Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2007


КНИГА В ГАЗЕТЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Примерная должностная инструкция
сотрудника школьной психологической службы

___________ ( директор школы)

м.п.

_________________ 200_ г.

1. Должностная инструкция педагога-психолога. Общие положения

1.1. Педагог-психолог является сотрудником психологической службы школы.

1.2. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Педагог-психолог имеет высшее психологическое образование и владеет техниками психотерапевтической работы.

1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы.

2. Функции

2.1. Развитие заложенных в ребенке эмоциональных и интеллектуальных ресурсов.

2.2. Профилактика нарушений психологического здоровья и нарушения процесса усвоения и переработки информации у учащихся.

2.3. Коррекция нарушений психологического здоровья и нарушения процесса усвоения и переработки информации у учащихся.

2.4. Создание предпосылок личностно-ориентированного обучения и воспитания.

2.5. Предоставление педагогам и родителям возможности овладения современными психологическими технологиями взаимодействия с учащимися и взрослыми.

2.6. Повышение психолого-педагогической культуры сотрудников школы.

3. Обязанности

3.1. Проведение диагностики уровня психологического здоровья, личностных, коммуникативных, социальных и познавательных особенностей учащихся с использованием психологических методик, наблюдения, бесед с сотрудниками школы и родителями.

3.2. Организация мониторинга развития учащихся.

3.3. Предоставление педагогам возможности ознакомления с личностными особенностями учащихся для самостоятельного использования этой информации.

3.4. Оказание педагогам помощи в организации личностно-ориентированного обучения на основе учета индивидуальных особенностей учащихся через консультации, посещение и анализ урока.

3.5. Проведение опроса взрослых — сотрудников школы и родителей — по выявлению проблемных областей в развитии детей (что беспокоит, что хотелось бы изменить).

3.6. Проведение углубленной диагностики, направленной на выяснение причин наличия проблемных областей у учащегося, выявленных психологами, сотрудниками школы или родителями.

3.7. Организация необходимых воздействий в отношении учащихся, имеющих проблемные области развития: индивидуальная коррекционная работа, консультирование взрослых для изменения их родительской или педагогической позиции, реорганизация условий школьного обучения.

3.8. Организация групповых занятий, направленных на разрешение возрастных задач развития дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста.

3.9. Организация коммуникативных и социально-психологических игр внутри классов и между классами, позволяющих развивать у школьников умение сотрудничать, выступать в функции лидера, способствующих гармонизации межличностных отношений в каждом классе, оказывающих воспитывающее воздействие.

3.10. Предоставление классным руководителям информации о тематике занятий и коммуникативных игр, о выявленных особенностях учащихся и классов в целом с тем, чтобы они могли учитывать эту информацию при организации взаимодействия с учащимися и родителями, планировании воспитательного процесса в классе.

3.11. Динамическое наблюдение за учащимися для своевременного отслеживания стрессовых ситуаций, чреватых риском нарушения психологического здоровья.

3.12. Предоставление педагогам и родителям информации о целях, задачах психологической службы, формах работы.

3.13. Предоставление педагогам и родителям возможности расширения психологической компетентности.

3.14. Предоставление педагогам возможности участия в тренингах личностного и профессионального роста.

3.15. Предоставление педагогам возможности работать с проблемой эмоционального выгорания.

3.16. Предоставление родителям информации о динамике развития ребенка, способствующей повышению их родительской компетентности.

3.17. Повышение психолого-педагогической культуры взрослых: педагогов и родителей.

3.18. Ведение текущей и отчетной документации.

4. Права

Педагог-психолог имеет право:

4.1. Для защиты интересов ребенка приглашать на консультацию любого сотрудника школы или родителей.

4.2. Приглашать на консультацию ребенка в любое время, если ему требуется неотложная помощь.

4.3. Сохранять конфиденциальность информации о личных проблемах учащихся, родителей.

4.4. Требовать от педагогов и сотрудников школы учета личностных особенностей учащихся.

4.5. Совершенствовать свое профессиональное мастерство через посещение семинаров и тренингов.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ОУ, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, с манипуляцией сознанием педагогов и родителей, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За причинение ОУ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательствами.

6. Взаимоотношения

6.1. Педагог-психолог взаимодействует со всеми структурными подразделениями по вопросам, связанным с психологическими основаниями организации учебно-воспитательного процесса в школе.

6.2. Педагог-психолог взаимодействует с отдельными структурными подразделениями по специальным вопросам, а именно:

6.2.1. с медицинской службой — по вопросам

– учета в учебной деятельности индивидуальных физиологических возможностей учащихся,

– сохранения здоровья учащихся;

6.2.2. с подразделением воспитательной работы — по вопросам

– организации воспитательной работы в школе,

– организации индивидуальных воспитывающих воздействий в отношении трудных учащихся;

6.2.3. с методическим объединением классных руководителей — по вопросам

— организации классных коллективов,

— повышения уровня психологической компетентности и личностной зрелости классных руководителей;

6.2.4. с методическими объединениями учителей-предметников — по вопросам

— повышения уровня психологической компетентности и личностной зрелости учителей-предметников,

– организации системы учета учителями личностных и познавательных особенностей учащихся;

6.2.5. со спортивной службой — по вопросам

— организации коррекционных воздействий в отношении детей с трудностями в развитии,

— организации работы по гармонизации отношений в коллективах классов.

Приложение 2

Описание результатов работы психолога в 1-х классах

1. Обеспечение позитивного основного фона настроения детей в школе через:

а) контроль за эмоциональным состоянием ребенка в школе;

б) адресное внимание детям с требующей и избегающей привязанностью;

в) привлечение педагогов и родителей к анализу причин нарушений эмоционального состояния ребенка.

Как проверить: опросить родителей, хотят ли дети ходить в школу, нравится ли им в школе.

2. Наличие у детей интереса к занятиям психологией, стремления рассказать об этом дома через:

— включение в занятия заданий, близких по жизненному опыту;

— предоставление возможности высказать свою точку зрения и быть выслушанным;

— «якорение» успешности через наклейки-поощрения.

Как проверить: опросить детей, нравится ли им заниматься психологией.

3. Наличие у детей знаний о способах учета эмоционального состояния другого человека в общении через проведение еженедельных групповых занятий.

Как проверить: контрольная работа.

4. Наличие у детей умения сотрудничать в паре.

Как проверить: контрольная работа.

5. Наличие у каждого ребенка дружеских отношений хотя бы с одним одноклассником.

Как проверить: социометрия.

6. Наличие позитивной динамики в проблемных зонах у учащихся, которым рекомендована индивидуальная работа.

Как проверить: опросить родителей и педагогов.

7. Создание условий для реализации личностно-ориентированного обучения через проведение диагностики познавательных особенностей учащихся, составление таблиц, индивидуальных карт, обсуждение с педагогами.

Как проверить: опросить педагогов, знают ли они индивидуальные особенности детей и как их учитывают.

8. Установление доверительных отношений с родителями через индивидуальные консультации и групповые тематические собрания.

Как проверить: опрос родителей (анкетирование).

9. Формирование у родителей представления о ценности занятий психологией, уникальности их организации в школе через регулярное освещение содержания занятий на стенде для родителей.

Как проверить: опрос родителей (анкетирование).

Приложение 3

Стенд для родителей

Дорогие взрослые!

Наш первоклассник сегодня открыт познанию. Очень важно, чтобы он с равным усердием познавал как окружающий мир, так и самого себя. Познавал свой эмоциональный мир, осознавал его ценность и уникальность. Этому и посвящены наши первые занятия психологией.

Ребенку будет вдвойне полезно, если значимые взрослые — мамы, папы, бабушки, дедушки, няни — после занятий обсудят с ним главные темы, вопросы. Может быть, поиграют с ним в те игры, которые ему понравились. Ребенок почувствует, что взрослым интересен его внутренний мир так же, как и школьная успешность. Почувствует себя сильнее, нужнее, а значит, увереннее в себе. А мы ведь договаривались с вами, что уверенность в себе будем держать в центре внимания.

Чтобы у вас была такая возможность, мы размещаем на стенде упражнения, больше всего понравившиеся детям, их рисунки, высказывания и краткие аннотации наших занятий.

Приложение 4

Аннотации занятий во второй четверти

«Я учусь передавать радость прикосновением»

Занятие направлено на формирование у детей желания утешить другого человека, если ему грустно, акцент делается на умении ласково его погладить. Кроме того, выполнение игровых заданий способствует повышению самооценки учащихся, пониманию ими своей значимости для одноклассников.

«Я учусь передавать радость взглядом»

Внимание детей привлекается к контакту глаз как к необходимому условию доверительного общения. Игры обучают детей пониманию важности этого умения, поиску хороших качеств в каждом из соучеников, а также способствуют осознанию своих ресурсов.

«Я умею контролировать свой гнев»

Умение осознавать, контролировать гнев является необходимым условием коллективного общения. Однако не меньшую трудность представляет ситуация, когда ребенок полностью вытесняет свой гнев. Это нередко является причиной неуверенности в себе. На занятии дети учатся понимать, в каких ситуациях следует проявлять свой гнев, а в каких этого делать не надо, придумывают способы проявления гнева без причинения вреда другим.

Продолжается работа по формированию у учащихся позитивного представления о себе и о своих качествах.

«Я умею справляться со страхом» (2 занятия)

Ввиду актуальности для детей данного вопроса проводится несколько занятий по этой теме. Первое, что необходимо, – объяснить детям, что бояться не стыдно. Это надо сделать, чтобы избежать снижения самооценки у детей. Поэтому на занятиях обсуждаются вопросы: чего обычно боятся дети, взрослые и как они это проявляют. Затем дети учатся контролировать страхи, слушают и проигрывают терапевтические сказки. Каждое занятие заканчивается играми на повышение уверенности в себе и формирование доверительных отношений в классе.

«Я иногда грущу»

Очень важно, чтобы ребенок знал, что нет плохих и хороших чувств, что он имеет право чувствовать и проявлять все, что он хочет. Главное — уметь проявлять свои чувства адекватно. Поэтому на занятии обсуждаются ситуации, которые могут вызвать грусть, и способы, которыми люди справляются с ними. Игровые задания, кроме того, способствуют формированию дружного коллектива в классе.

Итоговое занятие «Я умею осознавать мои чувства»

Это занятие — праздник, на котором каждый ребенок получит позитивный ресурс, пожелание на будущее. Еще раз услышат о своей значимости для ребят в классе.

Приложение 5

Занятие с первоклассниками «Мы — вместе!»

Сценарий занятия

Цель: развитие у детей умения договариваться друг с другом.

Оборудование: большие листы с изображением самолета, парохода, ракеты, которые прикрепляются на доску, маленькие листочки с такими же изображениями в количестве, соответствующем числу учащихся в классе, три листа с изображениями школьного рюкзака.

Ход занятия

Ведущий предлагает детям вытянуть маленький листок с каким-либо изображением для того, чтобы дети разделились на три команды. После этого они пересаживаются так, чтобы члены одной команды сидели рядом друг с другом.

Ведущий рассказывает детям, что на сегодняшнем занятии им нужно будет пройти несколько испытаний, причем действовать они будут всей командой. И главная трудность будет состоять в том, что им нужно будет суметь договориться при преодолении испытаний.

Первое испытание — это громко и вместе произнести название транспортного средства, на котором команда будет совершать свое путешествие.

Второе испытание — изобразить свое транспортное средство так, чтобы все члены команды принимали участие и каждый был бы какой-либо его деталью.

Третье испытание — перед началом путешествия надо проверить, насколько хорошо члены команды знают друг друга. Проверка заключается в том, что члены одной команды выходят к доске и по цепочке быстро сообщают, какие качества им нравятся друг в друге, например: «Алеша, мне в тебе нравится твоя доброта».

Затем ведущий говорит, что произошла внештатная ситуация. На самолете случайно оказался котенок, на пароходе — щенок. На ракете — зайчонок. Им всем очень страшно и грустно. Их нужно утешить. Из членов каждой команды выбирается ребенок на роль этих животных. Он садится на стул перед классом, а члены его команды по очереди подходят, гладят его и говорят добрые слова.

Четвертое испытание — это коллективный сбор рюкзачка школьника. Ведущий говорит детям, что у каждого из них есть рюкзак, в котором находятся предметы, необходимые учащимся для хорошей учебы в школе: ручки, хорошо поточенные карандаши, тетради. Но помимо предметов, школьнику для хорошей учебы необходимы какие-то качества, например — умение справляться с трудностями. Предлагает по командам подумать и назвать по три качества, которые необходимы школьнику.

В завершение занятия дети говорят, кому они могут сказать спасибо за то, что они теперь школьники.

Приложение 6

Индивидуальная карта учащегося начальной школы

Никита

Психологическое
здоровье

Существенное нарушение: защитная и демонстративная агрессивность
Самооценка неустойчивая, зависимая от внешних оценок

Познавательная
активность

Потребность в познании высокая, однако требует быстрой возможности ее реализации (может угасать без этого)

Потребность в учебных достижениях завышенная (остро реагирует на неудачу, она будет снижать потребность познаний)

Произвольность высокая, однако она зависит от возможности реализовать потребность в познании

Самостоятельность высокая

Интеллектуальное развитие

В целом очень высокое, но при среднем уровне развития визуального мышления. Преобладает логическое мышление. Креативность высокая

Тип нервной системы

Сильный
Ведущее полушарие левое

Заключение

Мальчик находится в группе риска в плане неудачи в учении.

Возможны два варианта развития:
– высокая учебная успешность во многих предметных областях, участие в олимпиадах;
– средняя учебная успешность, нарушения дисциплины, драки

Условия для реализации 1-го варианта следующие: высокий темп ведения урока, выполнение творческих заданий, возможность работать самостоятельно, акцентирование учебных успехов классу, сглаживание неудач и авансирование успеха в этом случае
В случае демонстративного поведения можно иногда не заметить это или ласково попросить этого не делать
Ребенку необходимы телесные поглаживания и неформальное общение вне урока

Табу

Резко пресекать демонстративное поведение. Не спрашивать ребенка, когда он очень хочет отвечать или когда он уже давно тянет руку. Если это невозможно, нужно сказать, что ты его видишь и дашь возможность ответить позже

Приложение 7

Тренинговое занятие для пятиклассников
в период адаптации «Три главных испытания»

Цель: помочь учащимся осознать процесс начинающегося взросления.

Основополагающая идея: в традиционной культуре существовали достаточно разработанные ритуалы инициации, которые позволяли быстро изменить детский статус подростка на взрослый. В нашей культуре такие обряды отсутствуют, подростковый период растянут во времени. Нередко он сопровождается достаточно острыми кризисными проявлениями у подростков, приводящими к конфликтами со своим окружением. Мы полагаем, что современных подростков необходимо через серию занятий познакомить с трудностями, которые им необходимо преодолевать на пути к взрослению. Данное занятие является первым из этой серии. Его следует проводить в первом полугодии 5-го класса.

Оборудование: индивидуальный лист испытаний и фишки для наклеивания на этот лист, клей.

Ход занятия

Ведущий читает сказку:

На далекой планете Детства жили маленькие принц и принцесса. Было им там тепло и уютно. Все их любили и исполняли желания и просьбы. На желто-фиолетовых деревьях там громко чирикали обезьянополусы, а по полянам носились воробьезавры. Там было весело и беззаботно. Но вот пришло время, когда к принцу и принцессе подошел правитель той планеты Мудролюб и сказал:

— Вы уже выросли, вам пора собираться в дальний путь на планету Взросления. Я принес вам крылья. Примеряйте и давайте учиться летать.

— Но зачем нам улетать отсюда? — спросили дети. — Нам здесь отлично. Мы не хотим взрослеть и становиться вечно занятыми и спешащими на работу, как эти скучные взрослые. Мы остаемся здесь. Кроме того, на других планетах листья только зеленые — скукота! — и животные не умеют превращаться одно в другое. Мы остаемся здесь.

— Вы не можете здесь остаться, — покачал головой Мудролюб. — В вас созрело уже столько способностей «могу делать сам», что они будут заставлять вас пробовать найти им применение. Вам захочется самим принимать различные решения, делать то, что хочется. Но вы быстро растете. И если помедлите, крылья уже не смогут выдержать вас, и вы останетесь на планете детства навечно.

— Ладно, давай крылья. Примерим их,– сказали дети.

— Не все так просто, — опять покачал головой Мудролюб. — Чтобы преодолеть путь к планете Взросления, вам понадобятся все ваши силы, а главные из них — это сила воли, сила ума и сила добра.

— Ну с силой воли и силой ума мы согласны — это полезные штуки. Пригодятся всегда. А вот зачем сила добра? Явно лишняя, — возразили принц и принцесса.

— Нет, это самая главная сила взрослых, — ответил Мудролюб. — Взрослые, они на то и взрослые, что умеют помогать другим. Отдавать себя. А не только получать, как дети. Надо научиться заботиться о других — иначе не почувствуешь себя взрослым.

— Ну уговорил. Будем искать в себе все три силы, — согласились ребята.

Однако легко сказать — труднее сделать. Вот сила воли — найдешь ее, схватишь. А она, как скользкий мячик, из рук выскакивает. И тогда начинаешь выкрикивать, других перебивать, на уроках учителя отвлекать, ребят. А когда домашнее задание делать начинаешь, так сила воли под парту прячется и никак не хочется доводить его до конца.

А сила ума, как нарочно, на математике засыпает или на русском, когда думать надо. Хочется все бросить и поговорить с соседом.

А сила добра как раз на уроке отлично себя чувствует. Хочется всем помогать, а не с учебником, к примеру, работать. Но после звонка прячется куда-то в тайное место. И уже хочется не помогать, а побегать и покричать.

Трудно было искать эти силы принцу и принцессе, но уж очень хотелось им на планету Взросления. И, как во всякой сказке, все-таки нашли свои силы, трудности преодолели. И тогда как-то вечером очень странно посмотрели на них родители — с гордостью и радостью!

— Кажется, наши дети повзрослели, — сказали они.

А ребята при этом засмущались и стали быстро засовывать что-то в карманы. И взрослые не заметили, что из карманов торчали кусочки желто-фиолетовых листьев и маленькие слонообезьянчики, потому что ребята решили кусочки планеты Детства захватить с собой в Жизнь. А мы с вами заметили, но мы позволим им это. Не так ли?

После чтения сказки ведущий предлагает учащимся обсудить следующие вопросы:

— Пришло ли им время взрослеть? Если да, то почему?

— Действительно ли для взросления необходимы сила воли, сила ума, сила добра? Может быть, нужны еще какие-то силы?

— Почему принц и принцесса захватили с собой во взрослость кусочки планеты Детства?

После дискуссии ведущий раздает учащимся листы испытаний и предлагает выполнить задания, в которых они могут испытать себя: достаточно ли у них есть силы воли, ума, добра. Объясняет, что за каждый момент проявления сил они будут получать фишки для вклеивания в свои листы.

Затем приглашает приступить к испытаниям.

Упражнение 1. «Испытание силы воли»

Учащимся предлагается поиграть в игру «Чьи ладошки» Выбирается водящий. Он отворачивается от класса. Далее по указанию ведущего кто-то тихо подходит сзади и кладет на спину ладошки. Водящему необходимо угадать, кто это сделал.

Сила воли будет проявляться в том, что ребята не будут рваться на роль водящего или того, кто прикладывает ладошки, а будут ждать выбора ведущего.

Упражнение 2. «Испытание силы ума»

Каждому ученику раздается «психологический пример». Необходимо «решить его» (описать ситуации, когда такая «арифметика» возможна), зачитать решение классу и обосновать его.

Примеры могут быть такими:

Радость + доверие

Страх + неуверенность в себе

Выпячивание себя + радость

Надежда + доброжелательность

Упражнение 3. «Испытание силы добра»

Этому испытанию придается очень большое значение. Поэтому учащимся даются две попытки. Во время первой ведущий называет имя одного из учеников и предлагает детям за 30 секунд написать как можно больше его хороших качеств.

Вторая попытка — придумать подарок, который хотелось бы подарить соседу по парте, и показать его так, чтобы тот догадался.

В заключение занятия учащиеся подсчитывают количество набранных фишек. Делается вывод: у кого-то более развита одна сила, у кого-то — другая. Но все готовы отправиться в путь к Взрослости.

Затем учащиеся вытаскивают для себя напутствия из «Шляпы мудрости», которые психолог готовит им заранее.

Приложение 8

Тренинговое занятие для учителей пятых классов

Цель: сплочение коллектива и создание позитивного настроения на новый учебный год (тренинг проводится в августе).

Необходимые материалы: игрушка (мячик), ватман (3–4 листа), фломастеры, карандаши, степлер, скотч, различные арт-терапевтические материалы, доска, бейджи, булавки, прочная нитка или веревка, ножницы, клей, 4 парты.

Время проведения: 1 час.

Ход занятия

Ведущий. Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем тренинге, который посвящен созданию настроя на будущий учебный год. У каждого из нас есть определенные ожидания, представления о том, каким будет год, какие дети к нам придут. Во многом успех зависит и от того, с каким настроем мы их встретим. Сегодня мы не будем обсуждать особенности детей, мы не будем говорить о трудностях пятиклассников и адаптационном периоде. Мы постараемся создать общее коллективное настроение. Такое настроение, которое рождает улыбки на наших лицах, вселяет веру и надежду, что у нас все получится. И нам бы хотелось, чтобы сегодняшняя встреча была одним из шагов к его созданию.

Игра-разминка «Вопрос — ответ»

Ведущий кидает мяч любому из участников и задает вопрос. Тот, у кого мяч, отвечает и возвращает мяч ведущему, ведущий повторяет процедуру с другим участником, и так 5–8 раз.

Вопрос. какое у тебя сегодня настроение?

Следующий вопрос зависит от ответа. Пример:

Ведущий. Какое у тебя сегодня настроение?

Участник. Солнечное.

Ведущий. Что еще бывает солнечным?

Участник. День.

Ведущий. Каким еще бывает день?

Участник. Счастливым.

И так далее.

Игра-разминка «Сегодня я увидел в группе...»

Ведущий предлагает всем посмотреть на соседа справа и увидеть в нем что-то необычное, особенное, удивительное, то, чего раньше не видел, и сказать ему об этом. Процедура выполняется по кругу. Каждый участник начинает с предложения: «Сегодня здесь, в группе, я увидел, что...»

Игра-разминка «Кинорежиссер»

Ведущий предлагает каждому представить, что он — кинорежиссер, а остальные — актеры. Идет съемка очередной серии «Ералаша», для которой режиссер подбирает актеров. Ведущий называет типаж роли, а режиссер подходит к тому актеру, который, как ему кажется, сможет сыграть данную роль, и кладет ему руку на плечо.

Роли:

— пятиклассник;

— ответственный пятиклассник;

— самый хулиганистый пятиклассник;

— пятиклассник, в которого все влюблены;

— ученик-вундеркинд;

— ученик — любимчик учителей.

Игра «Ассоциации»

Ведущий предлагает отвечать первое, что придет в голову при слове «пятиклассник». Процедура проводится по кругу с бросанием игрушки (мяча).

Коллаж «Образ пятиклассника»

Ведущий. У каждого из нас есть определенный образ пятиклассника. Кто-то из нас уже работал с ними, кому-то этот опыт только предстоит. Но каждый имеет представление, о ком идет речь. И сейчас вам всем вместе предстоит создать единый образ пятиклассника, используя все имеющиеся материалы. Затем мы с вами вернемся в круг для представления полученного образа. И каждый озвучит, что он привнес в создание образа пятиклассника.

Игра «Как поощрить пятиклассника»

Ведущий предлагает участнику на время стать пятиклассником, который заслужил похвалу. Участник-доброволец садится в центр, а все остальные его хвалят.

Варианты:

— Ученик успешно закончил четверть.

— Ученик новенький в классе.

— Ученик усердно готовился к контрольной, но плохо написал.

— Ученик очень старается, но у него не получается учиться так, как ему хочется или как того требуют родители.

Игра-заключение «Паутинка»

Ведущий. И в заключение давайте пожелаем друг другу что-нибудь на новый учебный год. Но сделаем мы это необычным способом. У меня в руках клубок. Я отматываю немного нитки на палец. Затем кидаю клубок любому участнику со словами: «Анна Сергеевна, я желаю вам в новом учебном году...»

(Важно, чтобы клубок передавался не ближайшим соседям в кругу, чтобы получилась паутина.)

При взгляде на эту паутину у меня возникают ассоциации с чем-то единым, тесно связанным. Хочется пожелать всем, чтобы наша работа в следующем году проходила в тесном и дружном коллективе.

Приложение 9

Памятка для учителей

Методы убеждения подростков

1. Метод противоречий, основанный на выявлении противоречивости в доводах убеждаемого и на проверке собственных аргументов на непротиворечивость с целью предотвратить контрнаступление.

Пример. Считаешь ли ты, что необходимо с уважением относиться к окружающим? Можно ли расценивать поведение как проявление уважения к окружающим? Как тогда его можно объяснить?

«Ты должен слушать учителя, потому что он умней» — противоречивое убеждение. Может последовать: «Не всякий и не во всем».

2. Метод «извлечения выводов»: аргументы излагают не сразу, сначала необходимо добиться согласия на каждом этапе.

Пример. Считаешь ли ты, что урок должен содействовать повышению уровня знаний у учащихся? Согласен ли ты, что прежде чем переработать информацию, то есть подумать над ней, запомнить, нужно сначала ее получить? Какие способы восприятия информации существуют? (Имеется в виду ответ: «Основные — зрение и слух — при условии определенной концентрации внимания».) Можно ли сделать вывод, что для успешного восприятия информации ее нужно выслушать или прочитать? Как будет выглядеть «портрет» ученика, успешно воспринимающего информацию?

3. Метод двусторонней аргументации: излагают преимущества, а потом недостатки принятого решения. Это создает впечатление непредвзятости убеждающего.

Пример. Давай рассмотрим сначала все трудности и недостатки того варианта, когда полностью будут соблюдаться правила поведения на уроке. Да, пропадает возможность продемонстрировать друзьям собственную «крутость», которая заключается в неповиновении взрослым. Может быть, будет трудно справиться с собственными желаниями… Теперь давай рассмотрим преимущества. Будет формироваться такое мужское качество, как умение терпеть в трудной ситуации. Одноклассники будут относиться к тебе с уважением за настойчивость в достижении цели.

4. Метод «Да, но…»: используется в тех случаях, когда собеседник приводит убедительные доказательства преимуществ своего подхода к решению вопроса; сначала соглашаются с собеседником, а после некоторой паузы приводят доказательства недостатков его подхода.

Пример. Можно согласиться с тем, что стертые учителем из школьного компьютера файлы представляли для тебя ценность и следовало спросить твоего согласия на это. Но давай подумаем: если бы учитель пришел к тебе домой и разложил в твоем книжном шкафу антикварные издания Пушкина, вправе ли ты был бы их выбросить?

5. Метод бумерангов: собеседнику возвращают его же аргументы, но направленные в противоположную сторону. Часто неэффективен для подростков, которые сами им хорошо владеют, «ловят» на него взрослых, заставляя их прибегать к самооправданию.

Пример. Согласись, что ты был не слишком вежлив на уроке. — Да, но это потому, что вы были ко мне необъективны. — Нет, я отношусь к тебе как ко всем. — Но вы потеряли мою тетрадь. — Но я дала тебе листок. И т.д.

Убеждение будет эффективно, если:

— осуществляется на фоне малой интенсивности эмоций убеждающего; возбуждение, гнев интерпретируются как неуверенность убеждающего;

— когда не только предлагается своя, но и рассматривается аргументация убеждающего;

— когда отсутствуют прямые заключения о неправоте убеждаемого, задевающие его самолюбие и повышающие уровень самозащиты;

— когда отсутствуют длинные назидательные (менторские) сообщения, в процессе которых собеседник выключается или начинает защищаться;

— когда между аргументами присутствуют некоторые паузы, поток аргументов в режиме монолога притупляет внимание собеседника;

— когда сам убеждаемый принимает участие в обсуждении и принятии решения, так как люди лучше перенимают взгляды, в обсуждении которых принимают участие.

Приложение 10

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧ-СЯ 9-го КЛАССА


Параметры зрелости
психологических качеств

Личностные
проявления качеств

Примечания
и рекомендации

ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ. Предложенная ниже информация дает учителю знание о стратегии взаимодействия с учащимся, способах мотивирования и оказания поддержки

 

Целе-
полагание

Целенаправленность:

C C

Упорство в достижении цели

C

Умение планировать шаги достижения цели

C

Амбициозность

C

 

Ценности

Значимые ценности —
цели

C C

Отвергаемые ценности — цели

C

Значимые ценности —
средства

C

Отвергаемые ценности — средства

C

 

Само-
понима-
ние,
само-
приня-
тие

Знание собственных ресурсов и ограничений

C C

Особенности самооценки
(в т. ч. самокритичность)

C

Особенности самоконтроля и саморегуляции

C

Умение просить помощь
и поддержку

C

 

Ответственность за способ и результат своих действий

C C

Мотивы учебной деятельности

C

Самостоятельность в учебной деятельности и в решении жизненных задач

C

Личностные ресурсы ученика/ученицы

C C

Ограничения, «проблемные зоны» в личностной сфере ученика/ученицы

C C

 

КОММУНИКАТИВНАЯ ЗРЕЛОСТЬ. Предложенная ниже информация дает учителю знание о том, какие организационные приемы использовать для повышения продуктивности учебной деятельности.

Партнерская (деловая) позиция в общении

C C

Сотрудничество (умение работать в команде), роль

C

Стратегия поведения в конфликтной ситуации

C

Инициативность

C

C

Осуществление
социально значимой
деятельности

C

Коммуникативные ресурсы учащегося

C

C

Ограничения, «проблемные зоны» в коммуникативной сфере
ученика/ученицы

C C

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ. Предложенная ниже информация дает учителю знание о том, какие учебные приемы использовать для повышения продуктивности учебы

Осознание своего индивидуального стиля УД

C C

Интеллектуальная активность, потребность в познании

C

Особенности мышления

C

Особенности внимания

C

Особенности памяти

C

Интеллектуальные ресурсы учащегося

C C

Ограничения, «проблемные зоны» в интеллектуальной сфере
ученика/ученицы

C C

Психологический возраст

C C

Возрастной кризис

C C

Выраженные психофизиологические особенности

C C
Актуальные задачи развития C C
Информация для психолога старшей школы (шифр) C C

Карту заполнил психолог     ____________________

Приложение 11

Анкета для учащихся десятых классов

Продолжи предложение:

1. Образование мне нужно…

2. Для меня школа — это…

3. В школе я могу…

4. В школе я не могу…

5. Старшая школа отличается от средней…

6. Профильное обучение в старшей школе…

7. Учителя в старшей школе…

8. В учителях я ценю…

9. Мне трудно с учителями, которые…

10. Я справляюсь с изучением следующих предметов…

11. Я испытываю трудности в изучении следующих предметов…

12. Мои текущие оценки по предметам…

13. Во второй половине дня я обычно…

14. Я выполняю домашние задания, потому что…

15. Я не выполняю домашние задания, потому что…

16. Для меня важно мнение…

17. Мой класс…

18. В друзьях я ценю…

19. Моим другом не может быть человек, который…

20. Если бы я руководил(а) старшей школой, я бы…