От детсада до вуза
В последние годы все чаще стало
вспоминаться забытое и раскритикованное слово
«воспитание». Оказалось, что с отменой идеологии
в воспитании вместе с водой случайно был
выплеснут и ребенок. Дети и подростки, оказавшись
в своем большинстве без нравственных и
ценностных ориентиров, стали подражать
доступным им образцам, щедро предлагаемым
социальным окружением, которое, в свою очередь,
подпитывается образцами современной
масскультуры.
Об этих проблемах шла речь на
Всероссийской конференции «Роль службы
практической психологии учреждений
профессионального образования в реализации
Стратегии государственной молодежной политики
Российской Федерации», которая прошла в
Министерстве образования и науки РФ 17–18 мая.
Напомню, что год назад в
Минобрнауки России на семинар-совещание
«Проблемы развития психологической службы в
условиях системных изменений профессионального
образования России» уже собирались специалисты,
работающие в среднем и высшем звеньях
профессионального образования (см. № 17, 2006 г.).
Разговор тогда вышел далеко за рамки работы
психологов в техникумах, колледжах и вузах. Ведь
отношение к труду (в том числе и к будущей
профессии) складывается задолго до принятия
окончательного решения о выборе своего
профессионального пути.
Этот процесс тесно связан с
личностным становлением человека, с его
социализацией, а значит, должен начинаться еще в
дошкольном возрасте. Поэтому задачи психологов,
работающих в сфере среднего и высшего
профессионального образования, тесно связаны с
проблемами коллег из психологической службы
школ и даже дошкольных учреждений.
О СУДЬБЕ МОЛОДЕЖИ
В этом году речь на конференции шла о том, что
для эффективной реализации государственной
молодежной политики необходимо деятельное
участие психологов образовательных учреждений.
Этому посвятила свое выступление А.А. Левитская,
директор Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России. Выступая на открытии
конференции, она обратила внимание участников на
недавно принятый документ – Стратегию
государственной молодежной политики в
Российской Федерации, которая была утверждена
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 18 декабря 2006 года.
Стратегия определяет «систему приоритетов,
направленных на создание условий и возможностей
для успешной социализации и эффективной
самореализации молодежи, для развития ее
потенциала в интересах России». Предполагается
информирование каждого молодого человека о
возможностях развития, которые ему
предоставляет государство, что позволит лучше
ориентироваться в поиске реальных возможностей
и условий для самореализации. Особое внимание в
документе уделяется тем молодым людям, которые
объективно испытывают трудности социального и
личностного характера, их интеграции в общество.
В Стратегии обозначены семь основных
молодежных проектов: «Российская молодежная
информационная сеть «Новый взгляд», «Команда»,
«Доброволец России», «Карьера», «Молодежь и
семья России», «Шаг навстречу», «Успех в твоих
руках». Сейчас ведется подготовка к
всероссийскому конкурсу, победители которого
получат поддержку в их реализации.
Алина Афакоевна Левитская обратила внимание
собравшихся, что активное участие психологов,
работающих в сфере образования, в реализации
Стратегии необходимо уже на этапе
проектирования тех или иных мероприятий, с
учетом их психолого-педагогического и
воспитательного воздействия. Важно максимально
учитывать восприятие молодежью социальной
ситуации в стране, дать системный анализ
особенностей современной молодежной культуры, а
также спрогнозировать
социально-психологические последствия решений,
принимаемых в сфере образования. А для этого
необходимы масштабные
социально-психологические исследования по
широкому кругу проблем молодежной политики.
|
А.А. Левитская
|
Психологическое проектирование и
экспертиза были бы полезны для подготовки не
только этого документа, но и всех инновационных
проектов и социальных инициатив в сфере
образования. При росте социальной напряженности,
имущественного расслоения, обострении различных
форм экстремизма в молодежной среде хорошо
организованная психологическая служба
становится важнейшим элементом в реализации
государственной молодежной политики.
На значении целенаправленной работы с
молодежью по формированию психологической
культуры подробно остановилась И.В. Дубровина
(доктор психологических наук, профессор,
академик РАО, зав. лабораторией научных основ
детской практической психологии
Психологического института РАО). Ирина
Владимировна уверена, что этому (помимо
непосредственного преподавания психологии в
школе) может способствовать и общая
гуманитаризация образования, которая не должна
сводиться только к расширенному преподаванию
традиционных гуманитарных наук. Гуманитарность
должна пронизывать всю систему дисциплин,
раскрывая сложность, системность и
универсальность мира человека.
Ирина Владимировна выразила озабоченность тем,
что сейчас образованных людей становится все
больше, а культурных все меньше. Не случайно,
считает она, много нареканий вызывают педагоги,
психологи, юристы, которые за годы обучения
становятся представителями «массовых
специальностей», оставив за бортом развитие
своего духовного и личностного потенциала.
Важная роль психологии в современной духовной
жизни общества проявляется, в первую очередь, в
ее включенности во взаимодействие различных
социальных, естественных, технических наук, ее
непосредственной связи с
социально-политическими процессами в
современном мире. Поэтому психология как наука и
как практическая деятельность не просто
составляет часть общей современной культуры, но
является ее ядром.
И.В. Дубровина с сожалением отметила, что сейчас
в образовании, как и в обществе в целом, больше
востребованы психологические знания, чем
психологическая культура. Знания, считает она,
необходимый, но лишь первый, начальный уровень
культуры. В этой связи Ирина Владимировна
вспомнила слова Ю. Лотмана: «Как совесть без
развитого интеллекта слепа, так опасен интеллект
без совести».
Обзор социологических исследований представил
в своем докладе В.С. Собкин (доктор
психологических наук, профессор, академик РАО,
директор Института социологии РАО). Он обратил
внимание собравшихся на отсутствие в
современной психологии работ, которые бы
всесторонне рассматривали содержательный
компонент ценностных ориентацией современных
подростков и молодежи.
Ведь именно в этом возрасте, по мнению
Владимира Самуиловича, происходит формирование
мировоззрения и социальной идентичности.
Поэтому важно проследить и затем
продемонстрировать разрыв, который намечается в
подростковой социально-культурной среде. Ведь
образовательные учреждения посещают дети из
различных социальных групп, а школа, по данным
исследователей, только усугубляет социальное
неравенство. Нужно по-новому готовить психологов
для работы в образовательных учреждениях,
поскольку сегодня специалистов часто отличает
наивное психологическое сознание и они мало
знакомы с проблемами социальной организации
школьной жизни.
БЕЗ ПСИХОЛОГОВ НЕ ОБОЙТИСЬ!
В этом году, как и в прошлом, основную и наиболее
активную часть участников конференции
составляли психологи, работающие в среднем
профессиональном образовании. Дело в том, что эта
часть специалистов наиболее многочисленна и
организованна. По данным Управления среднего
профессионального образования Минобразования
России, в половине техникумов и колледжей
работают педагоги-психологи, кабинеты
психологической разгрузки созданы в каждом
четвертом из них, службы доверия функционируют в
9% образовательных учреждений. В мае 2003 года
прошел первый Всероссийский семинар-совещание
педагогов-психологов средних специальных
учебных заведений (ССУЗ). Директора всех
образовательных учреждений среднего
профессионального образования подтвердили
целесообразность введения в штатное расписание
ставки педагога-психолога.
|
Обсуждение проекта
рекомендаций конференции
|
За последнее время были приняты два
документа, регулирующие работу специалистов
среднего профессионального звена: «Рекомендации
по организации деятельности психологической
службы в ССУЗе» и «Примерная должностная
инструкция педагога-психолога ССУЗа».
В высшей школе в отсутствие каких-либо
нормативных документов нет общего представления
о том, что такое психологическая служба и какие
задачи она должна решать. Своей озабоченностью
сложившейся ситуацией с собравшимися поделилась
Т.Н. Арсеньева (кандидат психологических наук,
зав. лабораторией проблем психологического
сопровождения профессионального образования
МГППУ). Она считает, что необходимы обобщение и
анализ имеющегося опыта работы психологических
служб в высших учебных заведениях.
Наиболее четкую схему построения
психологической службы в вузе представила О.А.
Карабанова (доктор психологических наук,
профессор, зам. декана по науке факультета
психологии МГУ
им. М.В. Ломоносова) в докладе «Цели, задачи и
перспективы развития психологической службы
вуза». Ольга Александровна полагает, что работа
психолога в вузе должна исходить из особенностей
построения учебного процесса. Необходимо
учитывать и внешние факторы, отражающие
особенности постиндустриального общества с его
быстро обновляемыми знаниями и профессиональной
мобильностью, а также трансформацию системы
ценностей у современных молодых людей. Ведь
процесс личностного самоопределения
продолжается и у студентов вузов. Данные
прикладных исследований показывают, что этот
вопрос остается актуальным даже на пороге
окончания вуза.
Психологическая служба высшего учебного
заведения должна решать целый ряд задач:
развитие у студентов не только познавательных
возможностей, умений и навыков, но и личностных
характеристик, необходимых для освоения
профессии и начала самостоятельной трудовой
деятельности; помощь в совладании с кризисными и
трудными ситуациями, включая помощь по запросу и
превентивную помощь; повышение
стрессоустойчивости; психологическое
сопровождение профессионального
самоопределения и помощь в планировании будущей
карьеры; создание позитивного психологического
климата в учебном заведении; профилактика
«саморазрушительного» поведения.
Представители других вузов в своих
выступлениях были единодушны и подтвердили
необходимость организации психологических
служб. С докладом о роли психологической
культуры в сопровождении
профессионально-личностного становления
будущих специалистов выступил
В.В. Семикин (доктор психологических наук,
профессор, декан психолого-педагогического
факультета РГГУ им. А.И. Герцена). А.В. Капцов
(кандидат технических наук, зав. кафедрой
психологии управления Самарской гуманитарной
академии) говорил о роли психологической службы
вуза в социализации студентов. Н.С. Пряжников
(доктор педагогических наук, профессор
факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова)
посвятил свое эмоциональное выступление
профессиональному самоопределению и
планированию профессиональной карьеры
студенческой молодежи. Концепцию
профессиональной карьеры выпускника учреждения
профессионального образования представил В.В.
Карезин (руководитель центра профориентации и
трудоустройства МГУ им. М.В. Ломоносова).
Интересным был доклад П.В. Румянцевой (зам.
декана по международным связям РГППУ им.
А.И. Герцена) об опыте работы психологической
службы вуза по адаптации иностранных студентов к
обучению в инокультурной среде. О.Г. Власова
(кандидат психологических наук, зав. кафедрой
психологии Северо-Кавказского государственного
технического университета) рассказала о
профессиональном самоопределении
старшеклассников и студентов в условиях
трансформации рынка труда.
А.Г. Серебряков (научный сотрудник МГУ им. М.В.
Ломоносова, президент Центра тестирования и
развития «Гуманитарные технологии») не только
провел всесторонний анализ имеющихся
профориентационных методик, но и познакомил
собравшихся с применением инновационных
технологий в системе профориентационного
консультирования молодых людей.
Как и в прошлом году, своими наработками
делились представители средних специальных
учебных заведений: Т.Б. Кононенко
(педагог-психолог Костромского энергетического
техникума им.
Ф.В. Чижова), Н.М. Лобова и В.В. Юферова
(педагоги-психологи Омского автотранспортного
колледжа), А.Г. Строков (руководитель
психологической службы Воронежского
государственного промышленно-гуманитарного
колледжа), С.Г. Белых (педагог-психолог
Дмитровского государственного политехнического
колледжа).
Несмотря на то что в конференции самое активное
участие принимали ученые, практики, руководители
научных подразделений и представители
министерства, разговор получился общий и
заинтересованный. Окончательный вердикт был
поддержан всеми: без психологов системе
образования не обойтись! Причем специалисты
должны объединить усилия и выступать единым
фронтом: и ученые, и практики, и управленцы. А
воспитанием молодого поколения нужно заниматься
начиная с раннего дошкольного возраста.
В рекомендациях конференции, которые были
разосланы во все органы управления образованием
РФ, было выражено общее мнение ее участников,
поддержанное Министерством образования и науки
РФ. Основное пожелание – разработать программу
комплексного психологического сопровождения
для реализации Стратегии государственной
молодежной политики в системе профессионального
образования, включив в нее рекомендации по
созданию региональных научно-методических
центров практической психологии
профессионального образования.
Полный текст рекомендаций можно найти на сайте:
www. rospsy.ru
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|