Воспитывает ли школьный психолог?
Нужно ли школьному психологу
заниматься воспитанием? Входит ли это в его
функциональные обязанности? На этот вопрос
по-разному отвечают учителя и сами психологи.
Учителя считают, что входит и что первейшая
задача психологов — работать с трудными в
поведении детьми. Психологи не соглашаются с
этим и жалуются, что из них делают карателей, что
учителя тащат к ним в кабинет детей при грубых
нарушениях поведения.
Как нам представляется, на этот вопрос уже
ответили те инстанции, которые назвали нашу
должность «педагог-психолог». Другое дело, что
прежде чем спорить — воспитывать или не
воспитывать, нужно определить для себя, что такое
воспитание.
Как нам представляется, воспитание нужно
понимать как содействие социализации ребенка, то
есть приобретению им социально необходимого
опыта, успешному освоению социальных норм,
возможности активно самовыражаться в своей
среде. Содействует ли школьный психолог
социализации ребенка? Да, безусловно. Другое
дело, что он делает это психологическими
средствами, избегая наказания. Поэтому стоит
объяснять учителям, что наказывать походом к
психологу не следует. Что же тогда может делать
психолог?
В качестве примера приведем две формы
групповой работы, которые мы считаем
воспитывающими. Они были разработаны и проведены
нами в первых классах.
История с Васей
В одном из классов произошла такая ситуация.
Мальчик сильно ударил девочку. Наверное, дело не
обошлось без того, что она его поддразнивала. Но
этого никто не видел. А мальчик был высоким и
шустрым, девочка маленькой и тихой. Мама девочки
просила серьезно разобраться. Учительница
отругала мальчика, сообщила его родителям, потом
обратилась ко мне с вопросом: «А как разбираться
в классе? Опять ругать — теперь уже при всех?» Я
обещала провести на эту тему занятие. Попробую
описать, что у меня получилось. Начала с чтения
такой сказки.
Однажды Петя Лучкин вышел из дома в плохом
настроении. Поэтому взял он и плюнул в сторону, ни
в кого, просто от настроения. Но случайно он попал
в старушку. И все бы ничего, но старушка оказалась
волшебницей. Обиделась она на Петю, рассердилась
и решила сделать его несчастливым человеком. Как?
Нет, она не превратила его ни в жабу, ни в осла,
она… сделала его трусом. Петя даже не
расстроился, когда она ему об этом сказала. Ну и
пусть, все равно об этом никто не узнает.
Позавтракал Петя и пошел в школу.
А вот там ему уже стало не по себе, как-то
страшновато. Тогда для храбрости выбрал он самую
маленькую девочку Наташу и стукнул ее, да так, что
у нее синяк громадный остался. И вот тут-то
начались для него несчастья. Учительница ругала
его, родителям позвонили, мама ругала… Понимал
Петя, что не стоит ему драться, но не мог
сдержаться. Страх внутри него так и шептал:
«Стукни кого-нибудь — легче станет». Подошел он
тогда к мальчишкам. Стал их задирать. Опять
наказали. Даже хуже. Директор сказала ему:
«Драться будешь — исключу из школы». А дома мама
переживает, да сделать ничего не может. Все Петя
понимает, но страх внутри него кулаками
управляет.
Когда я только начала читать, наш мальчик,
назовем его Васей, тут же понял, кого имеют в виду.
Он стал отворачиваться, смотреть в окно, теребить
дневник.
После чтения я предложила ребятам разыграть
сказку. Они все очень живо стали проситься на
разные роли, кроме Васи, который продолжал
смотреть в окно.
После разыгрывания я предложила ребятам
придумать совет для Пети. Первое, что они
придумали — найти волшебницу и попросить
расколдовать. Я сказала, что это невозможно.
Тогда они придумали много интересных советов.
Жалею, что не было диктофона и я большинство не
запомнила, кроме одного: «Вспомнить свои хорошие
поступки, все свое хорошее, и тогда оно вытеснит
из тебя все плохое».
В конце я предложила всем ребятам закрыть глаза
и подумать, а были ли у них ситуации, похожие на
Петину. А если были, поднять руку. Наш Вася поднял
руку первым и, конечно, приоткрыл глаза, чтобы
подсмотреть, как остальные. А подняли руки многие
мальчики. Когда все открыли глаза, он сиял.
Как нам кажется, занятие было вполне
воспитывающим, причем в отношении не только
«виновника», но и других мальчиков. Достаточно ли
его было, чтобы нормализовать ситуацию? Конечно,
нет. Оно выполняло функцию «скорой помощи».
Далее мы вместе с учительницей
проанализировали причины такого поступка
ребенка в контексте его поведения в школе в
целом. Дрался он нередко. Согласились с тем, что у
ребенка не вполне развито умение контролировать
себя, а также эмпатия. Составили рекомендации для
родителей и «торжественно» вручили их маме.
Главным в них было предложение проводить
самоанализ поведения всех детей в семье (их было
трое).
Систематическая работа родителей привела к
тому, что поведение мальчика нормализовалось.
Через полтора месяца заканчивался учебный год.
Мама обратилась с вопросом, что делать дальше. Мы
предложили ей провести «праздник окончания
самоанализа», обсудить, как дети изменились, и
чем-нибудь их порадовать.
Два занятия на тему
«Я учусь разрешать конфликты»
В другом первом классе в конце учебного года
появилась другая проблема — дети стали часто
ссориться. Возможно, устали. А может быть,
повзрослели и начали перераспределять
лидерство. С ними я провела такие два занятия.
ЗАНЯТИЕ 1
Чтение рассказа
Мальчик, о котором сейчас пойдет речь,
заканчивал 1-й класс. А папа его был в долгой
командировке. И вот приехал папа оттуда и
спрашивает:
— Ну-ка сын, расскажи, какие в вашем классе есть
радости и трудности?
Рассказывает мальчик:
— Класс у нас очень хороший. На уроках с
трудностями справляемся. А вот на прогулке
трудности остались — иногда конфликты бывают.
— А ты знаешь, что такое конфликт? — удивился
папа.
Мальчик ответил:
— Конечно, знаю. Конфликт — это (помогайте
ребята) столкновение интересов, когда один хочет
одного, а другой другого. Чаще конфликт
заканчивается ссорой, вызывает обиду и злость.
— А вот тут я с тобой не согласен, — сказал папа.
— Конфликт — он как задача. Решишь неверно —
будешь огорчаться. Решишь правильно — все будут
довольны. Только решать конфликт еще труднее, чем
решать задачу.
— А ты научи меня, папа, — попросил мальчик, — а
я ребят в классе научу.
Давайте и мы с вами будем учиться решать
конфликты.
Задание 1
Ведущий предлагает ребятам ситуации и просит
догадаться, можно ли их назвать конфликтными или
нет и почему.
а. Девочки играют в игру, подходит Наташа, хочет
с ними. А у них все места заняты. Одна из девочек
отвечает:
— Извини, все занято, в следующий раз.
Б. Мальчики играют, подходит Витя, хочет
поиграть с ними. Один из них отвечает:
— Отойди, ты нам мешаешь.
в. Миша хочет играть в одну игру, Петя в другую.
Спорят, обижаются, Петя толкает Мишу.
Г. Маша хочет играть в одну игру, Настя в другую.
Спорят, потом договариваются играть в них по
очереди.
Задание 2
Ведущий предлагает ребятам подумать и
назвать три варианта конфликта между ребятами на
прогулке. Например:
а. Маша спускается по лесенке с горки, Наташа
поднимается. Никто не хочет уступать.
Б. Два мальчика хотят водить.
Задание 3
Ведущий выбирает наиболее яркий конфликт из
названных детьми и помогает им инсценировать его
и найти правильное решение, в основе которого
лежат обоюдные уступки. Если есть куклы, это
можно сделать с их помощью.
ЗАНЯТИЕ 2
Чтение рассказа
После занятия психологией, на котором ребята
учились разрешать конфликты, на прогулке
случилась такая история. Наташе не понравилось,
что Петя, пробегая мимо, нечаянно коснулся ее
куртки. Куртка была новая, и Наташа ее берегла.
Поэтому он крикнула ему:
— Бегать надо осторожнее, — а потом догнала и
стукнула его по спине.
Петя удивленно остановился:
— Мы же только что на уроке психологии
разбирали, как надо мирно конфликты решать, —
сказал он ей.
— Глупости все это, — ответила Наташа, — никому
это умение не нужно. Это просто взрослые
придумали, чтобы нами удобнее было управлять. Вот
я тебя стукнула — мне хорошо, а ты меня нет — тебе
плохо, вот и разрешай дальше конфликты мирно.
Огорчился Петя. Может, и правда — не надо ему
конфликты мирно разрешать. Вечером подошел он к
папе. А тот сидит за своим столом, что-то пишет.
— Папа, а взрослым нужно уметь конфликты
разрешать? — спросил он.
Папа сказал:
— Извини, сынок, мне некогда отвечать. Я к
переговорам готовлюсь. Очень важный для всех
вопрос, как бы конфликта не вышло.
Пошел Петя к бабушке. А та его вовсе слушать не
стала. Телевизор смотрит — «Новости», оторваться
не может.
— Иди, Петя, вместе посмотрим, — говорит, —
очень интересно про конфликт в Ираке
рассказывают.
Только хотел Петя к маме подойти, но слышит из
другой комнаты визг раздается. Там его младшие
братья играют. И мамин строгий голос слишится:
— Ну когда вы наконец закончите ваши конфликты?
Пошел Петя к себе. И понял он, что…
Что понял Петя?
Задание 1
С помощью ведущего дети инсценируют рассказ и
ищут конструктивный выход из конфликта Наташи и
Пети.
Задание 2
Ведущий делит класс на подгруппы и предлагает
им инсценировать и разрешить один и тот же
конфликт, например:
«Класс строится идти гулять. Денис и Максим
хотят быть первыми.
— Я первый.
— Нет, я первый…»
После инсценирования делается вывод: отличие
конфликта от задачи состоит в том, что его можно
решать разными способами.
Задание 3
Инсценирование одного и того же конфликта по
группам.
Итак, я провела два занятия. Стали ли дети
меньше ссориться? Безусловно, нет. Но я дала
учителю некий инструмент, который она может
использовать для постепенного снижения уровня
конфликтности через побуждение детей к
рефлексии собственного поведения в сложных
коммуникативных ситуациях.
Психологическое воздействие мотивирует детей
к изменениям, дает им некоторый эмоциональный
толчок, а также инструмент для рефлексии
собственного поведения.
Но для появления стойких изменений необходимы
длительные педагогические воздействия со
стороны взрослых. В первой ситуации — родителей,
во второй — педагога.
Именно в мотивировании, вооружении детей
пониманием ситуации, а взрослых — логикой
педагогических воздействий должна заключаться,
на наш взгляд, воспитывающая роль психолога.
Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор педагогических наук,
кандидат психологических наук
|