Разберемся с понятиями
Чем же, наконец, мы занимаемся?
Конец августа — очень любопытное время в жизни
практически любой российской школы. В это время
педагоги и администрация пытаются одновременно
заниматься столь несовместимыми вещами, как
подготовка кабинетов и всего здания к началу
занятий и постановка целей и задач
педагогической работы на год. И что удивительно,
чаще всего у них это получается!
К первому сентября школа блестит и светится,
позади — педсоветы, заседания методобъединений
и творческих групп. Концептуальные слова
сказаны, цели обозначены, планы намечены,
отдохнувшие педагоги готовы к их полной и
повсеместной реализации. В надлежащих местах
зафиксированы методические темы года и задачи
развития школы. В соответствующих строках
расставлены слова и выдержки из последних
нормативных актов и умных книжек, намечены
перспективы гуманизации и гуманитаризации (чего?
обучения или образования?), внедрения идей
личностно-ориентированного обучения (или
образования?), повышения качества обученности
(или воспитанности? а может быть,
образованности?), внедрения в учебный (или
образовательный?) процесс новых методов и
технологий…
И еще не раз в течение года на педсоветах и
заседаниях проектных групп эти слова будут
звучать то как синонимы, то в непонятных,
загадочных связках и причинно-следственных
отношениях. А заезжему лектору будут
оппонировать примерно так: «Вот вы говорите, что
в процессе обучения должно происходить
развитие… А мы это и так делаем! Со студенческой
скамьи каждому педагогу известна триединая цель
урока: обучение, развитие, воспитание. Каждый
учитель ставит на уроке развивающую задачу!»
«Образование», «обучение», «воспитание»,
«развитие» — нет никаких сомнений, что эти
понятия имеют самое непосредственное отношение
к тому, чем занимаются педагоги и психологи, к
тому, что происходит в школе с учеником. Но, может
быть, оттого большая часть концепций развития и
лежит в кабинете директора мертвым грузом, что мы
до сих пор не разобрались, в чем предмет нашей
деятельности, чем мы занимаемся и какими словами
это называется? Конечно, это не единственная
причина, но все же, все же…
Поговорим о понятиях и той реальности, которую
они обозначают. Уверена, нам тогда легче будет
понять друг друга: педагогам — психологов,
практикам — ученых.
Уникальная непохожесть
«Образование» — молодое понятие, значительно
моложе «воспитания» и «обучения».
Слово «образование» охватывает следующие
семантические поля: а) процесс создания,
порождения чего-то нового, б) формирование
чего-либо согласно заданному образцу, в) нечто
структурно сложное. Все эти значения сегодня в
ходу.
Так, в процессе образования идет создание
нового вида людей — культурных, образованных. И
внешне, и, что важнее, внутренне эти люди
отличаются от прочих тем информационным,
ценностным содержанием, которым овладели и
продолжают овладевать. Человек культурный порождается
образованием.
У этого процесса есть определенные, внешне
заданные цели. Отбор содержания и форм
образования происходит в соответствии с этой
целью. И цель эта связана с человеком, теми
качествами и способностями, которые в нем
желательно породить, сформировать. Вот, слово
прозвучало. В образовании всегда есть эталон,
образец Человека образованного, в соответствии с
которым разворачивается процесс и оцениваются
его результаты.
Наконец, образование очень сложно. Оно имеет
уровни, этапы и структуру. «Система образования»
— говорим мы, подчеркивая сложность данного
процесса на уровне отдельного человека и всего
общества.
Образование — это самое главное понятие по
отношению в ребенку, приходящему в школу или уже
покидающему ее. Образование — это то, что с ним
происходит. Образование — это процесс, в который
его включили на входе, и его личное достояние на
выходе. Конечно, мы чаще говорим «ребенок учится»
или «ребенок воспитывается» в школе. Но
правильнее говорить, хотя это, может быть, пока
немного непривычно: «ребенок образовывается», то
есть формируется по образу и подобию того
образца — Человека образованного, который
взрослые заложили в содержание и формы его
школьной жизни — урок, перемену, кружок,
общешкольный праздник, классный час, экскурсию и
т.д.
В этом великий смысл образования как процесса
культурологического: «образовать человека —
значит помочь ему стать субъектом культуры,
научить жизнетворчеству» (Е.В. Бондаревская).
Есть и не менее важный гуманитарный,
антропологический смысл: образование суть
обретение человеком своего образа:
неповторимой индивидуальности, творческого
начала. Образование позволяет «высветить образ
человека, сделать отчетливо зримым его
уникальную непохожесть и отличенность от всех
иных и всего иного» (М. Тищенко).
Правильные вопросы
Итак, школа, как структура образовательная,
должна помочь человеку обрести образ — образ
человека культурного и при этом способного в
рамках культуры развиваться самостоятельно,
творить свою жизнь сообразно своим целям и
идеалам.
Образование, с моей точки зрения, очень хорошее,
очень правильное слово. Его употребление в тех
контекстах, когда речь идет о ребенке и о том, что
с ним происходит в школе, позволяет нам
удерживать главную задачу нашей деятельности. И
задавать себе правильные вопросы. К примеру:
• Мы вводим новую учебную дисциплину. А зачем?
Что нового и важного она привнесет в процесс
формирования человека?
• Мы проводим то или иное мероприятие —
затратное по времени и силам. А каков его
образовательный эффект и результат?
• Мы решили наказать провинившихся учеников.
Как повлияет это наказание на их образование? Что
в них образует? И т.д.
Понятия «развитие», «обучение», «воспитание»
размещены внутри контекста образования. Понятие
«развитие» определяет и объясняет то, что
происходит с самим ребенком в процессе
образования. «Обучение» и «воспитание»
характеризуют задачи и особенности
педагогической деятельности, направленной на
достижение целей образования.
Например, в литературе можно встретить такое
определение: образование —
социально-культурный механизм
целенаправленного развития и формирования
человеческого качества на основе
систематизированного в содержательном и
процессуальном отношении воспитания и
обучения.
(И.А. Колесникова).
Становление, формирование и саморазвитие
Слово «развитие» — древнеримское по
происхождению; первоначально оно означало
развертывание свитка при чтении: все, что уже
написано в книге, разворачивается затем в
сознании читающего. Похожее толкование
словосочетания «развитие мысли» мы находим у
Цицерона: то, что было свернуто в сознании
говорящего, разворачивается через его речь перед
слушателями.
В настоящее время понятие «развитие» стало
естественной и неотъемлемой частью
мировоззрения человека. Понятие, которому на
самом деле чуть больше двух тысяч лет, сегодня —
одно из ключевых в культуре.
Для нас важно развести три вида развития с
точки зрения причин, его обусловливающих
(В.И. Слободчиков):
1. Становление — естественная временная
последовательность ступеней, периодов, стадий.
Такое развитие есть движение от некоторой
причины, запускающей (поддерживающей) изменения,
и до закономерных следствий. Возрастное
развитие, особенно в период от младенчества до
юности, имеет довольно устойчивые и четкие
характеристики становления. Есть закономерные
этапы физического, психофизиологического,
умственного и эмоционально-волевого развития.
Для данного этапа цивилизации характерны и
определенные закономерности становления
собственно личности человека. Педагог и психолог
не могут не учитывать этих закономерностей, так
как иначе они со своими действиями и влияниями
рискуют войти в конфликт с объективными
процессами.
2. Формирование — процесс изменения
деятельности, способов и средств развития,
имеющихся в распоряжении человека. Это движение
от имеющегося социокультурного образца к его
внутреннему присвоению. Процессы и
закономерности формирования — сердцевина всего
образования. Это то содержание, которое мы хотим
с помощью педагогических средств «переложить»
из внешнего культурного окружения ребенка в его
внутренний мир.
3. Преобразование — процесс саморазвития,
движения человека по целям, ценностям и смыслам
своего существования. Преобразование
присоединяется к процессам становления и
формирования на определенных этапах развития, а
к подростковому и юношескому возрасту
становится (должно становиться!) доминирующим.
Само по себе это не происходит, так как
способность к саморазвитию должна быть выращена
в человеке, в том числе — в процессе
формирования. То есть в значительной мере это
ответственность взрослых — помочь ребенку стать
способным к саморазвитию, обрести внутренние
психологические инструменты управления собой и
своей жизнью, а затем — дать ему возможность
реализовывать свои жизненные планы и
устремления (просто говоря — «отпустить»…).
Таким образом, развитие ребенка — сложный
процесс, который в тех или иных пропорциях
содержит в себе становление, формирование и
саморазвитие. Развитие как формирование —
основа образования, развитие как становление —
условие образования, саморазвитие — один из
итогов качественного образования.
О чем следует думать в августе
Обучение и воспитание — понятия,
характеризующие специфические задачи педагога,
то есть взрослого, проектирующего и затем
организующего процесс образования человека.
Педагогическая деятельность — так
называется то, чем занят такой взрослый. По
мнению В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева, это
деятельность по созданию условий для
саморазвития, самообразования людей, по
обеспечению для них пространства выбора,
возможностей свободного и творческого действия.
Обучение служит некой «информационной пищей»
для образования, а воспитание — гарантом того,
что полученная информация будет использована
человеком во благо. И обучение, и воспитание —
сложные, многогранные и многосоставные виды
профессиональной деятельности, про каждый из них
можно и должно говорить пространно и с уважением,
но нам важно подчеркнуть следующее: эти виды
деятельности имеют общую цель, заданную им извне.
И цель эта — образование. Цели обучения и
воспитания лежат «внутри» человека. Это не нормы
и правила, о которых он знает, и не набор знаний и
даже учебных умений, которые он усвоил. Это те
коренные изменения, которые произошли в его
мышлении, высших психических функциях,
мировоззрении, способах познания мира и общения
с другими людьми. И как результат — появление
нового человека, Человека образованного.
Позволю себе архитектурную аналогию.
Образование — это архитектурный проект и
одновременно его последующее воплощение в
некоем сложном и прекрасном здании. Конкретные
знания, наставления — это те материалы, из
которых строится здание. В иных случаях они
незаменимы, так как без них не придать зданию
прочности или каких-то еще важных, сущностных
качеств. Ну например, основы математики. Но
большинство — взаимозаменяемы и изменяемы. И
если педагог удерживает цель, он спокойней и
осмысленней относится к тем средствам
(предметным знаниям), которые есть в его
распоряжении.
Четыре понятия. Каждое очень важно и неразрывно
связано с другими. Но для удержания цели и
выстраивания тактики очень важно понимать их
отношения. Иначе — неразбериха, жонглирование
терминами и отсутствие ясности в предмете
собственной деятельности. Возможно, именно об
этом стоит думать и говорить в августе.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|