Психодидактика школьного
учебника
Интеллектуальное воспитание учащихся
|
Э.Г. Гельфман,
М.А. Холодная
СПб.: Питер, 2006
|
Cовременный этап
школьного образования отличается большим
разнообразием учебников, на первый взгляд очень
похожих друг на друга содержанием и методическим
аппаратом. В результате перед педагогами и
методистами встает задача со многими
неизвестными — определить, какому учебнику и
почему следует отдать предпочтение. Авторы
данного издания, задавшись вопросом о том, каким
должен быть современный учебник, предлагают
различать два подхода к содержанию учебного
предмета и соответственного школьного учебника.
По их мнению, подавляющее большинство
учебников реализует предметно-центрический
подход, при котором содержание учебника строится
как проекция конкретного научного знания. Что
представляет из себя такой учебник, всем нам
хорошо известно из собственного опыта. В
нынешних условиях такой подход авторам видится
нуждающимся в дополнении психодидактикой,
имеющей своей целью интеллектуальное воспитание
учащихся посредством повышения эффективности
обучения конкретному предмету. Учебник
рассматривается как полифункциональная
психодидактическая система: по содержанию, форме
и конструкции он является проекцией не только
научного знания, но и основных закономерностей
интеллектуального развития личности в ходе
обучения.
Если при традиционном подходе учебник пишут
специалисты в соответствующей предметной
области, то реализация психодидактического
подхода требует участия в этом процессе еще
методиста и психолога, занятых подготовкой
такого текста, который выступает посредником
между научным знанием и психологическими
особенностями учащихся.
В книге Гельфмана и Холодной рассказывается об
опыте реализации психодидактического подхода к
учебным текстам на примере учебников математики
для 5–9-х классов. Описана обогащающая модель
обучения математике, которая проходила проверку
в течение 25 лет в школах разных регионов России
(список учебных книг этого проекта приводится в
конце издания).
Говоря об интеллектуальном воспитании
школьников, авторы вводят понятие интеллекта как
формы организации ментального (умственного)
опыта, особенности состава и строения которого
предопределяют продуктивность интеллектуальной
деятельности, и выделяют три уровня ментального
опыта — когнитивный, метакогнитивный и
интенциональный. Изложение книги построено
таким образом, что сначала дается общее
представление модели обучения, а далее речь идет
о типах учебных текстов, которые способствуют
обогащению соответственно понятийного,
метакогнитивного и интенционального опыта
учащихся в курсе математики.
Интересно отметить, что авторы книги —
математик и психолог — своим примером показали,
каким эффективным может быть сотрудничество
профессионального психолога и специалиста в
конкретной предметной области, обладающего к
тому же и методическими знаниями.
Марина СТЕПАНОВА
|