Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2007


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«Психолог, педагог, администратор: приемы и стратегии взаимодействия»

 

Деловая игра
«Педагог – родитель»

Игра проводится в начале учебного года на родительском собрании. Ее можно проводить как в учреждениях дополнительного образования, так и в общеобразовательных школах.

Цель: создать благоприятные условия для образования и развития детей; показать педагогам разнообразие форм работы с родителями.

Материалы: ватман — 2 листа, бланки «Критерии эффективности работы» — по количеству микрогрупп, бланки «Какие формы работы с родителями я использую и как часто» — по количеству участников; ручки, маркеры.

Участники: педагоги.

Время работы: 1 час 15 минут.

Содержание игры

Ожидаемый результат

1. Вступительное слово ведущего о проблемах в работе с родителями

2. Разбивка педагогов по микрогруппам

3. Заполнение первого бланка. Предлагается вспомнить все формы работы с родителями из своей практики. Заполняя второй столбик таблицы, ответить на вопрос: зачем нужна эта форма?

Что в результате? Как отследить результат?

4. Обобщение. Происходит при заполнении этого же бланка на большом листе. Микрогруппы презентуют свою работу. Начинает та микрогруппа, у которой больше форм

5. Индивидуальная работа «Какие формы работы я использую и как часто». Анализ заполненного бланка

6. Отработка на практике одной из форм – предлагается в тех же микрогруппах составить план-сценарий родительского собрания

7. Презентация планов-сценариев

8. Подведение итогов

1. Погружение в тему

2. Снятие тревожности педагога

3. Обращение к прошлому опыту педагогов. Происходит осознание ими необходимости этой работы

4. Элемент оценивания и соревновательности

5. Осознание своей работы с родителями

6. КТД. Присвоение нового опыта

7. Предъявление своего результата социуму

8. Получение обратной связи

Образец заполнения бланка «Критерии эффективности работы»

Формы работы с родителями

Критерии эффективности

1. Живой разговор (беседа)

2. Телефонный звонок

3. Опросники, анкеты

4. Посещение занятий

5. Родительские собрания

6. Помощь в организации деятельности

7. Досуговые мероприятия

8. Совместное творчество

9. Индивидуальные консультации

10. Посещение детей на дому

11. Благодарственные письма

12. Родительский мастер-класс

13. СМИ

14. Гостиные, лектории

15. Информационный стенд

16. Совместные занятия

17. КТД

1. Запрос, заказ, знакомство

2. Передача информации, контроль

3. Заказ, мониторинг

4. Информация об образовательном процессе, о ребенке

5. Решение организационных вопросов, планирование деятельности

6. Материальная поддержка, PR

7. Эмоциональный контакт ребенка, родителя и педагога, формирование культуры досуга, инициатива родителей

8. Сплочение, взаимопонимание

9. Помощь в решении проблем ребенка и родителя

10. Информация о семейных ценностях, формах воспитания, более тесный контакт

11. Поощрение, стимуляция родительской инициативы

12. Поддержка родительского авторитета, заинтересованность, поддержка, сотрудничество

13. Презентация в социуме

14. Просвещение родителей, обсуждение и решение проблем, сплочение родительского коллектива

15. Информирование о деятельности в кружке, о достижениях детей

16. Заинтересованность, выработка единой позиции родителей и педагога во взаимодействии с ребенком, передача опыта, принятие детей и родителей

17. Сплочение детско-родительского сообщества, улучшение взаимопонимания

Бланк «Какие формы работы
с родителями я использую и как часто»

Формы работы с родителями

всегда

часто

иногда

редко

никогда

           
           

Анализ

1. Какие мысли возникли при заполнении бланка?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

2. Что хочется изменить в своей работе?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Памятка педагогу по проведению
родительского собрания

Семь обязательных правил

Уважайте
Помогайте
Объясняйте
Благодарите
Доверяйте
Учитесь
Спрашивайте

План родительского собрания

Подготовительный период

1. Разослать приглашения в оригинальной форме.

2. Оформить комнату (выставка, фото, родительские поделки, коллективные рисунки и др.)

3. Продумать мизансцену (как посадим, какие раздадим памятки, эмблемы).

Ход собрания

• Творческая заставка-презентация.

• Игра-знакомство, игра-сплочение.

• Выступление педагога о содержании деятельности, о режиме работы.

• Выступление психолога в режиме диалога.

• Обратная связь через опросник, ответное слово родителей.

• Чай (желательно).

Ольга ПЕТУХОВА,
педагог-психолог,
Дом детского творчества «У Белого озера»,
г. Томск