса и др.). По результатам комплексной
диагностики намечается коррекционный маршрут
для каждого ребенка. Обязательным для семей,
имеющих детей с проблемами в развитии, является
консультация невролога.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся на
фоне или непосредственно после курсов как
специфической, так и неспецифической
медикаментозной терапии.
|
3. Упражнение «Лезгинка»
на межполушарное взаимодействие
|
2. Групповая работа с детьми имеет
коррекционно-развивающее и диагностическое
значение. Дети занимаются в тренинговом зале с
дефектологом, в это же время в другом зале
психолог проводит занятие с родителями. За два
занятия в неделю детям и родителям дается
комплекс упражнений, который необходимо
ежедневно выполнять дома.
|
4. Индивидуальная работа психолога
над конструктивным праксисом
|
3. Групповая работа с родителями.
Психолог просвещает родителей в вопросах
возрастной, семейной и специальной психологии,
проводит обучение методам и приемам работы по
данной программе. Родителей знакомят с
комплексом упражнений на неделю, после чего они
занимаются с детьми самостоятельно каждый день
дома. Кроме того, на этих занятиях взрослый
обучается основным правилам взаимодействия с
детьми, освобождается от неверных установок на
воспитание и обучение своего ребенка, решает
межличностные, семейные проблемы.
|
5. Растяжка «Кобра»
|
4. Анализ результатов групповых
занятий. По итогам групповой работы родители
делятся своими успехами в воспитании и обучении
детей, обсуждается динамика развития детей,
анализируются причины имеющихся затруднений и
разрабатывается индивидуальный
коррекционно-развивающий маршрут для
индивидуального сопровождения.
|
6. Упражнение «Столбики»
|
5. Индивидуальные занятия.
Индивидуальная работа основывается на
дифференциально-диагностической квалификации
имеющейся у ребенка недостаточности.
Последующее включение когнитивной коррекции
предполагает проведение индивидуальных занятий
2–3 раза в неделю.
Создавая собственную программу, каждый
психолог может дополнить ее. Мы предлагаем лишь
примерную структуру одного из занятий с детьми и
родителями.
Примерная структура занятий с детьми
Части занятия |
Цели и задачи |
Содержание |
Примечания |
Ритуал приветствия |
Формирование навыка
взаимодействия со сверстниками, усвоение: умения
«презентовать» себя, делиться событиями,
впечатлениями, терпеливо выслушивать сообщения
других, понимать собеседника. Создание условий
для доверительных и безопасных отношений.
Воспитание правил поведения |
Дети садятся в круг (на пол
или на стульчики), по очереди знакомятся,
рассказывают о себе, жизни в школе (или в детском
саду), семье, раскрывают свои интересы... |
На первых занятиях
используются куклы, мягкие игрушки. Правило: тот,
у кого в данный момент находится игрушка,
высказывается, остальные, не перебивая, слушают.
Ведущий предлагает модели поведения |
Беседа,
коммуникативные
игры |
Формирование навыков
рефлексии, ролевого поведения, умения
анализировать свои и чужие поступки, вступать в
диалог. Установление причинно-следственных
связей, развитие связной речи. Закрепление в
поведении нравственных норм |
Тема «Почему люди
ссорятся». Составление рассказа по серии
сюжетных картинок «Упрямые козлы». Затем
производится анализ ситуации и способов выхода
из нее, сравнивается с подобными ситуациями из
жизни. Разыгрывание мини-сценок — различных
вариантов диалога между козлами; отработка
вежливых форм поведения, умения договариваться
друг с другом |
Берутся актуальные темы. В
зависимости от потребности группы они могут
меняться. Используются серии сюжетных картинок с
проблемными ситуациями, слайды или различные
куклы для драматизации. Можно брать для
обсуждения эпизоды из сказок, рассказов,
предварительно прочитанных или рассказанных
дома родителями. После занятия данная тема
задается для отработки дома (обсуждение, рисунки) |
Дыхательные упражнения с
визуализацией и вокализациями |
Оптимизация газообмена и
кровообращения, вентиляция легких, массаж
органов брюшной полости, улучшение ритмики,
активизация стволовых отделов мозга, развитие
самоконтроля, произвольности, концентрация
внимания |
«Воздушный шарик»:
выполнение четырехфазного дыхательного
упражнения (вдох — задержка — выдох — задержка) |
Обучение дыхательным
упражнениям в положении лежа, на последующих
занятиях — сидя и стоя. В процессе последующей
коррекции автоматизированные дыхательные
упражнения сочетаются с двигательными, например
с вариантами упражнений для глаз, языка |
Растяжки |
Оптимизация и
стабилизация мышечного тонуса и повышение
уровня психической активности, преодоление
мышечных дистоний, зажимов и патологических
ригидных телесных установок |
Линейные растяжки. Дети
лежа растягивают все тело, потягиваясь
одновременно руками, затем ногами, только правой
половиной тела, затем левой и по диагонали. На
выдохе — расслабление |
Специальные упражнения на
растягивание, основанные на естественных
движениях. Ведущий контролирует работу мышц,
дыхание. Упражнения выполняются в щадящем
режиме, медленно и плавно. Используются мягкие
коврики, релаксирующая музыка |
Упражнения для
крупной и мелкой моторики, глазодвигательные
упражнения |
Развитие межполушарного
взаимодействия, координации движений, снятие
синкинезий и мышечных зажимов, улучшение осанки,
кровообращения, обогащение и дифференциация
сенсорной информации, внутренней речи,
произвольности и контроля; активизация
вестибулярного аппарата и лобных долей мозга;
гармонизация общего состояния |
«Снежинка»: сочетание
четырехфазного дыхания и движений глаз по восьми
направлениям. «Разнонаправленные колечки»:
одновременное соединение пальцев: на правой руке
1–2, 1–3, 1–4, 1–5 и на левой 1–5, 1–4, 1–3, 1–2 |
Упражнения выполняются
медленно, плавно, осмысленно. Сначала под
зрительным и речевым контролем, затем темп
ускоряется, контроль исключается. Все
упражнения, особенно для дошкольников,
связываются в какой-либо сценарий, образы
(например, имитация движений животных) |
Упражнения на
формирование смыслообразующей функции
психических процессов и произвольной
саморегуляции |
Формирование способности к
программированию, регуляции и контролю за
протеканием психической деятельности: от
механического принятия и выполнения заданной
взрослым инструкции к совместному, а затем и
самостоятельному созданию ребенком программы
деятельности, ее реализации и контролю за
результатами. Снижение импульсивности,
формирование целенаправленности |
Подвижные игры «Зеваки»:
дети идут по кругу, по сигналу останавливаются,
делают три хлопка, поворачиваются кругом и
продолжают движение. «Резинка»: дети встают в
круг, натягивая ногами резинку, и под музыку
передвигаются, то замедляя, то ускоряя темп. По
сигналу все должны выпрыгнуть из резинки. Кто не
успел, проиграл |
Эстафеты, соревнования,
стоп-игры строятся по одному принципу: задается
условный сигнал и соответствующая ему реакция
(изменение положения, движения, действия).
Используются музыкальные игрушки, кегли, мячи,
обручи и т.д. |
Релаксация |
Снятие
психоэмоционального и физического напряжения и
восстановление сил, обучение приемам
саморегуляции |
«Кулачки-силачи»: дети
попеременно напрягают и расслабляют кисти рук |
Обучение релаксации
начинается с предварительных упражнений для
отдельных мышц в контрасте с напряжением, затем
по представлению |
Когнитивные игры
и упражнения |
Развитие и коррекция
восприятия, внимания, памяти, воображения,
образного и логического мышления, формирование
основных механизмов мышления |
Различные варианты
корректур, графические задания, серии сюжетных
картинок, настольно-печатные игры, головоломки и
пр. |
Игры подбираются в
зависимости от возраста и познавательного
уровня в различной форме: совместные, командные и
индивидуальные задания |
Итог занятия,
оценка |
Формирование навыка
анализа и сравнения своих достижений,
стимулирование к дальнейшей работе над собой |
В круге каждый ребенок
высказывается по поводу своих ощущений,
понравившихся (или нет) моментов |
Ведущий подводит итог
занятия, проговаривает последовательность
происходившего на занятии, отмечает успехи
детей, подчеркивает значимость приобретенного
опыта |
Методические рекомендации
• Группы должны быть сбалансированны в
соответствии с уровнем развития ребенка,
особенностями нервно-психического состояния.
• Поскольку каждому ребенку потребуется
индивидуальная помощь со стороны взрослого,
количество детей не должно превышать 6 человек.
• Количество детей с гиперкинетическим
синдромом не должно превышать 1–2 на группу.
• Нельзя допускать доминирования асоциальных
детей. И количественно, и по возможности
лидерства они должны быть уравновешены
сверстниками с адекватной социальной
направленностью.
• Рекомендуется подбор четного количества
детей (некоторые упражнения выполняются в паре).
• Наиболее корригируемым по данной программе
является возраст 4–12 лет, так как в данный период
наиболее интенсивно протекает процесс
физиологического созревания основных мозговых
структур.
|
7. Упражнение «Ползание»
с участием родителей
|
• Требования к применению программы
подразумевают включение в коррекционный процесс
упражнений 1, 2 и 3-го уровней с постепенным
усложнением. Однако удельный вес и время
использования тех или иных методов будут
варьироваться в зависимости от исходного
статуса ребенка.
Чем глубже дефицит развития, тем больше
внимания и времени должно быть уделено отработке
1-го уровня с постепенным переходом к следующему.
• На занятиях необходимо использовать зеркало
для зрительного контроля детей за собственными
движениями.
• Подбор игр варьируется по сложности, что
позволяет индивидуализировать задания в
зависимости от возраста, потребностей и
возможностей ребенка.
• Обеспечение игровой, познавательной и
соревновательной мотивации повышает
работоспособность детей, нейродинамические
характеристики их деятельности.
• В ходе коррекции рекомендуется доверять
детям роль помощника или ведущего, что повышает
самооценку, степень доминантности ребенка и
вместе с тем повышает уровень произвольной
саморегуляции, программирования и контроля над
собой и происходящим вокруг.
• Структура занятий должна быть четкой и
повторяющейся, что дополнительно организует
ребенка и формирует произвольность.
Рекомендуемые темы
для обучения родителей
• Я и мой ребенок — поиски взаимопонимания.
Если ребенок «не такой, как все». Пути помощи
ребенку с особенностями в развитии.
• Нейропсихологические и
психофизиологические методы коррекции и
развития высших психических функций детей.
Обучение приемам телесно-ориентированной
коррекции.
• Типы семейного воспитания. Возможные
нарушения процесса воспитания в семье. Как и
когда использовать поощрение и наказание.
Следствие наших ошибок.
• Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Практические рекомендации родителям
гиперактивных детей (изменение поведения
взрослого и его отношения к ребенку, организация
режима дня и места для занятий, специальная
поведенческая программа, методы
нейропсихологической коррекции и развития).
• Мотивы «плохого поведения» детей. Причины
стойкого непослушания. Обучение выходам из
конфликтных ситуаций. Правила о правилах.
• Причины и механизм возникновения стресса.
Обучение и стресс. Антистрессовый
кинезиологический комплекс упражнений для
родителей и детей.
|
8. Упражнение «Карусель»
с участием родителей
|
• Принятие и поддержка своего ребенка
— ключ к успеху и здоровью детей, гармонизации
внутрисемейных отношений. Специальная
поведенческая программа.
Выбор тем может варьироваться в зависимости от
потребностей группы. На двух занятиях родители
обучаются всем упражнениям, которые
запланированы на неделю. Дома каждый день они
выполняются вместе с детьми самостоятельно.
Галия МУСАЛЯМОВА,
психолог-дефектолог
МУ ГЦ ПМСС «ИНДИГО»,
г. Уфа,
Республика Башкортостан |