В это трудно
поверить, но среди школьных психологов есть
такие, кто проработал в системе образования уже
около двадцати лет. Это специалисты «первого
призыва», те, кого можно назвать ветеранами
психологической службы. Люди с огромным опытом.
Многие специалисты из «первого призыва» ушли в
другую сферу, не выдержав сложности и напряжения
практической психологической работы. Но те, кто
остался, доказали себе и другим, что они — могут,
что они — справились. Это в большинстве своем
настоящие профессионалы, нацеленные на
постоянное саморазвитие и способные
противостоять стрессогенным факторам очень
непростой деятельности. Они уже не мыслят себя
вне школы. Их мало. И они отличаются от тех юных
выпускников психфаков, которые меньше чем через
месяц впервые войдут в кабинет школьной
психологической службы в качестве
дипломированных специалистов. Интересно понять,
в чем отличие между этими двумя поколениями
психологов? И в чем их сходство? Часто говорят (со
скрытым или явным неодобрением), что молодые куда
практичней, меркантильней, расчетливей. Пожалуй,
это так. Время психологов-романтиков сменилось
временем психологов-прагматиков. Мне кажется,
что это нормальный процесс. Представители нового
поколения хорошо знают, чего они хотят, умеют
ставить четкие цели и достигать их, стремятся к
освоению новых психологических технологий,
способны к нахождению дополнительных источников
заработка. Они самостоятельны и уверены в своих
силах. Они умеют структурировать свое время и
стараются избегать лишних нагрузок.
И все-таки в главном они похожи на своих старших
товарищей: они ориентированы на помощь другим
людям, и прежде всего — детям. И вопросы этики для
них — не пустой звук. По крайней мере, я их вижу
такими.
Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор
|