Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2007


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»

 

Старт тинейджеров

Психологическая игра на дискотеке

Что такое дискотека в школе? Самый обычный танцевальный вечер, где часть ребят старательно топчется в такт грохочущей музыке, а другая часть либо валяет дурака, либо занимается сомнительными делами за пределами танцплощадки. Педагоги и педагоги-организаторы зорко оглядывают своих подопечных и стараются строго пресекать всякие там шалости.

Мы предлагаем организовать это заурядное мероприятие так, чтобы вечер превратился в интересное соревнование классов на звание самой классной компании дискотеки. Пусть веселые, оригинальные конкурсы перемешаются с танцевальными паузами, во время которых можно провести специальные игры. Когда все ребята будут увлечены единой целью — доказать, что они самые лучшие, им уже станет не до глупостей.

Одна из форм организации такой дискотеки — творческая конкурсная игра для подростков «Старт тинейджеров». Ребятам предлагаются самые разные задания, которые готовятся тут же, на площадке, в течение пяти минут. По ходу игры определяется самая классная компания. Для подсчета баллов, заработанных командами, выбирается трое взрослых — руководители кружков, физрук и др. Необходимо продумать систему награждения команд.

Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование навыков сотрудничества со сверстниками, развитие воображения, моторной ловкости и коммуникативных навыков; развитие у детей способности устанавливать и поддерживать контакты.

Участники: 5–7-е классы.

Методические рекомендации:

1. Игры можно проводить по очереди после двух-трех песен.

2. Ведущий создает обстановку высокой мотивации достижения, интереса к выполнению заданий.

3. Ведущий подводит итог каждого этапа и затем общий итог.

4. Игра может проводиться неоднократно, при этом задания варьируются.

Возможности игры

В двигательной сфере:

— развитие умения менять характер движений;

— развитие моторной координированности и ловкости.

В когнитивной сфере:

— развитие направленного внимания;

— развитие распределения и переключения внимания.

В сфере общения:

— развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнера и команды;

— развитие социальной рефлексии.

В сфере поведения:

— развитие умения подчинять свое поведение правилам;

— осознание влияния собственных действий на общий результат;

— тренировка волевых усилий;

— развитие целенаправленности.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

До дискотеки вывешивается объявление о том, что будет проводиться необычная дискотека. Дети приходят на дискотеку, начинают танцевать; после двух-трех песен музыка прекращается.

Ведущий. Сегодня проводится соревнование между классами на звание самой классной компании дискотеки. И называется оно «Старт тинейджеров»!

А что такое «старт тинейджеров»? (Дети отвечают. Если не отвечают, то ведущий расшифровывает название.)

Старт — это начало.

Тинейджеры — подростки и молодые люди до 19 лет.

Начинаем соревнование по классам.

1. Синхронность. Диджей задает всем компаниям определенную музыку, желательно характерную (рок-н-ролл, лезгинку, цыганочку). Капитан или лидер, на ходу придумывая движения, начинает танцевать. Задача ребят — синхронно повторять за ним все движения.

2. Портрет компании. На листе ватмана необходимо нарисовать шуточный портрет своей компании.

3. Геометрические фигуры. Команды танцуют в кругу и по команде ведущего перестраиваются в треугольник, затем в квадрат и пр. Учитывается быстрота реакции и согласованность действий ребят.

4. Кто богаче? Участникам предлагается узнать, какая из компаний богаче, у кого больше вещей. Для этого нужно связать веревку из подручных средств (одежды, шнурков и др.). У кого веревка окажется длиннее, та компания и победила.

5. Елка. Один человек из компании становится новогодней елкой. Остальные за одну минуту должны украсить его при помощи подручных средств. Побеждает компания, повесившая большее количество «игрушек».

6. Самая гуттаперчевая команда. На определенной высоте (человеческого роста) устанавливается перекладина, под которой должны пройти все участники по очереди, выполняя при этом танцевальные движения. Постепенно перекладина опускается. Игра проводится до тех пор, пока не останется один самый гибкий участник.

7. Оригинальный поезд. Ребятам предлагается составить «поезд». Способы соединения «вагонов» и передвижения «состава» могут быть самыми различными. Чем оригинальнее, тем лучше. Главные условия — движение «поезда» не должно прерываться, «вагоны» не должны отцепляться друг от друга.

8. Успей передать. Одному из ребят, стоящих в кругу, вручается предмет — кегля, пластиковая бутылка, яблоко. Начинает звучать музыка, и ребята, танцуя, быстро передают предмет из рук в руки. Музыка внезапно останавливается, и тот, у кого в этот момент оказался предмет, выходит в центр круга. Игра продолжается. Когда музыка закончится и в центре круга окажется достаточное количество человек, они образуют компанию и выполняют одно из шуточных заданий ведущего или диджея: поют песенку, танцуют и др.

Можно проводить эту игру с двумя предметами. Тогда один предмет ребята будут передавать по часовой стрелке, а другой — против часовой. И в момент остановки музыки в центр круга выйдут два человека, в руках которых окажутся предметы.

9. «Молекула». Идет дискотека. Все танцуют. Ведущий объявляет в микрофон: «Молекула — три!» Все ребята должны объединиться по трое и продолжить танец. Те, кто не смог встать в тройку, покидают середину танцплощадки. Дискотека продолжается. Ведущий снова объявляет: «Молекула — четыре!» Танцующие объединяются в четверки. Так продолжается до тех пор, пока в центре танцплощадки не останется минимум человек. Им вручаются призы. Перед началом игры ведущий предупреждает ребят, что они не должны заранее договариваться по поводу выбора партнера.

10. «Музыкальные гонки». Участвуют 2—3 команды любой численности. Участники команды образуют цепочку от линии старта. После включения фонограммы команды двигаются через зал до противоположной стенки, выполняя при этом условленное танцевальное движение. Например, из положения боком друг к другу — полуоборот на пятках в одну сторону. Таким образом, происходит постоянное продвижение вперед. Руки при этом лежат на плечах ближайших участников.

11. «Танцевальные знакомства». Образуются два круга с примерно равным количеством участников: круг девушек, а вокруг — круг юношей. По команде ведущего круги двигаются, мелодия смолкает, участники игры останавливаются и поворачиваются лицом к другому кругу. Стоящие в этот момент друг напротив друга девушка и юноша представляются и задают друг другу любые вопросы. Как только музыка включается вновь, круги продолжают движение. В одну из следующих остановок ведущий включает медленную композицию и предлагает парам потанцевать и познакомиться лучше.

12. Конкурс с шариками. Пары зажимают воздушные шарики между спинами, лбами или животами и, не держась за руки, танцуют под быструю мелодию, стараясь не уронить и не раздавить свои шары. Побеждает пара, удержавшая шар до конца танца или, если таких пар несколько, получившая больше аплодисментов от зрителей.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Екатерина ИМУКОВА,
педагог-психолог МОУ
«Новоигирменская СОШ № 1»,
п. Новая Игирма,
Иркутская область

ЛИТЕРАТУРА

Руденко В.И. Лучшие сценарии для лагеря: настольная книга воспитателя и вожатого. 4-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы. Методические рекомендации, сценарий, игры. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. — СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2005.