|
НОМИНАЦИЯ:
«Работа со школьниками: игры, тренинги,
индивидуальные и групповые занятия» |
СЛУЖУ РОССИИ!
Тренинговое занятие для учащихся 11-го класса
Характеристика занятия
Занятие
включено в общую программу развития уверенности
в себе для выпускников 11-х классов и призвано
оказать помощь юношам в напряженный период,
связанный с подготовкой к службе в армии.
Цель: отработка с учащимися навыков
психологической подготовки в условиях
стрессовой ситуации; повышение их уверенности в
себе.
Задачи: обучение юношей способам
релаксации и снятия эмоционального и
физического напряжения; повышение
сопротивляемости стрессу; обучение способам
волевой мобилизации.
Оборудование, материалы: для каждого
участника заготовки для упражнения «Мои
ресурсы» и для упражнения «Эксперимент»; тарелка
с водой.
Условия проведения: столы для учащихся
должны стоять полукругом, центральная часть
помещения должна оставаться свободной.
1. Упражнение «Ассоциации»
Время проведения: 20 минут.
Юношам предлагается разбиться на группы и
обсудить, с чем у каждого из них ассоциируется
слово «армия».
Ведущий записывает на доске те из ассоциаций,
предложенных учащимися, которые встречаются во
всех группах.
Он заполняет таблицу, параллельно обсуждая с
юношами те трудности, о которых сигнализирует та
или иная ассоциация, и способы их преодоления (см.
таблицу).
Группа ассоциаций |
Трудности, испытываемые
в период подготовки к армейской жизни |
Способы
преодоления трудностей |
|
|
|
2. Упражнение «Я хочу тебе пожелать»
Время проведения: 5 минут.
Юношам предлагается выйти на середину класса,
встать полукругом.
Ведущий. Часто возникают ситуации, когда
надо подбодрить друга, найти нужные слова, сказав
их убедительно. Попробуйте и вы это сделать.
Учащимся предлагается пожать руку рядом
стоящего и дополнить фразу: «Я хочу тебе
пожелать...», причем выразить признание громко и
уверенно.
В конце упражнения:
– Что было сказать сложнее?
– Что вы почувствовали?
3. Упражнение «Мои ресурсы»
Цель: осознание своих сильных и слабых
качеств; самооценка личности.
Учащимся предлагается в течение 5–7 минут
заполнить таблицу:
Мои достоинства |
Чем они могут помочь мне в
трудной ситуации |
Мои недостатки |
Как я могу их использовать,
чтобы превратить в достоинства |
Учащиеся зачитывают набор своих
качеств, другие участники могут дополнять
характерные черты (сильные стороны) своих
одноклассников.
В конце упражнения:
– Что было заполнять сложнее?
– Для чего нужно знать свои недостатки?
4. Упражнение «Эксперимент»
Время проведения: 3–5 минут.
Цель: научиться самообладанию в стрессовых
ситуациях.
Каждому участнику выдаются карточки, на
которых написаны тексты с хаотичным на первый
взгляд набором букв, и дается задание прочитать
текст за 30 секунд.
ГРУПпырАзВедчикоВОбъеДИниЛись
ЖИзНьИздоРОВЬЕучаСТниКОВвбеЗОПАСТноСТИ
НАэтОМсВЯЗЬсГРУПпОЙПрерВАЛАСь
Дискуссия:
– Сразу ли вы справились с заданием?
– Что понадобилось для его быстрого
выполнения?
– В чем заключается самообладание?
5. Упражнение «Летающая тарелка»
Время проведения: 5 минут.
Цель: развитие чувства ответственности,
сосредоточенности, умения работать в команде,
сопереживания.
Учащимся предлагается образовать два круга —
внутренний и внешний. По внутреннему кругу
пускается тарелка, до краев наполненная водой.
Тарелка передается сначала в одну сторону, затем
в другую в полной тишине. Юноши, стоящие во
внешнем круге, наблюдают за происходящим. Затем
ребята меняются местами и действия повторяются.
Анализ упражнения:
– Какие чувства вызвало у вас это упражнение?
– Что вы испытали?
– Помогали ли вы мысленно друг другу?
6. Упражнение «Волевое дыхание»
Время проведения: 5 минут.
Данное упражнение используется в школе
восточных единоборств и представляет собой
прием волевой саморегуляции.
Ведущий. Примите исходное положение стоя,
расслабьтесь, установите глубокое ровное
дыхание. Затем, дыша ровно и спокойно,
одновременно поднимите руки до уровня груди
ладонями вверх, согните их в локтях и отведите
локти назад.
После этого сделайте спокойный выдох с
одновременным медленным опусканием рук ладонями
вниз. Во время выдоха последовательно
напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, ног.
Можно представить, что опускающиеся руки
прессуют находящийся в легких воздух и
направляют его вниз, в землю. По окончании выдоха
напряжение мышц прекращается.
Упражнение повторяется до появления
уверенности в своих силах и готовности организма
действовать с максимальной отдачей.
7. Упражнение «Приятно вспомнить»
Время проведения: 5 минут.
Ведущий. когда ты не уверен в своих силах,
а перед тобой стоят важные и ответственные
задачи, следует представить и проанализировать
опыт успешного решения аналогичных проблем в
прошлом. В конце концов нужно твердо сказать
себе: «Были проблемы и посложнее, справлюсь и с
этой!»
8. Обратная связь
Время проведения: 2–3 минуты.
Юношам предлагается выразить свои мысли,
чувства, которые возникли в ходе занятия.
Елена БОРИСОВА,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 1
г. Приволжск,
Ивановская область |