С начала девяностых
годов слово «воспитание» стало вытесняться со
страниц психологических и даже педагогических
работ значительно более привлекательным и
весомым словом «развитие». Многие
«революционеры» от науки и педагогической
практики искренне полагали, что воспитывать –
это значит ограничивать личную свободу. В бурную
эпоху перемен казалось, конечно же, немодным
заниматься подобным архаичным и вредоносным
делом. Воспитание прочно синонимизировалось с
формированием, а уж последний термин вообще
никоим образом не вписывался в лексикон
гуманистически ориентированных педагогов и
психологов. Однако в последнее время понятие
«воспитание» постепенно начинает
реабилитироваться и в среде ученых, и в среде
практиков. То ли за прошедшие годы поблекла
краска пафосных гуманистических лозунгов,
оказавшихся для нашей школы хотя и красивыми, но
пустыми декларациями, то ли пришло осознание
кривобокости системы образования, в которой
обучение есть, а воспитания нет и которая плодит
отроков с интеллектом без всяких ценностных
ориентиров. Во всяком случае, нынешняя ситуация
характеризуется возрастающим вниманием к
методам и средствам воспитания, многие из
которых оказались потерянными и забытыми. При
этом администрация школ с надеждой взирает на
психолога, пытаясь превратить его то в
массовика-затейника, то в гуру, выпускающего из
волшебного инкубатора стройные ряды
самоактуализирующихся личностей.
Так нужно ли возвращать прежний блеск и
глубокое содержание слову «воспитание»? И если
да, то каким должно быть воспитание в современной
школе? Как связана с воспитанием психология? И
может ли школьный психолог именно
психологическими средствами способствовать
воспитанию учащихся? Об этом наш сегодняшний
тематический номер.
Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор
|