Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2007


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«Психолог, педагог, администратор: приемы и стратегии взаимодействия»

Договор

Деловая игра

Спонсор публикации статьи: интернет магазин in-green.com.ua – предлагает Вам бензиновые генераторы высокого качества по доступным ценам. Помимо большого выбора генераторов, сайт предлагает широкий ассортимент профессионального оборудования и инструментов. Тут можно подробно ознакомиться с каталогом продукции.

Идею проведения игры нам подсказали коллеги из Белорусии (газета «Школьный психолог», № 16, 2006). Игра была проведена в рамках курсов повышения квалификации для завучей по учебно-воспитательной работе и педагогов-психологов образовательных учреждений. Она была ориентирована на выработку стратегий эффективного взаимодействия специалистов школы с позиции индивидуального обучения. Данная игра (с небольшими модификациями) может быть использована для повышения профессиональной компетентности специалистов школ разных типов.

Цель: формирование механизма взаимодействия участников образовательного процесса с позиции индивидуального обучения.

Задачи: 1) актуализация представлений о состоянии взаимодействия субъектов образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении; 2) осознание специфических ожиданий основных участников; 3) формирование общих целей, прояснение подходов к разделению зон ответственности; 4) заключение договора взаимодействия.

Необходимые материалы: карточки с названием ролей участников («педагоги», «родители», «специалисты», «учащиеся»), лист ватмана, листы А4, ручки, ножницы, маркеры, бэйджи.

Продолжительность игры: 1,5 часа.

К участию в игре приглашаются администрация, педагоги, узкие специалисты, готовые творчески обсуждать и деятельно участвовать в решении проблем современной школы. Общее количество не должно превышать 30 человек.

Условия проведения. Проводит деловую игру завуч или педагог-психолог. Сценарий основан на имитации ситуаций, разрешении разнообразных задач.

Для проведения деловой игры необходимо:

— иметь в наличии проблемы, которые должен решить педагогический коллектив;

— имитировать реальную ситуацию, разыгрывать ее по ролям (ученик, родитель, педагоги, специалисты).

Деловая игра «Договор» может являться одной из нетрадиционных форм проведения педсовета, заседания методобъединения.

СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

I этап — подготовительный

1. Знакомство с темой и проблемой

Ведущий. Уважаемые коллеги! Предлагаю вам принять участие в деловой игре под образным названием «Договор». Она ориентирована на выработку стратегий эффективного взаимодействия специалистов школы в условиях индивидуального образования.

Регулярно общаясь на семинарах с педагогами-психологами общеобразовательных учреждений, мы обратили внимание, что вопросы реального взаимодействия волнуют многих специалистов школы. Это работа с детьми, имеющими проблемы в обучении и развитии или находящимися в социально опасном положении, работа, связанная с профильным обучением, и пр. Зачастую встречается рассогласованность в действиях специалистов школы, перекладывание ответственности с себя на другого человека, а также разное видение путей достижения общих целей. Сегодня мы постараемся проработать эти проблемы.

Для создания позитивного настроя прочитаю вам одну восточную мудрость. Мне представляется, что она наиболее точно отражает сущность индивидуального образования.

Воспитатель — тот же садовник

Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое — прохладную тень; одно любит берег ручья, другое — высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое — на жирной глинистой.

Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства.

2. Определение формата и регламента работы

На проведение игры отводится 1 час. Деловая игра предполагает работу в мини-группах до 5 человек, включает общие задания, обсуждения и дискуссии по заявленной теме.

3. Установление правил работы в группе

Ведущий. Деловая игра происходит по определенным правилам:

— соблюдение временных границ;

— безоценочное отношение к личности участников;

— использование Я-высказывания для выражения своей позиции;

— правило «STOP»: ведущий имеет право остановить участника, если он говорит не по существу и переходит на персоналии.

4. Распределение ролей в группе

Ведущий. Каждый из нас делает очень много, осуществляя свои профессиональные функции в качестве педагога, завуча, психолога. Мы вправе считать себя неплохими специалистами. Однако какими бы высококвалифицированными специалистами мы ни были, мы видим проблемы только из своей, ставшей привычной позиции, не задумываясь о том, что другой профессионал может видеть и оценивать увиденное иначе, чем мы. Сегодня мы предлагаем вам выйти за рамки привычных позиций и выбрать ту роль, которая вам не свойственна в профессии.

У нас будут работать 4 мини-группы: «учащихся», «родителей», «педагогов», «специалистов (педагог-психолог, социальный педагог, логопед)».

Я попрошу встать четырех человек, кто чувствует в себе достаточно активности, — это будут лидеры в мини-группах.

Для повышения эффективности работы внутри каждой мини-группы необходимо распределить обязанности (роли).

Лидер выбирает генератора идей. Генератор идей выбирает презентатора. Презентатор выбирает критика. Критик выбирает секретаря. Секретарь выбирает хранителя времени.

Лидер — осуществляет общее руководство.

Хранитель времени — осуществляет контроль за временем.

Презентатор — выступает от имени всей группы.

Генераторы идей (несколько человек) — выдвигают свои суждения по интересующему вопросу.

Критик — осуществляет конструктивную критику.

Секретарь — ведет стенограмму работы.

Общее время подготовительного этапа не должно превышать 5–7 минут.

II этап — основной.
Моделирование совместной деятельности

Ведущий. Сегодня в ходе деловой игры мы попытаемся услышать друг друга и выработать общие действия по решению заявленной проблемы.

Тезис этого этапа: «Учиться и не размышлять — напрасно терять время» (Конфунций).

1. Погружение в новую
профессиональную роль

А) Каждой из мини-групп — «учащихся», «родителей», «педагогов», «специалистов» — в течение 5 минут. предстоит сформулировать свое представление о конечном продукте образовательного процесса. Иными словами, представить образ итогового результата с позиции взаимодействия специалистов школы в условиях индивидуального образования.

Презентация материалов каждой мини-группы и их обсуждение.

Ведущий. В ходе подготовки деловой игры мы нашли образ «пирога» применительно к проблеме взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса (УВП).

Представьте, что подготовка выпускника — это огромный «пирог», который должен быть «испечен» и «разделен» между педагогами, учащимися, родителями, специалистами.

(На доске вывешивается чистый ватман.)

Представители от каждой минигруппы должны обозначить свое место в этом «пироге».

(Процесс определения пространства происходит без вмешательства ведущего.)

Б) Группам надо пределить предметную ответственность для каждой категории (кто за что отвечает). Каждая мини-группа описывает круг своей ответственности на данной части «пирога».

В) Соотнести меру ответственности со своим личным вкладом. Всегда ли ваша ответственность совпадает с вашими возможностями?

Время для обсуждения — 5 минут.

Ведущий. У вас есть возможность сразу запросить какую-то помощь у представителей любой мини-группы. «Помощники» обсуждают проблему и предлагают конкретные решения, которые вы должны отразить на листе ватмана.

Время для обсуждения — 7–10 минут.

2. Работа в мини-группах

Ведущий следит за процессом обсуждения, принимая позицию наблюдателя. Если возникает необходимость, оказывает консультативную помощь.

По завершении отведенного времени представители каждой мини-группы (презентаторы) вывешивают листы ватмана на стене и дают комментарии к принятым решениям.

3. Презентация

Тезис этого этапа: «Краткость — сестра таланта» (А.П. Чехов).

Время презентации каждой группы — до 5 минут.

Ведущий. Нам предоставляется возможность составить и заключить договор со всеми субъектами УВП. В нем обговариваются предмет договора, права и обязанности сторон, сроки действия.

Договор подписывают представители каждой категории, а ведущий скрепляет печатью.

4. Возвращение в свои настоящие
профессиональные роли (деролинг)

Ведущий. Презентация каждой мини-группы, на наш взгляд, показала многообразие форм и методов взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Однако давайте вспомним о том, кем вы являетесь на самом деле.

Ведущий забирает карточки у каждой мини-группы с заявленными ролями.

5. Возможная реализация взаимодействия
участников образовательного процесса
с позиции индивидуального обучения

Ведущий. Вы снова стали самими собой педагогами, психологами, администраторами. Прошу вас еще раз внимательно просмотреть и проанализировать то, что предложили ваши коллеги, взглянув на проблему с вашей профессиональной позиции.

Подумайте, можно ли найти среди высказанных идей приемлемые для вас те, которые вы сами готовы начать воплощать в жизнь? Если хочется сказать «нет» аргументируйте свой ответ.

Основное требование: выбрать как можно больше приемлемых стратегий эффективного взаимодействия специалистов школы с позиции индивидуального образования.

Предложения «учащихся», «родителей» обсуждаются всеми участниками игры.

Время на обсуждение — до 10 минут.

По истечении отведенного времени представители от групп выступают с результатами обсуждения. В итоге появляется наглядный перечень ожиданий и информация о возможном механизме взаимодействия участников образовательного процесса.

III этап — заключительный.
Подведение итогов деловой игры

Ведущий. Вот мы и подошли к заключительному этапу деловой игры. Нам представляется возможным заключить договор со всеми субъектами УВП.

Тезис этого этапа: «Терпимость к различиям — один из главных показателей уровня культуры и интеллектуального развития» (психолог Б.Г. Ананьев).

Итоговая рефлексия

Ведущий предлагает участникам деловой игры обсудить итоги по следующим вопросам:

– Что понравилось? Что заинтересовало? Что можно использовать? — Поставьте «+».

– Что не понравилось? Что было непонятно? Что вызывало отрицательные эмоции? О чем было трудно говорить? — Поставьте «–».

– Что было непонятно? — поставьте «?».

Проблемы, требующие дальнейшего решения, запишите на листочке со знаком «зигзаг». Нам представляется, что этот знак наиболее точно отвечает за творчество, нестандартность решений.

Светлана БАЗАРОВА,
педагог-психолог
МОУ «Центр диагностики
и консультирования «Гармония»,
Елена ЖМЫХОВА,
педагог-психолог МОУ СОШ № 51,
г. Курск

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пример результатов обсуждения в минигруппах
на творческой мастерской

Представление образа итогового результата для каждой категории выглядит так.

Для «УЧАЩИХСЯ» — здоровый / культурный ученик. От имени своего «Я» — я чувствую востребованность моих личных качеств, способностей; свободно ориентируюсь в информационном пространстве; чувствую поддержку и обеспечение ресурсами; имею прочные знания, знаю способы их применения; самостоятелен в своем выборе.

«РОДИТЕЛИ» видят своего ребенка здоровым, обладающим глубокими знаниями, развитыми коммуникативными навыками, общей культурой, имеющим профильную подготовку.

Для «ПЕДАГОГОВ» — это личность высоконравственная, социально-значимая, обладающая необходимым объемом знаний, умеющая ориентироваться в современном мире, толерантная, со сформированной готовностью к здоровому образу жизни.

Для «СПЕЦИАЛИСТОВ» — это здоровый, коммуникабельный ученик, имеющий твердые жизненные позиции, обладающий определенным запасом знаний, умеющий свободно ориентироваться в мире профессий, готовый к самостоятельной жизни.

Этап представления образа «пирога» применительно к проблеме взаимодействия субъектов УВП прошел очень динамично. Мини-группа «учащихся» «захватила» самый центр «пирога», затем разместились «родители», потом «педагоги», а самый первый «слой» отдали «специалистам». Мы получили рисунок «пирога»:

На этапе игры «Выбор ответственности» были получены следующие результаты:

«ПЕДАГОГИ» отвечают:

– за прочные знания;

– общую культуру;

– развитие творчества и индивидуальности;

– развитие гражданских чувств и патриотизма;

– формирование потребности в дополнительном образовании (посещение кружков, секций и т.п.);

– формирование здорового образа жизни.

«РОДИТЕЛИ» отвечают:

– за создание условий для здорового развития ребенка (соблюдение режима дня, гигиенических требований, развитие навыков самостоятельного самообслуживания);

–обеспечение материального благосостояния для полноценного развития ребенка;

– постоянную взаимосвязь со школой (через учителей, классных руководителей);

– развитие творческих способностей (привлечение в систему дополнительного образования);

– знакомство с кругом общения ребенка;

– доверительные отношения с ребенком.

«СПЕЦИАЛИСТЫ» отвечают:

– за своевременное выполнение прививок, общее состояние здоровья (медицинский работник);

– развитие коммуникабельности, психологической комфортности, умение жить в коллективе (педагог-психолог);

– своевременное исправление дефектов речи, развитие речи (логопед);

– оказание комплексной помощи детям из неблагополучных семей, детям, попавшим в кризисные ситуации (социальный педагог).

«УЧАЩИЕСЯ» отвечают:

– за принятие решения по выбору профиля обучения, образовательной траектории;

– сохранение своего здоровья (соблюдение режима труда и отдыха и т.п.);

– отказ от вредных привычек;

– сохранение доверительных отношений с родителями;

– развитие навыков общения (умение дружить со сверстниками);

– развитие толерантного отношения к окружающим.

Этап игры «Заключение договора» позволил прописать права и обязанности по взаимодействию субъектов УВП.

В ходе игры поднимались вопросы, которые требуют дополнительного обсуждения: роль администрации, учет специфики каждого образовательного учреждения, уточнение функциональных обязанностей специалистов школы.

Участники семинара отметили, что полученные результаты дают возможность координировать деятельность всех субъектов образовательного процесса. Но наиболее значимым достижением явилась возможность открытого обсуждения ответственности каждой категорией участников, распространения полученного опыта в конкретном учреждении образования.