1. Должностная инструкция педагога-психолога. Общие положения 1.1. Педагог-психолог является сотрудником психологической службы школы. 1.2. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы. 1.3. Педагог-психолог имеет высшее психологическое образование и владеет техниками психотерапевтической работы. 1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы. 2. Функции 2.1. Развитие заложенных в ребенке эмоциональных и интеллектуальных ресурсов. 2.2. Профилактика нарушений психологического здоровья и нарушения процесса усвоения и переработки информации у учащихся. 2.3. Коррекция нарушений психологического здоровья и нарушения процесса усвоения и переработки информации у учащихся. 2.4. Создание предпосылок личностно-ориентированного обучения и воспитания. 2.5. Предоставление педагогам и родителям возможности овладения современными психологическими технологиями взаимодействия с учащимися и взрослыми. 2.6. Повышение психолого-педагогической культуры сотрудников школы. 3. Обязанности 3.1. Проведение диагностики уровня психологического здоровья, личностных, коммуникативных, социальных и познавательных особенностей учащихся с использованием психологических методик, наблюдения, бесед с сотрудниками школы и родителями. 3.2. Организация мониторинга развития учащихся. 3.3. Предоставление педагогам возможности ознакомления с личностными особенностями учащихся для самостоятельного использования этой информации. 3.4. Оказание педагогам помощи в организации личностно-ориентированного обучения на основе учета индивидуальных особенностей учащихся через консультации, посещение и анализ урока. 3.5. Проведение опроса взрослых — сотрудников школы и родителей — по выявлению проблемных областей в развитии детей (что беспокоит, что хотелось бы изменить). 3.6. Проведение углубленной диагностики, направленной на выяснение причин наличия проблемных областей у учащегося, выявленных психологами, сотрудниками школы или родителями. 3.7. Организация необходимых воздействий в отношении учащихся, имеющих проблемные области развития: индивидуальная коррекционная работа, консультирование взрослых для изменения их родительской или педагогической позиции, реорганизация условий школьного обучения. 3.8. Организация групповых занятий, направленных на разрешение возрастных задач развития дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста. 3.9. Организация коммуникативных и социально-психологических игр внутри классов и между классами, позволяющих развивать у школьников умение сотрудничать, выступать в функции лидера, способствующих гармонизации межличностных отношений в каждом классе, оказывающих воспитывающее воздействие. 3.10. Предоставление классным руководителям информации о тематике занятий и коммуникативных игр, о выявленных особенностях учащихся и классов в целом с тем, чтобы они могли учитывать эту информацию при организации взаимодействия с учащимися и родителями, планировании воспитательного процесса в классе. 3.11. Динамическое наблюдение за учащимися для своевременного отслеживания стрессовых ситуаций, чреватых риском нарушения психологического здоровья. 3.12. Предоставление педагогам и родителям информации о целях, задачах психологической службы, формах работы. 3.13. Предоставление педагогам и родителям возможности расширения психологической компетентности. 3.14. Предоставление педагогам возможности участия в тренингах личностного и профессионального роста. 3.15. Предоставление педагогам возможности работать с проблемой эмоционального выгорания. 3.16. Предоставление родителям информации о динамике развития ребенка, способствующей повышению их родительской компетентности. 3.17. Повышение психолого-педагогической культуры взрослых: педагогов и родителей. 3.18. Ведение текущей и отчетной документации. 4. Права Педагог-психолог имеет право: 4.1. Для защиты интересов ребенка приглашать на консультацию любого сотрудника школы или родителей. 4.2. Приглашать на консультацию ребенка в любое время, если ему требуется неотложная помощь. 4.3. Сохранять конфиденциальность информации о личных проблемах учащихся, родителей. 4.4. Требовать от педагогов и сотрудников школы учета личностных особенностей учащихся. 4.5. Совершенствовать свое профессиональное мастерство через посещение семинаров и тренингов. 5. Ответственность 5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ОУ, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение. 5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, с манипуляцией сознанием педагогов и родителей, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. 5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством. 5.4. За причинение ОУ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательствами. 6. Взаимоотношения 6.1. Педагог-психолог взаимодействует со всеми структурными подразделениями по вопросам, связанным с психологическими основаниями организации учебно-воспитательного процесса в школе. 6.2. Педагог-психолог взаимодействует с отдельными структурными подразделениями по специальным вопросам, а именно: 6.2.1. с медицинской службой — по вопросам – учета в учебной деятельности индивидуальных физиологических возможностей учащихся, – сохранения здоровья учащихся; 6.2.2. с подразделением воспитательной работы — по вопросам – организации воспитательной работы в школе, – организации индивидуальных воспитывающих воздействий в отношении трудных учащихся; 6.2.3. с методическим объединением классных руководителей — по вопросам — организации классных коллективов, — повышения уровня психологической компетентности и личностной зрелости классных руководителей; 6.2.4. с методическими объединениями учителей-предметников — по вопросам — повышения уровня психологической компетентности и личностной зрелости учителей-предметников, – организации системы учета учителями личностных и познавательных особенностей учащихся; 6.2.5. со спортивной службой — по вопросам — организации коррекционных воздействий в отношении детей с трудностями в развитии, — организации работы по гармонизации отношений в коллективах классов. Приложение 2 Описание результатов работы психолога в 1-х классах1. Обеспечение позитивного основного фона настроения детей в школе через: а) контроль за эмоциональным состоянием ребенка в школе; б) адресное внимание детям с требующей и избегающей привязанностью; в) привлечение педагогов и родителей к анализу причин нарушений эмоционального состояния ребенка. Как проверить: опросить родителей, хотят ли дети ходить в школу, нравится ли им в школе. 2. Наличие у детей интереса к занятиям психологией, стремления рассказать об этом дома через: — включение в занятия заданий, близких по жизненному опыту; — предоставление возможности высказать свою точку зрения и быть выслушанным; — «якорение» успешности через наклейки-поощрения. Как проверить: опросить детей, нравится ли им заниматься психологией. 3. Наличие у детей знаний о способах учета эмоционального состояния другого человека в общении через проведение еженедельных групповых занятий. Как проверить: контрольная работа. 4. Наличие у детей умения сотрудничать в паре. Как проверить: контрольная работа. 5. Наличие у каждого ребенка дружеских отношений хотя бы с одним одноклассником. Как проверить: социометрия. 6. Наличие позитивной динамики в проблемных зонах у учащихся, которым рекомендована индивидуальная работа. Как проверить: опросить родителей и педагогов. 7. Создание условий для реализации личностно-ориентированного обучения через проведение диагностики познавательных особенностей учащихся, составление таблиц, индивидуальных карт, обсуждение с педагогами. Как проверить: опросить педагогов, знают ли они индивидуальные особенности детей и как их учитывают. 8. Установление доверительных отношений с родителями через индивидуальные консультации и групповые тематические собрания. Как проверить: опрос родителей (анкетирование). 9. Формирование у родителей представления о ценности занятий психологией, уникальности их организации в школе через регулярное освещение содержания занятий на стенде для родителей. Как проверить: опрос родителей (анкетирование). Приложение 3 Стенд для родителейДорогие взрослые! Наш первоклассник сегодня открыт познанию. Очень важно, чтобы он с равным усердием познавал как окружающий мир, так и самого себя. Познавал свой эмоциональный мир, осознавал его ценность и уникальность. Этому и посвящены наши первые занятия психологией. Ребенку будет вдвойне полезно, если значимые взрослые — мамы, папы, бабушки, дедушки, няни — после занятий обсудят с ним главные темы, вопросы. Может быть, поиграют с ним в те игры, которые ему понравились. Ребенок почувствует, что взрослым интересен его внутренний мир так же, как и школьная успешность. Почувствует себя сильнее, нужнее, а значит, увереннее в себе. А мы ведь договаривались с вами, что уверенность в себе будем держать в центре внимания. Чтобы у вас была такая возможность, мы размещаем на стенде упражнения, больше всего понравившиеся детям, их рисунки, высказывания и краткие аннотации наших занятий. Приложение 4 Аннотации занятий во второй четверти«Я учусь передавать радость прикосновением» Занятие направлено на формирование у детей желания утешить другого человека, если ему грустно, акцент делается на умении ласково его погладить. Кроме того, выполнение игровых заданий способствует повышению самооценки учащихся, пониманию ими своей значимости для одноклассников. «Я учусь передавать радость взглядом» Внимание детей привлекается к контакту глаз как к необходимому условию доверительного общения. Игры обучают детей пониманию важности этого умения, поиску хороших качеств в каждом из соучеников, а также способствуют осознанию своих ресурсов. «Я умею контролировать свой гнев» Умение осознавать, контролировать гнев является необходимым условием коллективного общения. Однако не меньшую трудность представляет ситуация, когда ребенок полностью вытесняет свой гнев. Это нередко является причиной неуверенности в себе. На занятии дети учатся понимать, в каких ситуациях следует проявлять свой гнев, а в каких этого делать не надо, придумывают способы проявления гнева без причинения вреда другим. Продолжается работа по формированию у учащихся позитивного представления о себе и о своих качествах. «Я умею справляться со страхом» (2 занятия) Ввиду актуальности для детей данного вопроса проводится несколько занятий по этой теме. Первое, что необходимо, – объяснить детям, что бояться не стыдно. Это надо сделать, чтобы избежать снижения самооценки у детей. Поэтому на занятиях обсуждаются вопросы: чего обычно боятся дети, взрослые и как они это проявляют. Затем дети учатся контролировать страхи, слушают и проигрывают терапевтические сказки. Каждое занятие заканчивается играми на повышение уверенности в себе и формирование доверительных отношений в классе. «Я иногда грущу» Очень важно, чтобы ребенок знал, что нет плохих и хороших чувств, что он имеет право чувствовать и проявлять все, что он хочет. Главное — уметь проявлять свои чувства адекватно. Поэтому на занятии обсуждаются ситуации, которые могут вызвать грусть, и способы, которыми люди справляются с ними. Игровые задания, кроме того, способствуют формированию дружного коллектива в классе. Итоговое занятие «Я умею осознавать мои чувства» Это занятие — праздник, на котором каждый ребенок получит позитивный ресурс, пожелание на будущее. Еще раз услышат о своей значимости для ребят в классе. Приложение 5 Занятие с первоклассниками «Мы — вместе!»Сценарий занятия Цель: развитие у детей умения договариваться друг с другом. Оборудование: большие листы с изображением самолета, парохода, ракеты, которые прикрепляются на доску, маленькие листочки с такими же изображениями в количестве, соответствующем числу учащихся в классе, три листа с изображениями школьного рюкзака. Ход занятия Ведущий предлагает детям вытянуть маленький листок с каким-либо изображением для того, чтобы дети разделились на три команды. После этого они пересаживаются так, чтобы члены одной команды сидели рядом друг с другом. Ведущий рассказывает детям, что на сегодняшнем занятии им нужно будет пройти несколько испытаний, причем действовать они будут всей командой. И главная трудность будет состоять в том, что им нужно будет суметь договориться при преодолении испытаний. Первое испытание — это громко и вместе произнести название транспортного средства, на котором команда будет совершать свое путешествие. Второе испытание — изобразить свое транспортное средство так, чтобы все члены команды принимали участие и каждый был бы какой-либо его деталью. Третье испытание — перед началом путешествия надо проверить, насколько хорошо члены команды знают друг друга. Проверка заключается в том, что члены одной команды выходят к доске и по цепочке быстро сообщают, какие качества им нравятся друг в друге, например: «Алеша, мне в тебе нравится твоя доброта». Затем ведущий говорит, что произошла внештатная ситуация. На самолете случайно оказался котенок, на пароходе — щенок. На ракете — зайчонок. Им всем очень страшно и грустно. Их нужно утешить. Из членов каждой команды выбирается ребенок на роль этих животных. Он садится на стул перед классом, а члены его команды по очереди подходят, гладят его и говорят добрые слова. Четвертое испытание — это коллективный сбор рюкзачка школьника. Ведущий говорит детям, что у каждого из них есть рюкзак, в котором находятся предметы, необходимые учащимся для хорошей учебы в школе: ручки, хорошо поточенные карандаши, тетради. Но помимо предметов, школьнику для хорошей учебы необходимы какие-то качества, например — умение справляться с трудностями. Предлагает по командам подумать и назвать по три качества, которые необходимы школьнику. В завершение занятия дети говорят, кому они могут сказать спасибо за то, что они теперь школьники. Приложение 6 Индивидуальная карта учащегося начальной школы
Приложение 7 Тренинговое занятие для
пятиклассников
|
Параметры зрелости |
Личностные |
Примечания |
ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ. Предложенная ниже информация дает учителю знание о стратегии взаимодействия с учащимся, способах мотивирования и оказания поддержки |
Целе- |
Целенаправленность: |
C | C |
Упорство в достижении цели |
C | ||
Умение планировать шаги достижения цели |
C | ||
Амбициозность |
C |
Ценности |
Значимые
ценности — |
C | C |
Отвергаемые ценности — цели |
C | ||
Значимые
ценности — |
C | ||
Отвергаемые ценности — средства |
C |
Само- |
Знание собственных ресурсов и ограничений |
C | C |
Особенности
самооценки |
C | ||
Особенности самоконтроля и саморегуляции |
C | ||
Умение просить
помощь |
C |
Ответственность за способ и результат своих действий |
C | C |
Мотивы учебной деятельности |
C | |
Самостоятельность в учебной деятельности и в решении жизненных задач |
C | |
Личностные ресурсы ученика/ученицы |
C | C |
Ограничения, «проблемные зоны» в личностной сфере ученика/ученицы |
C | C |
КОММУНИКАТИВНАЯ ЗРЕЛОСТЬ. Предложенная ниже информация дает учителю знание о том, какие организационные приемы использовать для повышения продуктивности учебной деятельности. |
||
Партнерская (деловая) позиция в общении |
C | C |
Сотрудничество (умение работать в команде), роль |
C | |
Стратегия поведения в конфликтной ситуации |
C | |
Инициативность |
C |
C |
Осуществление |
C | |
Коммуникативные ресурсы учащегося |
C |
C |
Ограничения,
«проблемные зоны» в коммуникативной сфере |
C | C |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ. Предложенная ниже информация дает учителю знание о том, какие учебные приемы использовать для повышения продуктивности учебы |
||
Осознание своего индивидуального стиля УД |
C | C |
Интеллектуальная активность, потребность в познании |
C | |
Особенности мышления |
C | |
Особенности внимания |
C | |
Особенности памяти |
C | |
Интеллектуальные ресурсы учащегося |
C | C |
Ограничения,
«проблемные зоны» в интеллектуальной сфере |
C | C |
Психологический возраст |
C | C |
Возрастной кризис |
C | C |
Выраженные психофизиологические особенности |
C | C |
Актуальные задачи развития | C | C |
Информация для психолога старшей школы (шифр) | C | C |
Карту заполнил психолог ____________________
Приложение 11
Анкета для учащихся десятых классов
Продолжи предложение:
1. Образование мне нужно…
2. Для меня школа — это…
3. В школе я могу…
4. В школе я не могу…
5. Старшая школа отличается от средней…
6. Профильное обучение в старшей школе…
7. Учителя в старшей школе…
8. В учителях я ценю…
9. Мне трудно с учителями, которые…
10. Я справляюсь с изучением следующих предметов…
11. Я испытываю трудности в изучении следующих предметов…
12. Мои текущие оценки по предметам…
13. Во второй половине дня я обычно…
14. Я выполняю домашние задания, потому что…
15. Я не выполняю домашние задания, потому что…
16. Для меня важно мнение…
17. Мой класс…
18. В друзьях я ценю…
19. Моим другом не может быть человек, который…
20. Если бы я руководил(а) старшей школой, я бы…